На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
 На предыдущуюВнизНа следующую
Светлана Пулинец

Бурятский поезд

Поездка сразу началась с приключения. Эля с Сашей прибыли за пять минут до отправления поезда, когда проводники уже выгоняли провожающих, а я сидела "на иголках": где они, вчера же сказали, что едут?

Наш поезд Москва-Чита оправдал название своего маршрута: в каждом вагоне процентное соотношение русских и бурятских пассажиров и даже проводниц - пятьдесят на пятьдесят. Купе в вагонах были какие-то маленькие, узкие, нестандартные (наверное, из-за слишком уж широких полок), к тому же жутко грязные.

И в этом поезде нам придется трястись трое с половиной суток! При этом надежды насладиться прекрасными российскими пейзажами (как никак пол-России проедем) почти не было: окна вагона были чудовищно грязны.

Первый день поездки прошел в несносной, уничтожающей все и, прежде всего, наши продукты, жаре. Мы открыли все окна, двери до предела, но все равно умирали от духоты - кондиционер, конечно, не работал. Жара спала лишь на второй день нашего пути, под вечер, когда часть продуктов уже была выброшена. Особенно жаль было шесть вареных яиц, которые пришлось выкинуть, так и не попробовав, а также охотничьи колбаски.

Наш, мягко говоря, НУ ОЧЕНЬ НЕСКОРЫЙ ПОЕЗД то у столба встанет, то в чистом поле остановится, поэтому наша возможность прибытия в Иркутск 7 июля вызывала обоснованные сомнения.
Потянулись тягостные дни безделья, скрашиваемые едой, "тихими играми" (таким условным названием были нами объединены игры в карты, шашки, шахматы, нарды и другие походно-настольные игры), а также недолгими прогулками на больших остановках. Правда, таких остановок у нашего поезда было немного: 3-4 в сутки.

Это, конечно, были остановки в крупных городах: Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Ангарск и т.п. Стоянка в этих городах по расписанию от 20 до 40 минут, но в связи с систематическим опозданием нашего поезда такие стоянки сокращались обычно вдвое, зато с лихвой восполнялись потом остановками у столбов.

Основное же время нашей поездки мы любовались проплывающими мимо пейзажами из открытых окон (благо жара). Однако на всем протяжении вплоть до Красноярска пейзажи ничуть не изменялись. Мы так ждали Перми, мечтая увидеть уральские горы. Но ни до, ни после Перми гор мы так и не увидели. Так, маячили на горизонте какие-то холмы и ничего более.

Горы (а точнее - сопки) мы увидели лишь на третий день в районе Красноярска и уже затем ехали в их окружении почти на всем пути до Иркутска. Сопки были потрясающие, большие, монументальные, покрытые лесом, окутанные туманной дымкой. На их склонах ютились деревушки, садовые участки, погосты. Дома в деревнях были старые, бревенчатые, частично брошенные. Они карабкались на склоны сопок, ползли по берегам Енисея.

В этих краях жили и творили такие известные и любимые мною писатели-"деревенщики", как Валентин Распутин, Виктор Астафьев. Видя сейчас эти пейзажи, невольно всплывают в памяти картины из знаменитой "Царь-рыбы", написанной здесь и об этих местах. Да и нельзя, преступно было не творить в таких дивных краях.

Из городов, которые мы проезжали, особенно запомнился Екатеринбург. Остановка там была поздним вечером. В вечерних сумерках монументальное здание вокзала освещалось лучами прожекторов подсветки и выглядело очень красиво.

А здание вокзала Перми, наоборот, маленькое и невзрачное. Поскольку этот город мы ждали, оно тоже запомнилось, остальные же вокзалы вообще стерлись из памяти.
Конечно, о городах мы судили по вокзалам, да по набору продуктов, которые продают местные жители, буквально оккупирующие все входы и выходы поезда. Странно, но в каждом регионе на платформе продают определенный набор продуктов и других вещей. Одни станции буквально завалены вафельными трубочками со сгущенкой, на других станциях носят копченую рыбу с картофелем. Продажу бананов (особо мною любимых) мы встретили лишь на третий день пути и то по каким-то зверским ценам.

А в районе Урала почему-то станции буквально переполнены продавцами, торгующими плетеными лаптями. Интересно, кто их покупает и зачем? Разве что иностранный турист, случайно оказавшийся здесь, захочет привезти домой частичку российской экзотики.
Поскольку взятые в дорогу продукты были нами съедены (или выброшены в связи с пищенепригодностью) в первый же день пути, еду приходилось покупать на станциях. Ели мы ее, исключительно заедая горстями фестала (на всякий случай, хотя, если уж отравишься, так и это не поможет).

Пришлось даже научиться есть концентрат картофеля "Роллтон", но в буфет мы так и не отважились сходить. Саша как-то наведался туда и, шокировав нас ценой супа в 60 рублей, отбил охоту его посещения. Поэтому, когда по вагону из буфета возили суп, мы закрывали дверь, чтобы не мучить себя его ароматом.

В пути следования произошло лишь одно событие, достойное описания. Неподалеку от Красноярска на нашем пути "сошла рельса" и наш поезд встал. При этом "на хвосте" нашего поезда шел товарняк. "Матюгальник" на станции, у которой мы остановились, орал истеричным женским голосом одну и ту же непонятную фразу: "Стоит двестисороковой (это наш поезд), сошла рельса, тормозите хвост поезда". Эти вопли доносились около получаса. Некоторые пассажиры уже стали паниковать, народ прилип к окнам и даже пытался выйти на платформу.

По вагону прокатилась волна черного юмора относительно "Титаника" на рельсах". Путешествие перестало быть томным. К счастью, столкновения удалось избежать: пришли рабочие железной дороги и вправили рельсу, долго удивляясь, почему их сразу не вызвали. А тетка по "матюгальнику" меж тем уже охрипла взывать к сознательности ремонтников. Интересно, где они бродили все это время, ничего не слыша?
 ВнизВверх
Прибытие в Иркутск

Как ни странно, в Иркутск мы прибыли без опоздания. Поскольку жили мы еще по московскому времени (я категорически отказывалась переводить часы - так интереснее), было 6 утра (по местному времени было уже 11).

Ребята нагрузили мою безразмерную сумку всеми оставшимися продуктами, и она стала совершенно неподъемной. До вокзала я тащила ее практически волоком, к тому же в другой руке у меня была сумка с аппаратурой, а спину оттягивал тяжеленный рюкзак. Здесь я впервые похвалила себя за то, что не потащила с собой палатку, спальник и коврик, тогда уже точно пришлось бы брать с собой тележку на колесиках.

Здесь я позволю себе сделать маленькое лирическое отступление. Дело в том, что как представители славного мира автостопа принципиально не берут в путешествия деньги, так я принципиально не беру с собой в подобные поездки палатку и прочее туристическое снаряжение. Полагаю, что, разрабатывая маршрут таким образом, чтобы, по крайней мере, в ночное время суток оказываться в населенных местах, и обладая хотя бы небольшим количеством денег и умением общаться, всегда можно договориться о ночлеге и купить еду или получить возможность ее приготовить.

При этом в моих путешествиях проблем с ночлегом никогда не возникало. Где только не приходилось мне ночевать! В заброшенных пионерских лагерях, сторожках, вагончиках, служебных помещениях, на списанных плавсредствах… И поверьте, в этих ночевках было не меньше романтики, чем в ночевках в привычных туристических палатках!

К счастью, на вокзале достаточно быстро мы нашли синюю "Ниву"-пятидверку - нас встречал Иркутский инспектор со своим шофером (как я уже упоминала выше, это моя дотошная мама подсуетилась). К тому же "посмотреть на меня" прибыл так неожиданно нашедшийся в Иркутске знакомый моих родителей - Евгений Танхович. Вот так встреча! Практически с оркестром, а мы то думали, что у нас нет никого в Иркутске.

Загрузив вещи в машину, мы отправились в здание вокзала на поиски касс аэрофлота, чтобы заранее купить билеты на самолет. Ребятам надо 22 июля выйти на работу, времени мало, поэтому придется лететь на самолете. Я решила, что тоже возьму билет, но только если он стоит до 5000, больше я себе позволить не могу. Но я не надеялась на такую стоимость, попутчики в поезде напугали нас ужасными ценами на полеты из Иркутска в Москву - 7-8 тысяч рублей. Да я лучше пешком пойду! Если отдать такую сумму, на Байкал не останется ни копейки, зачем тогда было ехать в такую даль?

Но повезло, милая тетушка в окошке на наш вопрос о самом дешевом рейсе предложила "Домодедовские авиалинии" на 20 июля всего за 4100. Конечно, по моей зарплате дикая сумма, но после тех цен, которыми нас напугали, она уже не казалась такой огромной. Но я сомневалась, 20 июля очень ранний срок для отъезда, хочется подольше побыть на Байкале, а вдруг еще представится возможность посмотреть восточный берег?

Я решила узнать, можно ли сдать билет и сколько я потеряю? Тетушка в кассе убедила, что немного. Поэтому билет я приобрела, поразмыслив, что, в крайнем случае, я всегда смогу его сдать.
Продавая нам билеты, тетушка так сильно веселилась, что мы вынуждены были поинтересоваться, что ее так рассмешило. Оказалось, наш говор. А мы-то и не думали, что у нас есть говор. Это у иркутских, вот у них говор! Но оказалось, что мы уж слишком сильно "акаем", и даже я со своей постоянной примесью вологодского акцента (сказались годы постоянных поездок на Русский Север). Мы ушли, наградив тетушку хорошим настроением.

Инспектор выдал нам путевки на базу "134-й километр". Эта база находится где-то в 30 километрах не доезжая Слюдянки - поселка конечной остановки действующей части Кругобайкальской железной дороги, по которой мы хотели обязательно прокатиться на маленьком поезде - "мотане".

Отдых на базе не входил в наши планы (я лишь просила узнать о возможности одной ночевки в Слюдянке), но отказываться было не удобно. Ну да ладно, база так база. Остановимся там на пару дней (знали бы мы к чему это приведет…). Напоследок инспектор оставил нам координаторы лесника, проживающего в пятнадцати километрах от базы "134-й километр" (к сожалению, это расстояние нужно было идти в сторону, противоположную Слюдянке), чтобы мы могли "в случае чего" обратиться к нему. На этом инспектор уехал, оставив машину с шофером в нашем распоряжении.

Евгений Танхович активно зазывал нас к себе, искушая возможностью принять ванну и отдохнуть с дороги (а я полагаю, что даже еще и поесть), и хотя это было очень актуально (после грязного поезда и раннего утреннего подъема), но нас ждала машина, чтобы отвезти в Листвянку, откуда мы и должны были ехать на базу "134-й километр". Поэтому пришлось поблагодарить за приглашение и распрощаться.

Сначала, по предварительному совету инспектора, на машине мы заехали на центральный иркутский рынок закупить продуктов (база находится в таких диких местах, что ближайший магазин лишь в Слюдянке) и, по-моему, увидев их обилие (после нашей дорожной голодовки), слишком перестарались. Мы купили крупу, макароны, картофель, а также хлеб, консервы, яблоки, бананы, яйца и даже различные приправы, мечтая, осев на базе, сварить супчик (отвыкли мы от горячего за трое с половиной суток).

Потом мы поехали менять доллары по какому-то чудовищному, ужасно невыгодному курсу в отель "Интурист" (у Саши и Эли деньги в долларах), потом ребята гоняли шофера в аптеку за каким-то забытым в Москве лекарством.