На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущую страницуВнизВверхНа следующую
Чехель сотун
 

   
     
   
     
       
   
 
А вы посмотрите в бассейн, — смеются исфаганцы, — и увидите недостающие колонны...

Дворец возведен ещё в XVII веке. Внутри него, прежде всего, поражают красочные росписи. Мой взгляд сразу же привлекло большое панно, на котором всадники азартно играли в мяч.

— На фреске изображена игра в поло, традиционный сюжет для персидской живописи, — пояснил Оховат, — Особенно эта игра стала популярна при шахе Аббасе, когда на каждый матч собирались тысячи болельщиков...

А игра происходила на Майдан-Шах, Шахской площади!..

Площадь, где мы уже бывали, поражает своей огромностью: вытянутая на полкилометра, она смотрится, как большой цветник с бассейном и фонтанами.

Возникнув тысячи лет назад в центре города, в нынешнем виде площадь существует с конца XVI — начала XVII столетия, когда все тот же шах Аббас застроил центр великолепными мечетями.

Трудно оторвать глаза от кремового купола мечети шейха Лотфоллы, а тающий в небе голубой купол Шахской мечети считается самым большим в Иране: высота его 54 метра. В эту мечеть может вместиться до 20 тысяч молящихся, и каждый из них слышит молитву имама — такая в ней совершенная акустика.

Оховат сообщил: Шахская площадь, она же Картина мира, она же — теперь — Имамская площадь (не только мы любим переименовывать...), предназначалась для народных праздников, массовых зрелищ и, прежде всего, для игры в поло. Об этом свидетельствуют врытые в южной и северной частях площади каменные столбы. Здесь, под балдахинами, восседал шах со своей семьей и приближенными, наблюдая состязания всадников, гоняющих мяч, а в заключение игры вручал сильнейшему золотой кубок.

Но игра в поло, которую запечатлели многочисленные картины, была не единственным увлечением шаха Аббаса. В зале павильона «Чехель сотун» Оховат подвел нас к широкому панно во всю стену, где перед монархом и его иностранными гостями, сидящими за столом, уставленным яствами, танцуют полуобнаженные девушки. На другой картине изображена битва с индийцами: в гуще схватки — воины на слонах.

Рассказывая о картинах, художник одновременно знакомит нас с историей персидской миниатюры.

— Можно сказать, что зарождение миниатюры, в том числе и как книжной иллюстрации, произошло в Багдаде. В XV и XVI веках центрами живописи стали Герат и Тебриз, где сложился свой стиль персидской миниатюры. Кстати, вы уже видели старинные рукописи в бывшей шахской библиотеке в Тегеране? — обратился к нам художник.

Я ответил, что видели.

Вспомнил, как, пройдя по мощеным дорожкам двора под кронами могучих платанов, мы попали в хранилище, где под стеклом лежали редчайшие рукописи. Вот прижизненный сборник стихов Саади, в котором каждая страница арабской вязи заключена в золотой орнамент. Вот перед нами раскрывается сафьяновая обложка рукописи поэта Джами «Пять сокровищ», где несколько сотен страниц переписаны рукой каллиграфа...

— А вы обратили внимание на иллюстрации к стихотворениям Джами? — спрашивает Оховат.

— Да, конечно, миниатюры прекрасно сохранились. — Это работы Бехзада, основавшего знаменитую гератскую школу. Искусство художников этой школы оказало сильное влияние на другие течения в персидской миниатюре...

От них, гератцев — более реальное изображение человеческих фигур. Чище стал колорит, появился новый прием наложения красок: на лица краски кладутся плотнее, а затем полируются, приобретая гладкость и блеск. Рисунок становится более уверенным и тонким, легким прикосновением кисти отмечаются черты лица...

Оховат прерывает фразу и подводит нас к небольшой картине, где изображена охота на оленей.

— Извините, я могу часами рассказывать о развитии миниатюры, и останется мало времени на родную мне исфаганскую школу живописи. В конце XVI века, когда при азербайджанской династии Сефевидов столица Ирана переносится в Исфаган, здесь начинается расцвет архитектуры, строятся дворцы, мечети, развиваются живопись и книжная миниатюра. Не могу не вспомнить моего духовного наставника, которому я стараюсь подражать в своей работе — великого Реза Аббаси!

Сведений о нем, к сожалению, мало: год рождения неизвестен, около 1610 года он поступает на службу ко двору шаха Аббаса I (тогда и получает прозвище Аббаси). Жил всё время в Исфагане, где и создал новую школу живописи. Умер в 1635 году.

В Тегеране есть музей, посвященный его творчеству, а картины Аббаси рассеяны по музеям всего мира.
Есть они в Киеве, в Санкт- Петербурге... читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU