На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Земля людей
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Казаки и трипольская культура, — уверенно ответили англичане
   

   
     
   
     
Анатолий Черныш на водах Стугны  
Анатолий Черныш на водах Стугны  
Наше село Триполье знаменито тем, что оно дало свое название трипольской культуре, открытой археологом (по происхождению чехом) Викентием Хвойкой.

Земледельческая трипольская культура развивалась в течение IV-III тысячелетий до н. э. на территории Правобережной Украины и Молдавии. Ее носители, «трипольцы», по сути, заложили основу нашей земледельческой культуры. Многие черты «Триполья» прослеживаются в украинской культуре: белостенная хата-мазанка, использование волов как тягловой силы, — хотя были одомашнены и лошади, — разведение свиней.

Целый ряд сельскохозяйственных орудий труда сохранил свой облик до наших дней, почти не изменившись: мотыга, серп и др. Варианты росписей трипольской керамики можно увидеть на украинских вышивках, коврах, писанках, гончарных изделиях. Отзвуки этой традиции наблюдаются и в народных праздниках.

Например, какие кушанья должны быть на столе в «свят-вечер», на Пасху? Кутья — каша из немолотого зерна пшеницы или ячменя (древнейший способ употребления зерна в пищу), рыба, грибы, сушеные ягоды и фрукты, орехи, мак, лук, чеснок и др. Это просто повторение того, что ели наши энеолитические предки!..

ЮНЕСКО объявило 1993 год годом трипольской культуры. Тогда в Вашингтоне проходила подготовленная украинскими учеными выставка «Украина: образы V - IV тысячелетий до Рождества Христова», где было представлено около 200 уникальных археологических находок и несколько десятков произведений молодых украинских художников на тему трипольской культуры.

Влиятельная американская газета «Вашингтон пост» в своей рецензии на археологическую выставку с Украины, в частности, отмечала: «Самой важной чертой всех образов является то, что они не несут на себе отпечатка страха или угрозы. Здесь нет рабов в цепях, связанных пленных, предназначенных для жертвоприношений. Мы можем воссоздать в своем воображении европейский эдем, где, по крайней мере, определенное время жизнь человека не была отвратительной, грубой и короткой*».

Однажды современный украинский писатель Вадим Пепа поинтересовался у своих английских собеседников, какие понятия у них ассоциируются с Украиной.
— Казаки и трипольская культура, — уверенно ответили англичане.

Трипольский замок не раз становился местом сбора казачьих армий: здесь бывали такие знаменитые казацкие вожди, как Кшиштоф (Христофор) Косинский, Григорий Лобода, Матвей Шаула, Северин Наливайко, Яков Остреница, Богдан Хмельницкий, Павло Тетеря, Иван Многогрешный, Иван Самойлович, Иван Скоропадский, Семен Палий...

Согласно «вечному миру», подписанному в 1686 году между царским правительством и Речью Посполитой, по Трипольщине пролегла граница между польскими и московскими владениями на Правобережной Украине. Триполье и Стайки оказались в царском владении.
Однако, пограничье осталось неспокойным. Часто вспыхивали конфликты. Действовали гайдамаки и контрабандисты. Местные власти выдвигали территориальные претензии.

6 апреля 1765 года многие жители Триполья с семьями и имуществом решили уйти в Польшу — и ушли, выдержав при этом бой с русскими пограничниками. На помощь им прибежали крестьяне из села Германевская Слободка и польский пограничный разъезд. Один шляхтич из этого разъезда погиб. Также было убито двоих трипольцев, одного тяжело ранили. Русская форпостная команда убежала, оставив двух драгун в плену, но захватив две крестьянские телеги и нескольких женщин. Такие были времена...

В 1698 году в Триполье, в семье Ивана и Анны, родился мальчик Тихон, который впоследствии под именем Тимофей Щербатский стал митрополитом Киевским, Галицким и Малой России. Считают, что летом 1845 года в Триполье был Тарас Шевченко. Триполье упоминается в написанной Шевченко на русском языке повести «Прогулка с удовольствием и не без морали».

В 1886 году в Триполье родился Данила Терпило — атаман Зеленый. Долгое время его считали просто бандитом. Но биография этого авантюриста не лишена интереса.
Терпило окончил в родном Триполье двухклассное училище. По обвинению в украинофильстве, его сослали на четыре года в Архангельскую губернию. Во время Первой мировой войны Терпило служил при штабе.

Он состоял членом партии независимых украинских социал-демократов. В 1918 году Данило Терпило был членом трипольского райкома этой партии и агитировал за власть Центральной Рады. Он пользовался большим авторитетом у местного населения, так как хорошо разбирался в политике и был талантливым оратором. Водки не пил. В ходе восстания против гетмана Скоропадского Зеленый сформировал целую дивизию.

Петлюра пытался отправить эту дивизию в Западную Украину, воевать с поляками. Но восставшие крестьяне, по своему обыкновению, разбежались по домам. Петлюра разозлился и приказал арестовать Зеленого. Зеленый обиделся и, собрав отряд, перешел к красным. Но вскоре крестьяне решили, что с этим переходом они тоже погорячились. И восстали снова. Теперь уже против красных...

Пока красные подавляли крестьянское восстание, нагрянули белые.

В бою с деникинцами атаман Зеленый был тяжело ранен и умер. Тело атамана одели в дорогой жупан, в гроб положили саблю. Похоронили Зеленого со священниками и певчими на кладбище в Триполье.
Белые разрыли могилу, но гроба там не оказалось. Соратники тайно перезахоронили своего атамана. Где покоится прах атамана Зеленого, не знает никто...
       
 
 ВнизВверх
В устье реки Красной
   

  Лаврентий Горка
  Лаврентий Горка
Вид с Девич-Горы  
Вид с Девич-Горы  
Правобережье Днепра  
Правобережье Днепра  
Байрак — заросшая балка  
Байрак — заросшая балка  
Мы вошли в устье реки Красной. Высадились на правом берегу. Черныш остался с байдаркой, а мы с Василием пошли к Девич-Горе. Чтобы не идти долго по дороге, полезли прямо по склону, цепляясь за буйную траву.

Девич-Гора — это холм-останец, остаток разрушенной временем приднепровской возвышенности. С запада его отделяет от плато искусственный овраг, по которому проложена железная дорога.
В ясный день отсюда просматривается местность в радиусе 30-40 километров. Археологи обнаружили здесь могильник еще одной культуры наших краев, зарубинецкой, существовавшей около двух тысяч лет назад, и древнерусское городище.

В начале ХХ века на Девич-Горе была окраина сельского кладбища, стояли ветряные мельницы.
Название высокого крутого холма, возможно, связано с языческой богиней воды. По другой легенде, в замке на Девич-Горе жила некая княжна.

Князь Михаил, двигаясь из Киева, хотел перейти здесь речку вброд. Но княжна почему-то приказала стрелять из замка, чтобы не допустить переправы. Чтобы пройти, князь вынужден был приказать своим воинам разрыть другую гору, выше Девич-Горы. А княжну он проклял, — да так, что она вместе со своим замком провалилась под землю...

Еще по одному преданию, на Девич-Горе когда-то находился женский монастырь. Зачастил в этот монастырь, опять-таки, некий князь. Окончилось тем, что одна монахиня родила, и монастырь распустили. А гору прозвали в память о «невестах Христовых»...

Известный украинский врач-фитотерапевт Евгений Товстуха обратил внимание, что на холме растет девять лекарственных растений (спорыш, крапива, подорожник, тысячелистник, мать-и-мачеха и др.), которые применяются в народной медицине для облегчения беременности и улучшения здоровья будущего ребенка. Эти растения обеспечивают нормальное формирование органов и систем плода...

Вероятно, в глубокой древности беременные женщины собирались на этой горе. Пили приготовленную жрицами смесь из настоев девяти растений, любовались днепровскими водами, прислушивались к тишине и ощущали свое единство с природой. Не оттого ли и название?..

Спустившись вниз по дороге, мы продолжили путешествие на байдарке.
Прошли Витачев (тоже древний русский град). Потом показалась пристань. Здесь ловили рыбу рыбаки. На высоком берегу находилось село Стайки.

Мы проплыли у берега. Вот к реке склонилась слива. Мы нарвали вкусных плодов.
У Стаек, Витачева, Гребеней и Ржищева берега оползневые. Защита берегов от оползней слишком дорогая. Поэтому отсюда отселяют людей. За период существования днепровских морей отселили 1,5 тысячи человек.

Мы высадились на берег. Вытащили на берег вещи, потом байдарку. Установили палатку. Натаскали сушняка для костра.

Утром следующего дня я и Нелуп по тропинке двинулись наверх, в Стайки. Это село находится в 63 километрах от Киева.
... В 1648 году, в первую же ночь после поражения коронного войска армией Хмельницкого, паромы в местечке Стайки и на других переправах через Днепр были затоплены. Пришлось князю Иеремии Вишневецкому с войском двигаться на север и переправляться через Днепр в Любече.

Позднее в семье стайковского казака родился Лаврентий Горка, украинский писатель, педагог и церковный деятель. Он успешно учился в академии в Киеве, принял монашество в Братском монастыре. На сюжет популярного библейского рассказа об Иосифе Прекрасном и преступной любви к нему жены египетского вельможи Пентефрия написал трагикомедию «Иосиф Патриарх».

В нее, впервые в украинском театре, были включены балетные сцены. Трагикомедия была поставлена в Киевской академии. Она воспринималась, как сатира на украинское панство. Впервые в украинской литературе был показан сатирический образ знатной женщины.
 ВнизВверх
Возвращение
   

   
     
   
     
В походе  
В походе  
Возвращение  
Возвращение  
Лаврентий Горка стал настоятелем киевского Выдубецкого монастыря. Занимал высокие церковные должности в Москве, Астрахани, Рязани и Вятке. Как иеромонах армии и флота, участвовал в персидском походе 1722 года. Написал курс поэтики.

В России Лаврентий Горка основывал школы по образцу киевских. Местное духовенство учиться не желало и жаловалось на Лаврентия Горку, вследствие чего его переводили из города в город.
В 1733 году Горку назначили епископом в город Вятку. Он привез свою библиотеку, в которой было 350 книг, — из них 235 на латинском, греческом и еврейском языках.

В Вятке Лаврентий Горка основал славянско-латинскую школу, которую позже преобразовали в духовную семинарию. По отзыву современников, Горка был «крайний суеверия и невежества ненавистник». На его гробнице в кафедральном Троицком соборе в Вятке сделана надпись:

«Всеобщий смертный рок в сем месте мужа скрыл,
Который первый здесь науки насадил, —
Хотя всевышня власть, что белым светом правит,
Ему и не дала конечно их восставить.
Лаврентий Горка се! А кто он был таков?
Епископ Вятский, муз любитель, богослов».

Земля эта не оскудела талантами... В 1948 году в Стайках родился один из ведущих украинских патоморфологов, Петр Иванович Червяк. Он, в частности, издал два русско-украинских словаря медицинской терминологии и «Медичну енциклопедію».
Мы с Василием вошли в село. Вдруг послышался топот и грохот. Мимо нас промчались лошади, тащившие пустую телегу.

— Тпру! Тпру! — заорали мы с Васей.

Лошади послушно остановились и повернули к нам головы, словно спрашивая: «Ну, чего надо?»
Мы подождали. Хозяин не бежит. Прошли по улице в том направлении, откуда бежали кони. Свернули за угол. Перед нами открылась пустынная улица. Мы походили по селу. Услышали, как кто-то рассказывает: мол, только что пробежали лошади. Но откуда они взялись, почему волокли пустую телегу, — так и осталось тайной села Стайки...

Завтра моим спутникам предстоял рабочий день. Мы планировали дойти до Ржищева и возвратиться в Киев на «ракете». Но вдруг подул ветер по направлению к Киеву, и мы решили возвращаться своим ходом, под парусом. Кстати, и денег сэкономим...
Так и сделали, поставили парус. А мимо проносились катера, вздымая волны. Мои спутники награждали их нелестными эпитетами.

Ветер то подымался, то утихал. Приходилось работать веслами.
Вдруг я задел веслом что-то твердое. Внезапно из-под моего весла вздыбился водяной столб с водорослями и обрушился на меня. Наверное, я задел крупную рыбу. А может быть, какого-нибудь раздражительного аквалангиста ошарашил веслом?.. До сих пор не знаю.

Перед Украинкой простирались поля чилима — водяного ореха. Мы решили не обходить их, а двинулись прямо. Сильными гребками погнали байдарку прямо по чилиму, точно по маленькому Саргассову морю... Начало темнеть. Мы устали, но упрямо продолжали грести. Наступила ночь. Наконец, впереди показались огни Киева.

Путешествие ночью по реке опасно. Проносились моторки без всяких огней, — но мы гребли из последних сил.
В конце концов, остановились и заночевали на пляже. А в понедельник утром снова стали грести...

Как только нос байдарки уткнулся в киевский песок, Черныш побежал в магазин. Купил себе и мне по бутылке пива, а Нелупу, по его желанию, бутылку вина. Мы передохнули — и вскоре вошли в залив на Осокорках. Искупались. Перетащили вещи и байдарку во двор. Разобрали байдарку. Втроем допили начатую Василием бутылку вина.

Толя пошел на автобус, а мы с Васей на метро. Там нас остановил милиционер и сообщил, что по приметам мы подходим на грабителей дач. Он заглянул в сумку Васи и мой рюкзак, убедился, что находившиеся там вещи не сходны с награбленным на дачах, и отпустил нас.

Бывает и такое в конце путешествий.
* Подробно о трипольской культуре см. «Вокруг света», № 11, 2001 г.
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам