На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Земля людей
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
От бусинки до янтарной комнаты
   

   
     
   
     
Экспонаты из янтарной коллекции Ровенского предприятия «Бурштын». Украина  
Экспонаты из янтарной коллекции Ровенского предприятия «Бурштын». Украина  
Высокая техническая грамотность и вкус мастеров способствовали созданию прекрасных янтарных статуэток, кубков для вина, сосудов для благовоний, подсвечников, гребней, шкатулок.

Шахи Ирана, по существовавшей традиции, носили янтарную бусину, которая должна была предохранять их от покушений; однако, когда после свержения последнего шаха драгоценности королевской казны перешли к государству, ни одной бусины найдено не было...

Мусульмане отдавали предпочтение молочно-желтому и молочно-белому янтарю. Арабы использовали его для изготовления предметов религиозного культа; янтарем украшали невест, из него вырезали четки, мундштуки лучших кальянов. Дымящийся янтарь крымского хана Гирея — это и есть мундштук...

Буддийские ламы добавляли измельченный янтарь в различные снадобья. Причем, это был чаще всего... балтийский янтарь! Его ввозили даже в Китай.

Замечательные скрипки великих мастеров Амати, Страдивари, Гварнери покрыты лаком, в состав которого входит янтарь, — хотя в Италии он редок и чрезвычайно дорог. Но — «ничто не слишком для достижения совершенства». А янтарный лак был одним из лучших во времена Средневековья...

На Руси тоже существовали мастерские по обработке янтаря. Это подтверждают раскопки в Новгороде, Рязани.
В средние века янтарь — признанный материал для поделок. Великолепные изделия из него появляются во Франции: рамы для зеркал, резные мадонны, барельефы, украшавшие дворцы. В Германии известны вырезанные из янтаря пиратские кораблики, мундштуки духовых инструментов, флейта, сделанная для короля Фридриха II.

По информации английского гематолога Элен Фракей, в лондонском магазине «Сак Фрер» продавалось кольцо, которое, по слухам, принадлежало знаменитой римской патрицианке эпохи Возрождения, жестокой и развратной Лукреции Борджиа. На золотом основании была закреплена искусно сделанная из янтаря змея с поднятой головой и высунутым жалом, приготовившаяся к нападению.

Янтарь имел блестящую красную окраску; диаметр фигурки составлял 2,5 см. С нижней стороны кольца была круглая кнопка, при нажатии на которую из тайника выделялся яд (мадонна Лукреция нередко его применяла против недругов).

Изделие это не только большой раритет, — с традиционной точки зрения, оно очень странно. Учитывая целебные свойства янтаря, из него обычно не делали подобные «зловредные» вещицы...

В Эрмитаже и Оружейной палате можно увидеть прекрасно выполненные художественные изделия из янтаря. Это набалдашник трости, подаренной Екатерине II императором Фридрихом Великим; янтарная кружка, преподнесенная царю Алексею Михайловичу литовским послом, жезл патриарха Филарета и посох патриарха Никона.

В XIII веке в завоеванной Тевтонским орденом Прибалтике был издан вердикт о смертной казни для всякого, кто без специального разрешения осмелится собирать янтарь. А в XVIII веке появился обычай: послы таких стран, как Литва, Курляндия, Дания, Пруссия, дарили русским царям художественные изделия из янтаря.

В конце 1979 года в Калининграде, в бывшем форте средневековой крепости «Дер Дона» открылся специализированный Музей янтаря. Здесь собрана крупнейшая коллекция солнечного камня. Музеи и выставки янтаря есть также в Каунасе, Паланге, Лиепае.

Вероятно, самым крупным, самым ценным и самым необычным художественным произведением из янтаря стал Янтарный кабинет, созданный по заказу императора Фридриха-Вильгельма I германскими мастерами в 1709 году; автором проекта был Андреас Шлютер.

В 1716 году в Берлине побывало русское посольство во главе с Петром I. Германский император, искавший дружбы с могущественным царем «московитов», подарил Петру этот уникальный шедевр. Спустя два года, вспомнив восторженные речи прусского монарха о храбрых русских солдатах, Петр «отдарился», преподнеся императору 55 гренадеров во главе с камер-юнкером Толстым...

При монтаже янтарных блоков в Екатерининском дворце Царского Села первоначальный проект претерпел изменения, и кабинет разросся до размеров большой (55 кв. м) комнаты. Сборка была окончена в 1767 году. Помимо янтарной облицовки стен, подоконников, фризов, комната была заполнена витринами, в которых выставлялись изделия из янтаря — шахматы, шкатулки, табакерки, пудреницы...
 ВнизВверх
Где же Янтарная комната?
   

   
     
   
     
   
   
Прошли годы. Бывшие царские хоромы превратились в музей. Тысячи людей получили возможность любоваться замечательным шедевром природы и человеческого мастерства.

Но в 1941 году, после занятия немецкими войсками города Пушкина (бывшее Царское Село), в музей прибыли «искусствоведы» - мародеры в форме офицеров вермахта. Начался планомерный грабеж Екатерининского дворца.

Исчезли паркетные щиты с перламутровыми вставками из Лионского зала, были украдены бронзовые статуи из Камероновой галереи, иконы из дворцовой церкви. Не миновала злая доля и Янтарную комнату. Ее разобрали и по приказу гаулейтера Эриха Коха отправили в Кенигсберг (ныне Калининград).

Здесь комнату смонтировали в королевском замке. Однако, мощное наступление советских войск заставило гитлеровцев вновь разобрать янтарное чудо...

Буквально за несколько дней до штурма города ящики с упакованными в них панелями Янтарной комнаты находились в подвалах ресторана «Блютгерихт». Это — последние достоверные сведения о шедевре...

С тех пор все остальные сведения о Янтарной комнате — это, как говорят криминалисты, версии... Есть версия о том, что личная подводная лодка фюрера доставила тайный груз к безлюдным берегам Южной Америки; версия, что лодка туда не дошла, а была потоплена в Атлантике. Существует мнение, что ящики лежат в заминированных галереях близ Кенигсберга; другие исследователи советуют искать в горах Шварцвальда.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и такое утверждение. Зимой 1945 года из Кенигсберга спешно отплыл одиннадцатипалубный лайнер «Вильгельм Густлов». Корабль был забит гитлеровцами до отказа.

Были заняты не только каюты, но и рестораны, помещения церкви и зимнего сада, плавательные бассейны. Пустой была только личная каюта Гитлера. Вместе с командой на корабле находилось около девяти тысяч военнослужащих, из них почти четыре тысячи офицеров-подводников — элита погибающего рейха.

Весьма вероятно, что немцы везли с собой много награбленного добра; могли захватить и Янтарную комнату... «Вильгельм Густлов», любимое детище фюрера, фешенебельное судно, на котором Гитлер мечтал отметить свою победу во Второй мировой войне, было торпедировано советской подводной лодкой С-13, которой командовал капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско.

После потопления «Вильгельма Густлова» в Германии был объявлен трехдневный национальный траур. Как после Сталинграда... Адмирал, командовавший конвоем, по приказу Гитлера был расстрелян, а капитан Маринеско внесен в списки личных врагов фюрера и рейха.

Свою могилу «Густлов» нашел в 20 милях от маяка Риксгефт на 40-метровой глубине. Может быть, там и покоятся янтарные панели?..

Следует сказать еще вот что. Польские янтарщики (а это опытные и авторитетные мастера) считают, что если Янтарная комната находится не на дне моря, а где-нибудь в другом месте, то она смертельно больна.

Проведя реставрацию кабинета короля Августа Сильного, алтаря короля Яна Собесского, алтаря Мук Господних из музея Чарторыйских в Кракове, поляки выяснили, что янтарь, находясь в контакте с различными клеями, бумагой, древесиной, может «заболеть» грибком. Мастера утверждают, что этот грибок уже погубил многие бесценные памятники янтарного дела в музеях Европы!

Тем более своевременными и нужными стали, в связи с этим, работы советских реставраторов по воссозданию Янтарной комнаты. Сразу после окончания войны начались интенсивные поиски не только самого шедевра, но и его фотографий, рисунков, эскизов, архивных материалов. Ученым и реставраторам помогали сотни энтузиастов, ценителей архитектуры, искусства и солнечного камня. Сначала была создана модель Янтарной комнаты в одну пятую натуральной величины.

И, как мы уже знаем, кропотливый труд многих десятилетий завершен — точная копия Янтарной комнаты была готова к 300-летию Петербурга.
       
 ВнизВверх
Янтарь с включениями — неисчерпаемый источник информации
   

Когда-то янтарь с инклюзами считался «порченым», а сегодня  это — желанная находка для ученых  
Когда-то янтарь с инклюзами считался «порченым», а сегодня это — желанная находка для ученых  
Значительная часть ныне добываемого в государствах Балтии янтаря идет на поделки. Это бусы, мундштуки, браслеты, броши, кулоны, шахматы. Часть минерала (в основном, прессованного) с успехом используется и в промышленности.

Из него делают приборы и инструменты для переливания и консервирования крови: янтарь препятствует ее свертыванию, тормозит разрушение кровяных телец — эритроцитов. Янтарная кислота оказалась прекрасным биогенным стимулятором.

Она повышает скорость роста и урожайность растений, служит основой для создания таких препаратов, как кортизонацитат, иодоль, витамин Д и др.

Кстати, кислота эта была получена еще в XVII веке методом сухой перегонки янтаря. Тем же методом (по усовершенствованной технологии) ее вырабатывают и сегодня. Кроме того, выпускают синтетическую янтарную кислоту. Потребность в ней очень велика, а сфера применения весьма обширна: лакокрасочная и электротехническая промышленность, сельское хозяйство, медицина...

С современной точки зрения можно подтвердить некоторые рецепты Плиния, касающиеся лечения янтарем зоба — заболевания щитовидной железы, связанного с недостатком йода.

Оказывается, в бусах из морского янтаря, действующих на кожу своей слабой электризацией (ее отметили еще древние греки), есть «позаимствованные» в море целебные элементы, в том числе и йод.

Особую ценность для знатоков, ювелиров, художников и ученых представляют образцы янтаря с включением мелких животных, — так называемые инклюзы. В янтаре можно увидеть замерших навеки мух, стрекоз, комаров, бабочек, жуков, термитов, цикад...

Одним из первых обратил свое внимание на «мумии» насекомых в каменной смоле еще великий энциклопедист Михаил Ломоносов. (Между прочим, он интересовался и феноменом электризации янтаря.) Ученый даже перевел римского поэта Марциала:

В тополевой тени гуляя, муравей
В прилипчивой смоле завяз ногой своей,
Хоть у людей был в жизнь свою презренный,
По смерти, в янтаре, у них стал драгоценный...


Интенсивные поиски янтарных инклюзов обусловлены не только их красотой. Янтари с включениями — неисчерпаемый источник информации для ученых разных специальностей: геологов, палеонтологов, ботаников, зоологов.

Иммануил Кант, живший в Кенигсберге — столице янтарного края, однажды взглянул на муху в куске янтаря и воскликнул: «О, если б ты, маленькая муха, могла говорить, насколько иным было бы все наше знание о прошлом мира!»

Отдадим же дань нашего уважения и восхищения простому, но прекрасному камню, любимому с древних пор и продолжающему волновать человеческую душу.
 ВнизВверх
Украинский янтарь
   

 
   
Еще в 1918 году профессор П. Тутковский писал: «В каждом учебнике минералогии мы найдем указание, что янтарь находится в Европе в наибольшем количестве в отложениях буроугольной третичной и частично ледниковой эпох в Пруссии, на берегах Балтийского моря; встречается он также в Курляндии, Лифляндии*, в Сицилии (возле Катании) и в Испании.

Но о том, что янтарь высшего качества находится в достаточно большом количестве у нас в Украине, — об этом знают только специалисты да еще те наши киевские и волынские мастера, что покупают его у крестьян за низкую, конечно, цену, а потом продают янтарные изделия, будто заграничные, и берут тройную цену».

Янтарь и изделия из него, действительно, ценились у нас не дешево, — при том, что обработка на токарном станке и полировка были достаточно просты. До революции янтарный портсигар, оправленный в золото, стоил, в зависимости от сорта камня, от 75 до 100 рублей, причем золото составляло лишь десятую часть этой цены.

Даже куски необработанного янтаря продавались дорого: тот же Тутковский приводит пример, когда самородок этого камня, весом в 12 фунтов (около пяти килограммов), найденный в Прибалтике, был приобретен за 12 тысяч немецких марок.

Другую янтарную «глыбу», 12 с половиной фунтов весом, найденную еще раньше, оценили в 30 тысяч марок! А ведь это, напомним, были царские рубли и кайзеровские марки, стоившие неизмеримо больше, чем их нынешние потомки...

Славяне янтарь знали издревле, охотно использовали его в украшениях. Он пользовался славой волшебного, — вероятно, из-за свойства заметно электризоваться при натирании. Впрочем, в народной жизни чудо-камень не имел широкого применения, разве что делали из него пуговицы или, чаще, сжигали для забавы, для хорошего запаха. Всерьез добывать янтарь по селам начали лишь тогда, когда минералом заинтересовались перекупщики.

Однако лекари на Руси не обходили вниманием «алатырь-камень», кусочки его нередко лежали в их сумках вместе с целебными травами. То ли прикладыванием, то ли окуриванием, — пытались лечить золотуху и опухоли, глазные и женские болезни; еще чаще использовали, как амулеты, скажем, для защиты детей от хвори.

Занятно, что одно из самых интересных свойств ископаемой смолы — способность включать в себя тельца древних насекомых, паутинные сети, листья, цветы или плоды вымерших растений, — это свойство обработчики считали пороком камня!

Тутковский пишет: «Домовые мастера («кустари»), что обрабатывают бурштын в Волынской и Киевской губерниях, считают... посторонние тела — насекомых и др. — недостатком «товара», тщательно вырезают их и выбрасывают, при чем бесповоротно гибнет для науки множество организмов, живших когда-то у нас».

Куски янтаря и изделия из него — перстни, бусы и т. д. — нередко находили при археологических раскопках, в могильниках и городищах времен Киевской Руси, а то и более ранних. Так, янтарные находки дала Княжья гора под Каневом; благородный минерал извлекали из городищ и захоронений на Черкасщине и Волыни, из кургана Перетятиха, где в составе экспедиции трудился молодой Тарас Шевченко...

Про природный янтарь, обнаруженный в Киеве, впервые сообщает источник 1797 года. Во время строительства известного, уже несуществующего Киевского цепного моста, в начале 1850-х годов, со дна подняли большой кусок сернисто-желтого янтаря. В году 1873 более, чем пятьдесят крупных обломков янтаря, весом почти до килограмма, выкопали в «зеленых песках» около кирпичного завода на Демиевке...

Каменную смолу находили в реке под Екатеринославом, теперь Днепропетровском (вытягивали сетью вместе с рыбой), в буроугольных пластах и песках Волыни, Ровенщины, Полтавщины... Там, где нет коренных месторождений янтаря, он попадался среди валунов, нанесенных ледником, часто и сам обкатанный.

После таяния снегов, после летних ливней ручьи выносили кусочки янтаря в широкие русла, в заросшие кустами яры. На правом берегу Днепра, между Киевом и Трипольем, по преданию, люди подбирали сгустки «горелого камня» величиной с круглый хлеб... Богаты янтарем были окрестности знаменитого села Подгорцы, давшего название подгорцевской археологической культуре, сел Хотов и Старые Петровцы...

Словом, не было и нет нужды путешествовать нам с вами к седой Балтике, на жаркую Сицилию, искать мифическую реку Эридан, чтобы найти золотой камень, воспетый поэтами. Он — рядом с нами...
* Курляндия — Курземе, историческая область в Западной Латвии; Лифляндия — официальное название территорий Северной Латвии и Южной Эстонии в составе Российской империи. (Прим. ред.)

Янтарь для фото предоставлен Ровенским предприятием «Бурштын»
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU