На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Земля людей
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Мое любимое Седьмое стадо
   

   
     
   
     
 

 

 
Разборка чумов и подготовка к перекочевке  
Разборка чумов и подготовка к перекочевке  
Из полевого дневника
Кто был на Севере, тот знает, что такое ждать: это — искусство. Северяне владеют искусством ожидания в высшей степени.

Мы, горожане, нервничаем, бегаем кругами, тревожно прислушиваемся к малейшему шороху, доносящемуся издали (может, шум винта?) и беспрестанно пристаем ко всем подряд с бессмысленными вопросами типа: «А как вы думаете, завтра прилетит?». Думать же тут не о чем, надо уметь расслабиться и просто ждать.

Прилет вертолета зависит от погоды, наличия керосина или просто от случая. Можно ждать месяц, можно больше. Местные это прекрасно знают — и спокойно выполняют ежедневную работу ожидания. Утром — беги в контору узнать сводку, потом — свободен, но всегда начеку.

На сей раз вертолет появился неожиданно, — огромная жужжащая стрекоза. Так же неожиданно со всех сторон стали сходиться люди — наверняка улетающие, надеющиеся улететь, передающие с отлетающими письма, посылки и подарки. Остальные пришли просто так.

Cтойбище
Ненцы — самый большой из малочисленных туземных народов Севера. Их численность — 34,2 тыс. человек. Больше всего ненцев живет в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах, Мурманской области, Республике Коми.

Как известно, тесные отношения с природой определяют жизнь общества, историю и культуры коренных северян. Биологическое равновесие в Арктике сохранялось ими из поколения в поколение. Промышленное освоение этих территорий привело к катастрофическому сокращению природных ресурсов; нарушился приспособленный к местным условиям хозяйственно-бытовой уклад ненцев.

Как минимум, это грозит утратой бесценных экологических знаний... В соответствии с программой Северной экспедиции Института этнологии и антропологии РАН, я отправилась в Ямало-Ненецкий округ, чтобы исследовать проблемы адаптации малочисленных этносов Сибири к условиям меняющейся природной и социальной среды.

Меня доставили в Седьмое стадо Антипаютинского колхоза Ямало-Ненецкого автономного округа, что на Гыданском полуострове, в качестве добавочного груза санитарным рейсом. Из Седьмого стада надо было срочно отвезти в больницу пастуха, заболевшего воспалением легких, и женщину на сносях. (Оленеводческую бригаду в обиходе называют стадом. Такое название подчеркивает единство и обоюдную зависимость человека и оленя.)

Стойбище, которое стало на эти полтора месяца моим домом, — большое. В нем семь чумов, где живут 54 человека; ровно половина из них — дети. И, конечно, здесь проживают олени. Их здесь больше пяти тысяч, точнее никто не скажет. Ненцы любуются оленями, но никогда их не считают. Считать оленей — грех, иначе они заболеют или пропадут.

Был июль; все взрослое население стойбища занималось неотложными делами, которые надо успеть сделать в короткое тундровое лето. Мужчины посменно дежурили день и ночь. Летом оленям нужен особый уход, чтобы не дать оводам и гнусу замучить взрослых животных и пушистых маленьких оленят. В свободное от дежурства время мужчины заняты изготовлением и починкой единственного и самого безотказного транспорта тундры — нарт.

На долю женщин приходится не менее важная забота — изготовление дома для всей семьи. Изготовить дом — значит, выделать, обработать, прокоптить оленьи шкуры, из которых шьют затем нюки, покрытие для чума. Одеть и обуть с головы до ног всю семью — это тоже женская забота. От того, насколько теплой и удобной будет малица для мужчин и ягушка — для женщин, многое зависит: ведь с 40-градусным морозом в тундре шутить нельзя.
       
 ВнизВверх
Лучини — значит, русская
   

   
     
   
     
В семье Любы Ядне всегда рады гостям  
В семье Любы Ядне всегда рады гостям  
После нашего первого знакомства жители стойбища оказались в легком замешательстве: как же меня называть? Ненцы не произносят имени человека, чтобы не услышали и не утащили душу злые духи.

К взрослому обычно обращаются по имени старшего ребенка — Коля-небя (мама Коли), Петя-нися (отец Пети). А как же быть со мной (взрослый человек, а детей нет)? Меня стали звать Лучини, что по-ненецки значит «русская»...

Постепенно я вникала в мир ненецкого оленевода, то есть, в мир его оленей. Здесь вся жизнь человека подчинена ритму оленьей жизни...

Каждый день, невзирая на погоду, происходит отлов ездовых оленей. Для этого устраивается загон (кораль) из нарт; его делают утром, с приходом стада. Вместо будильника — щелканье оленьих копыт. Хозяйки разжигают очаг, и вот уже над чумами поднялись голубоватые столбы дыма... Нарты стоят полукругом и соединены между собой веревкой. Сначала ездовые олени входят в этот кораль, потом их ловят и ведут запрягать. Мужчины выходят из кораля, наступая на веревку, а женщины должны пропускать веревку над головой.

Вот идет девочка Лиля. Она теперь старшая в семье: это ее заболевшего отца увез с санрейсом вертолет, а мама недавно родила пятого ребенка и поэтому вынуждена уделять много времени малышке. Лиля поймала своего ручного оленя — авку и выводит его из загона, наступив на веревку. Старуха, присматривающая за работой в корале, ворчит ей вслед, хотя и знает, что напрасно.

Законы не нарушены, — Лиля еще девочка, и ей пока можно не соблюдать правила, которые сопровождают жизнь ненецкой девушки после наступления половой зрелости. Женщинам нельзя обходить вокруг чума, нельзя перешагивать через мужской пояс, нож, упряжь. Считается, что женщина теснее связана с миром духов. Ее детородный орган может и дать жизнь, и забрать ее. Перешагнув через вещь, принадлежащую мужчине, можно нанести ему вред...

Ну, вот, олени пойманы и запряжены в нарты. Оленеводы, идущие на дежурство, выбирают собак, которые последуют за ними. Тундра оглашается многоголосым лаем. «Меня! Меня возьми!» — эта собачья мольба понятна даже мне. Сопровождать хозяина хочется всем, потому как собачке-трудяге, пришедшей с дежурства, положены не только самая вкусная кость, но и уважение.

Отбирать собак — дело ответственное. Одна маленькая оленегонная собачка с хвостом-бубликом может при умелом руководстве обежать многотысячное стадо и развернуть его в нужном направлении. Собаки понимают свою почетную миссию и относятся к ней со всей ответственностью.

Стадо ушло. До вечернего ёркулава (отлова), когда вся процедура повторится, можно заняться повседневными хозяйственными делами.
 ВнизВверх
Пуну-меньга
   

В тундре никто не сидит сложа руки  
В тундре никто не
сидит сложа руки
 
Филиппок, сын Дмитрия Ядне  
Филиппок, сын
Дмитрия Ядне
 
Каждый наш выход в тундру превращается в многоцелевую экспедицию с лекцией. Девчонки предлагают:
— Пойдемте за водой, мы вам пуну-меньга покажем.
— Ну, пойдем.

Пока идем, выясняется, что пуну-меньга — это небольшое озерцо, в котором растет пуну, черный болотный мох. Ненцы считают, что озерца, где много пуну, отличаются особо чистой и вкусной водой. Мох собирает каждая семья, и в большом количестве. Его сушат, тщательно чистят, перебирают и хранят в мешках.

Используют черный мох в качестве туалетной бумаги. Другой мох, белый (нярсу), заменяет ненецким малышам современные памперсы; его применяют также как полотенце для посуды и для других гигиенических целей. Бактерицидные свойства этого мха хорошо известны многим народам.

Пока мы набираем воду, девчонки успевают поиграть в прятки, обнаружить гнездо с птенцами, собрать хворост, необходимый для приготовления ужина, и... пару раз подраться. Однако, время идет, пора и назад в стойбище.

Каждый день я поражалась удивительной метаморфозе, которая происходила с моими голосистыми и озорными спутницами, стоило нам войти в пределы стойбища. Беззаботные девчонки-подростки преображались в маленьких хозяек. Каждая тут же находила себе место и дело.

Одна принималась хлопотать над очагом, другая — усмирять малыша; третья, присев на корточки у выхода из чума (так полагается ненецкой женщине), начинала разминать шкурку для будущего капюшона к малице...

В тундре кажется, что до облаков можно достать руками. На все четыре стороны только зелень равнины и голубизна неба — не случайно во многих аборигенных языках голубой и зеленый цвета обозначаются одним словом. Города вспоминаются, как нечто потустороннее.

Однажды вечером Лиля-небя (мать Лили) спрашивает меня:
— А ты Худякова знаешь?
— Кто это такой?
— Он в Москве живет, как-то сюда приезжал.
— Не знаю. Москва больш-а-а-ая.
— Так ты что, не всех знаешь, кто в Москве живет?!

Действительно, здесь кажется неправдоподобным, что люди могут не знать друг друга и не радоваться появлению любого, пусть даже незнакомого гостя.
В тундре, когда человека от человека иногда отделяет не одна сотня километров, приезд гостя — всегда радостное событие. Ему полагается лучшее место в чуме, лучшие угощения.

Но и гостю не следует оставаться в долгу, он должен посетить каждый чум и рассказать новости. А вечером наступает время ярабцев — эпических сказаний. Высоко в небо уносится гортанное пение, повествующее о подвигах былинных героев. Начав сказание, надо обязательно допеть его до конца, ни в коем случае не прерываясь.

Сказитель своим искусством как бы оживляет героев, и прерванное повествование может привести к тому, что стрела сорвется с натянутого героем лука и попадет в кого-нибудь из присутствующих... читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU