Мост Шахристан,
возведенный из квадратиков тонкого кирпича ещё до арабского завоевания
страны, поражает своей непостижимой прочностью.
Вцепившись древним основанием в галечное дно, вот уже много веков эта
хрупкая с виду дуга противостоит мощному напору воды… Впрочем, пожалуй,
самый оригинальный мост, который я видел в жизни — это трехэтажный, построенный
шахом Аббасом.
Если наводнение затопляло первый этаж, горожане проходили вторым, а когда
вода поднималась еще выше, то исфаганцы перебирались через реку по третьему
этажу.
Третий мост — самый длинный в городе и состоит из множества арок. Его так
и называют: «33 арки».
Это признанное место встреч. Влюбленные назначают здесь свидания, а седобородые
старцы в чалмах сходятся для бесед — сидят, скрестив ноги, и посасывают кальян.
Под всеми арками устроены крошечные кафе, чайные, кальянные, где люди
отдыхают, мирно беседуя о своем житье-бытье, подчас касаясь и более высоких
материй.
Из плошек с углями над водой плывет сизый дым; слышно бормотание правоверных
молящихся на своих ковриках. Пять раз на дню оживают динамики под арками
и звучат призывы муэдзина на молитву.
Здесь-то, за столиком, мы и познакомились с нашим героем. Как и все, он попивал
чай, любуясь зелеными берегами, где уже зацветали фруктовые деревья — среднего
роста человек с усами и бородкой на бледном тонком лице. Узнав, что мы журналисты
и интересуемся традиционными ремеслами и искусством, представился:
— Оховат, Пур Расул. Я пишу миниатюры, моя мастерская недалеко от Золотого
базара...
Нам уже не в новинку были приглашения исфаганских мастеров: побывали и
в ковровой мастерской, и у чеканщиков.
Поэтому охотно приняли приглашение Оховата. Но вначале он повел нас во
дворец, который местные жители называют «Чехель сотун» — «40 колонн».
Приезжих это название ставит в тупик, так как у дворца-павильона не сорок,
а всего двадцать колонн...