Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
Индийская любовь
|
Громовержец Индра, один
из главных богов ведийского пантеона, сначала прославился необузданными
возлияниями пьянящего напитка сомы, а потом оказался запечатленным в
индийском искусстве, как обладатель тысячи глаз, рассыпанных по всему
телу.
На самом деле, так в древней Индии обозначали женские лона, обезобразившие внешность бога в качестве проклятия за его сексуальную распущенность. Впоследствии он был прощен и, совершив омовение в реке, вернул свой благообразный облик. Нет такой реки в Индии, которая бы не обладала Индра-тиртхой — священным местом, связанным с этим эпизодом. Именно сюда стекаются тысячи паломников, ищущих очищения от совершенных грехов. Проделки небожителей Широкая известность эротического трактата «Камасутра», откровенная чувственность древнеиндийской скульптуры и неуклонный рост народонаселения создают впечатление, что Индия — чуть ли не колыбель любви, как плотской, так и духовно возвышенной. Древнеиндийская мифология эротична и фривольна. Боги, наряду с космическими свершениями, беспрестанно маются от любовного томления. И это не удивительно, поскольку то тут, то там мелькают апсары — небесные танцовщицы неземной красоты и весьма приятных, упруго-округлых очертаний. На них наброшены весьма символические покровы — из шелка или какой-либо другой струящейся материи: стоит подуть ветерку, и небожитель уже не может отвести глаз от безупречных ягодиц. А когда апсары выходят из водоема и одежды скульптурно обрисовывают их тела, многотрудная, длившаяся тысячелетия аскеза святых подвижников оканчивается крахом. Апсары, как правило, появляются не случайно. Их подсылают, чтобы вынудить богов к определенным поступкам, естественно, направленным на спасение мира, или урезонить мудрецов, пытающихся сравняться мощью с богами. Часто красавиц сопровождает Кама, бог любви, который в подходящий момент натягивает лук с тетивой из жужжащих пчел и пускает в намеченную жертву стрелу, сделанную из молодого мангового побега. Исход достаточно тривиален: распаленный бог или праведный муж не удерживает в чреслах семя, и оно падает куда попало — в реку, на лист подорожника, оказывается в когтях сокола, который уносит его неизвестно куда. В результате всегда кто-нибудь рождается, — но матери подчас оказываются весьма неожиданными... Например, Вибхандака не совладал с собой при виде красавицы Урваши, — однако, речной воды с семенем попила самка благородного оленя, которая, впрочем, и сама была божественного происхождения... Апсары обычно бросали своих детей — их воспитывали вернувшиеся на стезю праведности отшельники или даже чужие люди. Брахма, бог-создатель, наряду с Вишну-хранителем и Шивой-разрушителем входящий в классическую индусскую триаду, однажды опозорился во время бракосочетания Шивы, испытав вожделение при виде показавшегося из-под полы мизинчика на ноге жены Шивы, Парвати. Разразился скандал — не первый и не последний среди небожителей. Тот же Брахма, при творении Вселенной создавший и собственную дочь, был настолько упоен ее совершенством, что не мог оторвать от нее взгляда. В какую бы сторону ни отходила Сатарупа, у Брахмы немедленно отрастала голова, глядящая в том же направлении. Когда же уставшая от недвусмысленных намеков Сатарупа воспарила ввысь, у Брахмы появилась и пятая голова, следящая за полетом дочери. Инцест, все-таки, состоялся, весь божественный народ дружно пришел в ужас, а разгневанный Шива в наказание отрубил родителю-растлителю одну из пяти голов. Хотя пураны (собрания священных мифов) объясняют, что «смертные, видящие все происходящее глазами из плоти, не могут обсуждать поступки богов», считается, что именно из-за недостойного поведения Брахмы индийцы ему не поклоняются. Четырехглавые изображения можно встретить на храмовых барельефах, но во всей Индии остался только один весьма скромный храм, непосредственно посвященный Брахме. Он находится возле священного озера Пушкар в Раджастхане. Возмущенный проступком Брахмы, Шива и сам не мог похвастать благочестивым поведением. Однажды он, распаленный страстью, бросился за небесной девой Мохини, хотя это была всего лишь женская ипостась бога Вишну. Во время погони Шива двенадцать раз ронял на землю семя, и в этих местах в разных уголках страны «проросли» крупные центры поклонения Шиве, притягивающие паломников со всей Южной Азии. В ту минуту, когда он, все-таки, настиг деву, она превратилась в Вишну, а произошедшее слияние двух богов известно в Индии под именем Харихары. Поскольку индуизм представлен преимущественно двумя направлениями — вишнуизмом, в котором верховным богом признается Вишну (Хари), и шиваизмом с верховным Шивой (Хара), те, кто верит в Единую Божественную Субстанцию, проявляющуюся и в виде Шивы, и в виде Вишну, поклоняются Харихаре. По легенде, правда, на одну секундочку Шива все же успел захватить именно Мохини, и от этого мимолетного объятия родился бог Шашта, известный в Южной Индии как Айяппа. |
Из жизни Кришны
|
В другой истории,
прослышав о красоте жен отшельников, Шива нагишом отправился в лесную
обитель, и ни у одной из женщин не хватило сил устоять перед божественным
соблазном. Разгневанные отшельники прокляли Шиву: «Пусть отвалится твой
член!».
Проклятие незамедлительно сбылось, но еще не остывшие от страсти жены упросили мужей пощадить распутника. Те согласились при условии, что найдется женщина, способная удержать Шиву. За нелегкую миссию взялась супруга Шивы, Парвати. Еще рассказывают, что однажды у древнеиндийского мудреца Бхригу спросили, кто же из триады богов все-таки главный, и мудрец отправился устанавливать истину. Оказавшись на горе Кайлас в Тибете, где проживал Шива, Бхригу не смог пообщаться с богом, поскольку тот был занят любовной игрой с Парвати. Тогда мудрец изрек проклятие: «Пусть почитают не тебя, а твой член!». Обе эти легенды объясняют, почему в Индии поклонение Шиве происходит в виде почитания лингама — фаллического символа цилиндрической или конусообразной формы, утопленного в прямоугольной основе, символизирующей йони — женский детородный орган. В VII-VIII вв. Шанкарачария, прославленный индийский философ и страстный адепт Шивы, ведя ожесточенную борьбу против буддизма, пропагандировал именно такую форму поклонения богу, полагая, что абстрактная символика в большей степени отражает представления об Абсолюте, к слиянию с которым должна стремиться индивидуальная душа. Облик Вишну традиционно описывается менее эксцентрично. Когда вышеупомянутый Бхригу добрался до обители Вишну, тот спал, и мудрец небрежно пихнул его ногой в ребра. Разбуженный таким образом, Вишну вежливо поинтересовался, не ушиб ли Бхригу ногу, за что мудрец признал его самым великим из богов. Чаще всего Вишну почитают в виде аватар — земных воплощений, из которых наиболее популярной считается аватара любвеобильного пастуха Кришны. Проделки Кришны, в частности его забавы с влюбленными в него пастушками, запечатлены в ставшей сакральной «Бхагавата-пуране» и послужили источником вдохновения для множества авторских произведений. Джаядева, поэт из Бенгалии, воспевший в XII в. неуемную потенцию Кришны, из огромного сонма (16 000!) пастушек выделил Радху, ставшую с того времени самой любимой подругой бога. Повествование об их взаимоотношениях — с ревностью и ссорами, разлуками и последущими соединениями — может прочитываться двояко: как эротический гимн и как аллегория союза между человеческой душой и душой божественной. Поэму Джаядевы очень любил Чайтанья, живший в тех же краях в XV в. и поочередно — в приступах экзальтации — воображавший себя то Кришной, то Радхой, а то обоими одновременно. Его харизматическая персона привлекла к себе множество почитателей, усиленно пропагандировавших культ Кришны, и в конечном счете именно к Чайтанье, чье имя означает «сознание», тянется ниточка от современного «Общества сознания Кришны». В XIV-XV вв. не менее знаменитый проповедник Валлабхачарья сплотил вокруг себя поэтов, посвятивших жизнь воспеванию Кришны: его шалостей в Брадже, области, где он провел свое детство, и безоглядной любви к нему женщин. Еще через некоторое время последователи Валлабхачарьи сформировали общину и положили начало ежегодному тридцатидневному «кружению вокруг Браджа», инсценируя события из жизни Кришны в тех местах, где они якобы происходили. Все участники «кружения», независимо от пола, воображают себя пастушками, отринувшими ради Кришны покой мирской жизни. |
|
«Наставление в сфере чувственных желаний»
|
|
•
Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам •
|