На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
По морям и океанам
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизВверхНа следующую
Галерники
 

   
     
   
     
Солдат галерного флота
 
Солдат галерного флота  
Галерник  
Галерник  
Из хроник мы знаем, что корму украшала целая рельефная галерея, рассказывавшая об аргонавтах и их путешествии в Колхиду. Внутреннее помещение украшали статуи Марса, Меркурия, Одиссея.

На фризах были изображены тритоны, русалки, морские чудовища, дельфины и черепахи. Всего фигур насчитывалось более ста. И флагманская галера дона Жуана была не единственной в своём роде. Блеском и великолепием отличались не только флагманы, но также и простые военные галеры, и корабли богатых аристократов...

Но за роскошью гордо плывущих галер скрывался тяжелый труд. Команды гребцов состояли из трех разрядов людей: каторжников, невольников и добровольцев. Каторжники, приговоренные судом, были прикованы за одну ногу; их никогда не отпускали на берег, им было запрещено носить волосы, бороду и усы.

Ко второму разряду гребцов относились невольники: мавры (арабы), турки, негры и даже индейцы — ирокезы. Невольников также держали прикованными. На макушке при бритье им оставляли клок волос, чтобы отличать от каторжников.

Добровольцы, составлявшие немногочисленный отряд гребцов, находились в привилегированном положении. Они получали жалование и могли сходить на берег. Но все же их брили, оставляя только усы, и на ночь приковывали цепью.

Войдя в один из небольших залов королевского музея, я столкнулся с манекенами галерников. Бритоголовый каторжник и полуголый невольник сидят, скованные цепью, на мешках с провизией. Их охраняет вооруженный мечом солдат. Чуть поодаль — фигура свободного гребца, несущего ящик с инструментом. Несколько больших гравюр на заднем плане: порты Барселона и Генуя. Там изображены люди, закованные в цепи, а за ними — золоченые галеры...

Медленно, вереницей поднимаются каторжники на борт. Каждый сообщает офицеру охраны свое имя, а также имена родителей и жены. Эти сведения вносятся в судовой журнал. В него же записывается дата судебного приговора, а также данные о характере преступления и длительности наказания.

Затем производится описание личности: рост, цвет глаз и волос, форма лица, особые приметы. После этого каждому из каторжников сообщают номер, с которым он будет жить все годы, назначенные ему судом. (Невольник, под своим номером будет и похоронен...)

Далее к осмотру приступает врач, ощупывая каторжников, словно быков на рынке. Наиболее сильные и выносливые пополняют состав гребцов, другие же вынуждены сполна познать участь галерных инвалидов: их оставляют «догнивать» на старых судах или же отправляют на вновь открытые земли. В обоих случаях их участь предопределена. Голод и болезни быстро вершат свое страшное дело.

По окончании унизительной процедуры отбора заключенные передаются в руки брадобрея. Он за несколько секунд сбривает не только бороду, но и умудряется начисто снять все волосы на голове.

После этого галерники получают по две пары рубашек и брюки из грубой ткани, а также коричневый мешок из шерсти, служащий им постелью.

Толстыми цепями осужденных по пять человек приковывают друг к другу и помещают в тесные отсеки длиной 230 см и шириной 125 см. Эти камеры находятся в трюме, в самом низу корабля. Сюда проникает соленая вода, разъедая кожу...

Питание галерников ничем не лучше их жизни. Ежедневный рацион составляет 980 граммов сухарей, 120 граммов бобов, немного соли и масла; только по особым праздникам — вино. В походе через день выдают суп; четыре раза в году подневольным положено мясо... Те, кому помогают родственники, имеют мизерное количество денег. Они могут позволить себе купить некоторые продукты у членов экипажа или солдат...

Каторжный труд в море быстро изматывал голодных рабов. За отказ от работ их били, ослабевших бросали в море. В ближайшем порту капитаны пополняли запасы рабочей силы. Доставалось и вольнонаемным, но всё же их положение было несколько лучше.
 На стартВнизВверхНа следующую страницу
Роскошь и рабство...
 

   
     
   
     
Галерник, прикованный цепью  
Галерник, прикованный цепью  
По возвращении галеры из плавания членам экипажа и некоторым солдатам предоставлялся кратковременный отпуск.

Под присмотром оставшейся стражи каторжники вязали носки, продавая их затем местным торговцам. Некоторым каторжникам удавалось найти себе другое занятие: они устраивались на тяжелые работы в порту, например, переносили грузы.

Получая, таким образом, определенную свободу, заключенные начинали помышлять о побеге; однако, лишь одному из ста удавалось бежать и скрыться. Покинуть галеру не представляло большого труда, но в городе обритому, с железным кольцом на ноге, без средств каторжнику приходилось очень туго.

Горожане не испытывали к преступникам особой жалости. Оповещенные залпами галеры о совершённом побеге, они, вооружившись, сразу же направлялись на поиски беглеца. Спрятаться несчастному было невозможно. Затем следовали короткий суд и казнь...

Как ни странно, «везло» некоторым инвалидам. Им даровали свободу, если они покупали раба на свое место. Отсюда — стремление многих каторжников превратиться в инвалидов. Иные из них сами наносили себе увечья...

Более двух третей приговоренных к пожизненной каторге на галерах не доживало даже до окончания второго года заключения. История сохранила всего несколько имен «счастливцев», которые прожили на галерах по 20 и более лет...

Со смешанным чувством восторга и опустошенности вышел я из музея. Удивительная красота галер вызывала восхищение. Но как же страшна была судьба простых гребцов на этих судах! Блеск и нищета, зеркало и зазеркалье, роскошь и рабство. Шитые золотом пурпурные стяги — и холщовые саваны, венценосные командиры — и инвалиды, разбредавшиеся с галер по всей Европе...

Конечно, по-своему прав был премьер-министр Франции Кольбер, писавший в 1665 году: «Нет ничего более могущественного, способного наилучшим образом подчеркнуть королевское величие, чем сильный флот».

И все же, со временем стало понятно, что галерный флот подчеркивал не только величие, но и ужасную материальную и духовную нищету Средневековья.

В 2004 году, к 210-ой годовщине основания Одессы, Одесским горисполкомом и Фондом исследований истории мореплавания планируется воссоздание копии галеры-скампавеи «Джинестра» (XVIII в.)
 На стартВнизВверхНа следующую страницу
Фото
 

Быт портов, принимающих галеры Строительство галеры Быт портов, принимающих галеры
Быт портов, принимающих галеры
Строительство галеры
Быт портов, принимающих галеры
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU