На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Бесовы следки на берегах Выга
 

   
     
   
     
Петроглифы на берегах Выга  
Петроглифы на берегах Выга  
В Залавругу мы отправились под вечер, — если можно так назвать по-дневному светлое время в конце июня, разгар «белых ночей».

Солнце, правда, висело низко, — но, как оказалось, время для посещения одного из самых загадочных мест Севера было просто идеальное.

Пропылив от Беломорска с полчаса и оставив позади две с виду одинаковых электростанции (одну из которых никто не охраняет, а на другой охранник для проезда отворяет ворота, но предупреждает, что на «объекте» снимать запрещено), оказываюсь у большой прогалины среди леса.

На самом деле, это плоские голые скалы, в которых несложно распознать берег ушедшей реки.

Стоило выйти на «прогалину», как ее каменная поверхность ожила. По ней бежали северные олени, плыли лососи и белухи, двигались лыжники; натягивая тетиву лука, шли охотники, плясали неведомые танцы загадочные человечки.

А вокруг еще какие-то знаки, отметки, следы и совсем уж непонятные фигуры...

Изображения, высеченные на камне несколько тысяч лет назад, в золотых лучах низкого солнца выглядели так, словно только что вышли из-под руки художника.
 На предыдущуюВнизНа следующую
Картинные галереи Беломорья
 

   
     
   
     
Петроглифы на берегах Выга  
   
Петроглифы на берегах Выга  
   
Залавруга — лишь часть целого большого комплекса нескольких «галерей». 32 группы петроглифов обнаружены в низовьях реки Выг, в семи-восьми километрах от впадения ее в Сорокскую губу Белого моря. Всего на островах и островках в русле Выга открыто свыше двух тысяч фигур.

Большая часть их вполне узнаваема — это птицы, звери, лодки, люди. Среди животных несложно распознать лося, северного оленя, белуху, лебедя, гуся, семгу.

Есть и такие фигуры, где видовые признаки зверей почти исчезают. Hемало образов с фантастической окраской.

В целом же, петроглифы-изображения можно разделить на два класса: сюжетные рисунки и знаки, в том числе простейшие геометрические очертания — кружки, овалы, полоски... Все изображения двумерные, плоскостные, профильные.

У лесных зверей почти всегда только две ноги — одна задняя и одна передняя. Морские же твари показаны как бы распластанными, в проекции сверху. Люди изображены в профиль, с одной рукой и одной ногой, лишь изредка — в фас или три четверти. Они не стоят ровно, а как будто слегка приседают…

Как правило, петроглифы небольших размеров — 10-50 сантиметров. Но есть и крупные, хотя их немного. Стиль рисунков натуралистический, с разной степенью схематизации.

Это, скорее, образы-обобщения. Некоторые изображения — особенно лосей, оленей — весьма реалистичны и художественно-декоративны, на других рисунок упрощается до схемы.

Порой фигуры соприкасаются или соединены между собой линией, образуют сцены и композиции. Одни из рисунков легко понятны, в других смысл фигур угадывается только по их расположению. Чаще всего высекались сцены морского промысла, охоты на лесных зверей и птиц.

Широко встречаются рисунки лодок с гребцами, нередко в сценах морской охоты. Попадаются и особо интересные сюжеты: лыжник, стреляющий из лука в зверя, сидящего на дереве; пеший охотник, настигающий лося или оленя, почему-то опрокинутого на спину (убитого?); два человека, стреляющих друг в друга (поединок?).

Вот странный персонаж, показанный в профиль, но так, что обозначены обе ноги и обе руки.

Он готовится выстрелить из лука, но сам уже ранен двумя стрелами. Позади два крупных следа, видимо, медвежьих. Сам медведь, опрокинутый на спину, чуть впереди. В шею ему впилась стрела, а в спину — копье, которое держит в руках человек, как бы поднимающий зверя с земли…

Возможно, эта сцена повествует о какой-то конфликтной ситуации, допустим, наказании за вход на чужую охотничью территорию. Словом, речь идет о каре за серьезный проступок. Впрочем, тема враждебных столкновений и поединков в петроглифах встречается не часто.
 На предыдущуюВнизНа следующую
Бесовы Следки
 

Петроглифы на берегах Выга  
   
Каменные «галереи» под открытым небом и сегодня поражают воображение разнообразием композиций, загадочностью рисунков, своими огромными масштабами. Можно себе представить, как были потрясены, впервые увидев их, поморы и карелы — предки современных жителей низовьев Выга…

Учеными беломорские петроглифы были открыты сравнительно недавно. Описания «галерей» появились в результате кропотливых усилий нескольких поколений археологов, работавших здесь, начиная с 1926 года. Кроме скоплений рисунков, обнаружено свыше 50 древних поселений.

Гравюры на скалах в месте, называемом Залавруга, были обнаружены позднее многих других. Большинство композиций покоилось под слоем наносов, отложений, мхов. Начатые здесь исследования, расчистки и создали, по сути, нынешние единые «экспозиции» под открытым небом.

Причем, некоторые группы петроглифов «всплыли» совершенно случайно, в результате вскрышных работ, — ведь тут же, по соседству строились Беломор-канал, гидроэлектростанции, которые и потревожили многовековой покой этих мест.

Судя по всему, местные жители, знавшие о существовании загадочных картин на камне, относились к ним с достаточным почтением и, может быть, даже с опаской. О происхождении каменных гравюр они, естественно, и понятия не имели, приписывали их нечистой силе, — благо, некоторые сюжеты давали такой повод...

Чертовы, или Бесовы Следки на острове Шойрукшин — это 470 изображений на скале длиной в 11 и шириной до 4 метров. Правда, с лета 1926 года, когда эти петроглифы стали известны науке, здесь все изменилось — порог исчез, остров пересекла плотина Выгостровской ГЭС, ниже которой русло высохло.

Центральная композиция на каменном «полотне», — цепочка из восьми следов босой ступни, которая ведет к загадочной человекоподобной фигуре «беса», — видимо, и дала местное имя этой группе петроглифов...

Пробираясь от Бесовых Следков по каменистому высохшему руслу с чередой островов, выходишь к Залавруге. Здесь в центре «полотна» — крупные олени, путь которым преграждает цепь больших лодок. К сожалению, эта часть картины сохранилась плохо, в том числе и по вине рыбаков, разжигавших костры прямо на рисунках...

Залавруга в свое время преподнесла исследователям немало сюрпризов. Оказалось, что часть ее полотен — под слоем почвы. По мере расчистки открывались все новые и новые скопления изображений. От Старой Залавруги они тянутся вдоль русла протоки на 130 метров. Там обнаружено 1176 рисунков — почти вдвое больше, чем во всех семи ранее найденных беломорских группах.

Выяснилось, что комплекс Залавруги формировался более длительное время, чем соседние, в несколько приемов, и что именно здесь представлены наивысшие творческие достижения создателей петроглифов Беломорья... читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU