На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Роттердам, 1998 год
 

   
     
   
     
Мосты Голландии  
Мосты Голландии  
Наша дорога пролегла с юга Франции в Нидерланды, город Роттердам. Проехав большую часть пути и основательно устав, мы решили найти небольшую гостиницу и переночевать.

В Роттердаме у моего спутника были служебные дела, мне же хотелось побывать в музее имени Бойманс ван Бейнинге, жемчужину коллекции которого составляет «Блудный сын», написанный Босхом в начале XVI столетия.

Судя по автомобильному атласу, мы совсем недалеко от голландской границы. Небольшой городок Хамонт встречает нас идиллией и покоем. Проезжаем несколько улиц. Никаких надписей, говорящих о возможности найти ночлег, нет.

Притормаживаю и обращаюсь к проходящей женщине: «Скажите, здесь есть гостиница?» «О нет! У нас в Голландии нет, поезжайте назад в Бельгию. Один квартал прямо и направо. Там найдете».

Вот это да! Никаких признаков границы. А впрочем, вся эта земля была когда-то единой Фландрией, обогатившей мир фламандской культурой. А нужны ли единой культурной общности границы?

Да и как сможет вернуться блудный сын домой, если ждать его будут не открытые дороги и мосты, за которыми объятия родственников, а пограничные рогатки? На следующий день мы проехали невдалеке от родины Иеронима ван Босха, города Хертогенбос, и прибыли в Роттердам.

Там, в музее Бойманс, я и увидел, на мой взгляд, самого «нераскаявшегося» блудного сына из всех, когда-либо написанных художниками. Куда он стремится? Непонятно. Видно только, что за спиной этого человека пустая жизнь, распутство... Таков уж великий Босх. Никогда ничего не определено. Как будто бы все хорошо, — но на холсте присутствует что-то отталкивающее... Вездесущее зло.

Оно — в персонажах полотна «Свадьба»; а ведь на этом евангельском бракосочетании присутствует сам Христос! Оно сквозит в образе Ирода, насмешливо наблюдающего за поклонением маленькому Христу на картине «Поклонение волхвов». Зло везде и во всем...

Белое и черное, добро и зло... Что победит? В большинстве случаев, это остается у Босха загадкой. Как и в жизни. Как осталось для меня загадкой то, что веками уживаются в одном небольшом городке голландцы и бельгийцы. И не строят между собой границ, как делаем мы, братья-славяне...
 Вниз
Мадрид, Прадо, 2001 год
 

   
     
   
     
«Операция глупости». Мадрид. Прадо  
«Операция глупости». Мадрид. Прадо  
Рассмотреть сразу все картины Босха, по-моему, невозможно. Чтобы их понять или, тем более, принять, нужна точная дозировка. Они настолько сильно воздействуют на психику, что невольно зажмуриваешь глаза.

Музей в Прадо хранит несколько картин великого мастера: «Воз сена», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов», «Операция от ума», «Сад наслаждений». Раз за разом я возвращаюсь в залы, хранящие его картины. Вновь и вновь всматриваюсь в их причудливые сюжеты.

На какое-то мгновение все распадается на мелкие осколки; затем они вновь собираются вместе... и опять распадаются! Современники мастера говорили: «Чтобы понять Босха, нужно быть сумасшедшим». Поэт Лампониус посвятил ему следующие стихи:

Что означает, Иероним Босх,
этот твой вид, выражающий ужас,
и эта бледность уст?
Уж не видишь ли ты летающих призраков
подземного царства?
Я думаю, тебе были открыты
и бездна алчного Плутона, и жилища ада,
если ты мог так хорошо написать твоею рукою то,
что скрыто в самых недрах преисподней.


А что для нас, перешагнувших в третье тысячелетие, великий Босх? Прошлое, настоящее, будущее? Не окрасится ли когда-нибудь небо красным жутким закатом ядерного коллапса, и не понесутся ли после этого по воздуху жуткие птицы-мутанты, а чудовищные рыбы с конскими ногами не поползут ли по земле в соседстве с паукообразными крысами, которых написал Босх?..

Не дай Господь, если он это видел, а не придумал!
* Смотри ВС №№ - 7, 9 за 2000 год.

** К теме страшного суда Босх обращался в разные периоды творчества. Картина «Страшный суд», которую король Филипп Красивый приобрел у мастера за 36 ливров, не сохранилась.

В Вене и Брюгге хранятся две другие версии «Страшного суда». Исследователи считают, что триптих в Брюгге принадлежит кисти учеников Босха (прим. автора).
 Вниз
Фрагменты картин
 

«Свадьба» «Блудный сын» Фрагмент картины «Несение креста». Гент. Национальный музей
«Свадьба»
«Блудный сын»
Фрагмент картины
«Несение креста».
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU