На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
По морям и океанам
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизВверхНа следующую
Блеск и нищета галер
 

 
   
Битва при Лепанто. Художник Андрэа Мичиэли
 
Битва при Лепанто. Художник Андрэа Мичиэли  
Так уж случилось, что нежданно, негаданно я попал в удивительно красивый испанский город Барселону, столицу Каталонии.

Погрузочно-разгрузочные работы на нашем судне заняли менее десяти часов, которые мне, как праздному пассажиру, было разрешено провести на берегу.

В Барселоне огромное количество достопримечательностей; одни диковинные архитектурные творения Гауди влекут к себе миллионы туристов.

Я же, не колеблясь ни минуты, отправился в Королевский морской музей.

Музей этот — один из крупнейших в мире: в его экспозиции и фондах собрана богатейшая коллекция моделей, карт, картин и других экспонатов. Ведущее место занимает полномасштабная реконструкция средневековой галеры «Ля Реаль». В музее многолюдно; стар и млад с упоением рассматривают памятники мореплавания возрастом до трехсот и более лет.

Галера «Ля-Реаль». Королевский морской музей. Барселона
 
Галера «Ля-Реаль». Королевский морской музей. Барселона  
Вот и сводчатый зал, в котором уютно расположилась пятидесятиметровая галера. Корабль, удивительно соразмерный и пластичный, напоминает диковинное животное, которое вот-вот начнет двигаться. Совершенство средневековой техники!

Тысячи деталей четко пригнаных друг к другу — от огромной килевой балки до миниатюрных деревянных гвоздей, закрепляющих обшивку в капитанской каюте.

Длина весла, которым гребли шесть человек одновременно, — двенадцать метров; а приводили в движение галеру триста гребцов, добиваясь скорости в 10 узлов, что составляет 18,52 км/час. Этот тип судов просуществовал во флотах европейских и азиатских стран более тысячи лет, с VII по XVIII столетия. Впервые галера была построена в Венеции; прототипом для неё послужило римское морское судно — либурна.

История создания галер в Венеции, которую именовали владычицей морей, покрыта тайной. Мы не знаем имени мастера, изменившего вид либурны, не знаем мы и названия первой галеры.

Прошло несколько столетий, прежде чем эти суда покинули Средиземное море и были приняты во флоты других стран, вплоть до далёкой Скандинавии. Летопись XII столетия гласит, что норвежский король Эрик XII снабдил короля Филиппа Красивого 200 галерами для его борьбы против Англии.

Венеция подарила миру не только замечательное судно, но и обряды, связанные с ним.
Так, с далёких времён в Венеции, а затем и в других странах существовали особо крупные, роскошные галеры, которые не только использовались, как флагманские корабли королевских флотов, но и бывали участницами специальных торжеств.
 На стартВнизВверхНа следующую страницу
На спине огромной бабочки...
 

   
     
   
     
Венецианский залив в пору расцвета галерного флота  
Венецианский залив в пору расцвета галерного флота  
«Буцентавр» — галера дожей  
«Буцентавр» — галера дожей  
Галера «Буцентавр» раз в год служила верховному властителю Венеции, дожу, во время его торжественного выезда для обручения с морем.

Выйдя в залив, пышно украшенная галера замедляла ход. Дож опускал в море обручальное кольцо, обращаясь к морской стихии с просьбой не губить суда, даровать победы над врагами и успех в торговых делах. Он клялся в верности морю и морскому делу.

Подобные обряды преклонения перед морской стихией существовали и в Барселоне, и в Генуе. Просили заступничества у моря для своих галер и владыки восточных стран. Арабы, турки быстро перенимали достижения христианских кораблестроителей. Бывало и так, что Восток вносил свои изменения в конструкции судов, — а затем эти новшества прививались в Европе...

На должности командиров галер назначались богатые и влиятельные лица, гордость и напыщенность которых не имела границ. Вступление такого аристократа на борт галеры сопровождалось особыми почестями...

Вот окончена подготовка галеры к отплытию; офицеры и экипаж собраны, наконец, в сопровождении свиты прибывает командир.

Шествие возглавляют трубачи и знаменосцы. Капитан поднимается на галеру по специальному трапу вместе с группой дворян, в чьи обязанности входит во время боя защищать командира до последнего вздоха.

Пройдя к корме, командир садится в кресло, расположенное на возвышении. Отсюда он будет командовать во время похода, сюда будут приходить с докладами офицеры.

Вокруг капитана располагаются знаменосцы и оруженосцы. Каждое движение, каждый жест выверены и точны. Звучат рапорты офицеров, последним рапортует начальник арбалетчиков. После этого командир осматривает арсенал, склады топлива, пороха, продовольствие, обходит матросов и гребцов...

Я поднялся на «Ля Реаль» и прошёл на корму. Под златотканым балдахином стоял величественный резной трон. Пусть не сочтет меня читатель нескромным, но я с удовольствием взгромоздился на командирское место. Мощная, прогнутая в центре палуба, вздыбленные под углом вверх десятки огромных весел...

На мгновение мне показалось, что я сижу на спине огромной бабочки, и она вот-вот взмахнет крыльями. Красота и напыщенность огромных флагов добавила яркости моим мечтаниям. Смотритель вежливо попросил меня покинуть трон, что я и сделал, двинувшись в центр судна, где во время походов располагалась кухня.

Средневековые летописцы отмечали, что галеры несут несколько флагов: гербовый, капитанский, королевский и адмиральский. Считалось особой честью иметь флаги такой длины, чтобы концы их плыли по воде... Все уключины также снабжались небольшими флагами с гербом капитана. Флаги развевались и на обеих мачтах...
 На стартВнизВверхНа следующую страницу  

Битва турецких и европейских галер  
Битва турецких и европейских галер  
Турецкие воины  
Турецкие воины  
Окончив осмотр галеры, командир и его свита возвращаются на корму. Вот — отдана команда начать движение. Дружный взмах трехсот гребцов, надуваются подхваченные ветром паруса. Галера скользит все быстрее. Играют трубачи, барабаны задают ритм. Громко шумят флажки на уключинах.

Капитан дает команду готовиться к бою. Размещаются по своим местам арбалетчики, матросы подбирают паруса и флаги. Из арсенала подают горшки с гремучей смесью, ядра для пищалей и пули для мушкетов. В центре палубы во мгновение ока собирают специальный помост, где разместятся стрелки.

Звучит команда остановиться; гребцы опускают весла в воду и, напрягаясь изо всех сил, удерживают их, тормозя галеру. Корабль, как вздыбленный конь, замирает, даже не покачиваясь на волнах. Команда: «Пли!». Борт окутывается пороховым дымом, десятки арбалетных стрел летят в мнимого неприятеля. Да, все это лишь маневры... Галера кренится в противоположную залпу сторону, затем выпрямляется. Ещё мгновение, и весла начинают ритмично входить в воду...

Совершив тренировочное плавание и показательный бой, галера описывает дугу и возвращается в бухту. После того, как корабль отшвартовался, командир принимает рапорт от офицеров. Кто-то будет поощрен, кто-то — наказан. Отъезд капитана сопровождается такими же почестями, как и прибытие...

На носу этого воинственного исполина я обнаружил шкиперскую, полную тросов, пеньки и парусины. Как же, всё-таки, рационально должна была строиться жизнь на этих судах, чтобы одновременно могли работать триста гребцов, пятьдесят матросов и ещё около ста воинов и офицеров! Более четырёхсот человек на столь небольшом пространстве... А ведь плавания были длительными.

Вот что писал авиньонский раввин Авраам Перизоль в конце XV столетия: «Я слышал от венецианских купцов, торговавших с Фландрией на торговых галерах, и сам нередко испытывал, что плавание продолжается 18 месяцев… Бывают, однако, случаи, когда все благоприятствует; тогда путешествие их совершается за восемь месяцев.»

Более короткими, но не менее опасными бывали плавания из Южной Европы в Черное море. Караваны галер шли вдоль черноморского берега за зерном, пушниной, строевым лесом. Везли они с собой вина, металлы и предметы искусства. Появление этих флотилий всегда вызывало повышенный интерес.

Яркие, пышно украшенные корабли внушали страх и уважение. Хроника отмечает, что флаг на борту галеры, которой командовал будущий король Франции Людовик II, был длиною более двадцати, а шириною в двенадцать метров. Корабли были покрыты резьбой и декором, часто на сюжеты греческих мифов и библейских сказаний.

Кормовая часть барселонской галеры также великолепно украшена. Здесь целый зверинец реальных и вымышленных животных, множество резных колонн и целые панно, изображающие сцены охоты. Борта галеры, окрашенные в красный цвет, увенчивает полоса золоченой резьбы. От «Ля Реаль» трудно отойти, корабль притягивает к себе, словно магнитом. Как, должно быть, красиво он должен был выглядеть на воде во время движения!..

В соседнем зале — большая модель ещё одной из известнейших галер, флагманского корабля дона Жуана Австрийского. С именем этого человека связана победа соединенного европейского флота над эскадрой Османской империи. Дон Жуан был братом короля Испании Филиппа II, возглавлявшего борьбу коалиции европейских стран против турков. В объединенный флот из 211 галер входили корабли испанских герцогств, Венеции, Генуи.

Европейцам противостоял турецкий флот из 210 галер и 65 галеасов. Умелыми действиями дон Жуан добился полного поражения турков. Их разгром привёл к подрыву морского могущества Османской империи. Это сражение состоялось в Коринфском заливе, недалеко от местечка Лепанто в 1571 году. Флагман же был построен для дона Жуана по приказу Филиппа II в 1568 году... читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU