На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Париж, 1992 год
 

 
   
Нотр-Дам де Пари, известный у нас как Собор Парижской Богоматери. Париж  
Нотр-Дам де Пари, известный у нас как Собор Парижской Богоматери. Париж  
Небольшой речной трамвайчик отчаливает от набережной Сены. Происходящее на нем для уравновешенной Франции достаточно примечательно.

Взрываются петарды, в воду летят пустые бокалы и бутылки. Полуголые девушки отплясывают канкан. Русская речь перемежается с нецензурной бранью. Новые русские добрались до «столицы мира»...

Держись, Париж! Мы тебе еще покажем... Посетив на следующий день Лувр, я не собирался специально искать картину Босха «Корабль дураков», написанную в период 1490 - 1500 годов. Но так уж получилось, что вышел я именно к ней.

Те же, что и в реальности, тупые лица... Согласно фламандской традиции, вобравшей в себя многовековые народные предания, образ судна с пирующими — это аллегория развязности и скудоумия.

В шествиях и карнавальных песнопениях на борту корабля народ олицетворял самых греховных своих собратьев. Это пьяницы, развратники и воры, отступившие от правил христианской морали. Но приглядимся повнимательнее: кто еще плывет на мифическом судне, мачтой которому служит дерево, а палубой — стол? Монахиня, играющая на лютне, истово поющий францисканец, шуты и клоуны...

В шабаше каждый играет свою роль: кто пытается поймать открытым ртом пирог, а кто — достать курицу, кто-то пьет, а кого-то уже тошнит. Таким был «корабль дураков», таков он и сейчас.

Босх предупреждает: держитесь от таких персонажей подальше! К несчастью, во все века случалось так, что добрые люди были зависимы от пассажиров этого «корабля».
 Вниз
Мюнхен, 1994 год
 

   
     
Фрагмент триптиха «Сад наслаждений». Мадрид. Прадо  
Фрагмент триптиха «Сад наслаждений». Мадрид. Прадо  
Стотысячный олимпийский стадион не может вместить всех желающих встретиться с культовой рок-группой ХХ столетия «Pink Floyd».

Над сценой — экран, на который проецируются фрагменты не менее культового фильма «The Wall» («Стена»).

Фильм перемежается с анимацией. На экране — жутковатый, все увеличивающийся цветок, аллегория всепоглощающего тлена и разрушения. Весь фильм пронизан болью, а концерт — желанием отобрать эту боль, очистить присутствующих.

Музыканты говорят: «Индивидуум, даже очень талантливый, один на один с окружающим миром обречен». Окончен концерт. Его воздействие огромно. Многотысячная толпа расходится в полном молчании.

«Пинки» призывали к сплоченности, говорили о том, что зло разъедает нас. Но какое оно, это зло? Как оно выглядит?

В разные времена люди представляли себе его по-разному. Великий Босх видел его в причудливом смешении живых и неживых предметов. Подобная образность близка и «Pink Floyd».

Школы равняют на конвейере и перемалывают в мясорубке своих учеников, чтобы получить покорных, совершенно одинаковых живых роботов...

Но ведь нечто подобное происходит и на картине «Страшный суд», фрагмент которой хранится в мюнхенской пинакотеке!..

Демоны в образах чудовищных сочетаний предметов, частей звериных и человеческих тел, — жители ада терзают людей.

«Страшный суд» тревожит душу не менее сильно, чем «Стена». Прошло более половины тысячелетия, а восприятие зла реально и очень схоже. Меняется ли внутренний мир человека — или только окружающая его форма? Такие ли мы, как во времена Босха? По крайней мере, проблемы во многом подобны...

«Стена» обложка альбома Фрагм. картины
«Искушение» «Стена» обложка альбома
«Стена» обложка альбома
Фрагм. картины
«Искушение»
«Стена» обложка альбома
 Вниз
Венеция, 1997 год
 

Венеция. Площадь святого Марка  
Венеция. Площадь святого Марка  
Промозглый весенний день набросил на плечи Венеции шаль, сотканную из тумана и хлопьев мокрого снега. Площадь Святого Марка пустынна; пахнет сыростью и горечью сжигаемого угля.

Холодный ветер раскачивает и сталкивает между собой накрытые цветастыми тентами гондолы. Желая укрыться от непогоды, я вхожу в небольшой переулок. Здесь менее ветрено, да и снег почти не проникает между нависшими крышами старинных зданий.

Откуда-то издалека доносится звук трещотки, он становится громче и громче. Неожиданно в переулок входит группа ряженых. Впереди идут взрослые, на них грубые балахоны с накинутыми на головы капюшонами. Вслед движутся дети в более ярких, но таких же грубых костюмах.

Все вокруг оживает; кажется, что я и еще несколько случайных прохожих очутились в Средневековье. Лица и руки ряженых выбелены краской. В центре шествия на специальном постаменте несут распятие, процессия идет в сторону площади. Как будто испугавшись, перестает идти снег; даже ветер затихает. Шествие движется по периметру площади. Неожиданно из ее недр вырывается глухое песнопение.

У неподготовленных зрителей эта странная группа людей вызывает неприятие и даже суеверный страх... Ряженые, обойдя площадь, скрываются, оставив нас в недоумении. Что это было за представление? И почему в нем так много детей? Я вхожу в музей Дворца Дожей, где приветливый служитель удовлетворяет мое любопытство. «Венеция была одной из могущественных держав средневековья.

Все крестовые походы прошли через ее гавани. Корабли везли в Святую землю воинов и паломников, большинство из которых так и не вернулись домой. Было среди них и множество детей. То, что вы видели, — это крестный ход в память о детях-крестоносцах.». Про себя я подумал о детях, одурманенных религиозным фанатизмом. «В нашем музее множество бесценных произведений, но не забудьте посмотреть картины Босха — «Видения потустороннего мира», — добавил мой собеседник.

Четыре картины «Видений» находятся в небольшом зале. Две из них посвящены спасению душ, две олицетворяют проклятие. Темен, даже черен, фон картин «проклятия»: это мрачный пейзаж, озаренный отблесками пожаров. Демоны терзают грешников. Альтернатива для праведных и избранных — спасение, вхождение в Царство Небесное. Конечно, эти полотна светлее и составляют зримый противовес «проклятиям»...

И костюмированное шествие детей, и картины «Видений» напоминают о двух дорогах, одна из которых ведет в рай, а другая в ад... Паломничество, по мнению разных религий, — тот путь, который очищает души. Путь этот многотруден. Наверное, поэтому были так серьезны лица маленьких паломников нашего времени, — дети всегда всерьез относятся к тому, чем заняты... читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU