На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Иконостас на скалах?
 

   
     
   
     
Петроглифы на берегах Выга  
   
Судя по тому, что вокруг наскальных «выставок» были найдены следы древних поселений, на протяжении тысячелетий люди приходили сюда для охоты, рыбной ловли, добычи морского зверя.

Изображения всегда выбивали вдоль береговой кромки: омываемые прибоем скалы — более гладкие и чистые. Кстати, по расположению петроглифов можно судить об изменении уровня моря в этом районе.

Залив отступал; в устье реки Выг появлялись все новые острова, ближе к морю смещался и центр покрытого рисунками участка, вероятно, древнее святилище.

Сначала таким центром служил остров Шойрукшин с Бесовыми Следками, потом на долгое время стал остров Большой Малинин, примерно в полутора километрах ниже по течению.

Но главное, что связь изображений с большой водой несомненна. Это наводит на мысль, что «гравюры» на камне служили и ритуальной рыболовной магии — древние обитатели этих мест жили морским промыслом. Изображения равнялись реальности. Сцены лова высекали на камне с тем, чтобы лучше, удачнее осуществить их на практике…

Петроглифы имеют культовое значение во всех концах земли — и везде образуют «галереи» из многих знаков, будь то Тассилин-Аджер в Сахаре или горы Брандберг в Намибии, Фош-Коа в Португалии или Альтамира в Испании.

Конечно, древние художники выбирали наиболее подходящие для работы места, — но одиночные петроглифы и росписи встречаются крайне редко, хотя есть немало столь же удобных скал или пещер по соседству с разрисованными поверхностями.

Даже бушменские наскальные изображения нового времени (где уже фигурируют и европейцы) наносились во вполне определенных, вероятно, посвященных древнему культу местах. В Фош-Коа представлены петроглифы как времен палеолита, так и совсем недавнего времени, — последние изображения там принадлежат сыну местного мельника, жившему всего несколько десятилетий назад.

Очевидно, что каждая «экспозиция» была своего рода иконостасом, храмом под открытым небом. Первобытные религии, конечно, забыты, но остались традиции пополнять древнее святилище все новыми «иконами»…

Исследователь карельских петроглифов Юрий Савватеев считает, что скорее всего на скалах фигурируют не заурядные охотники, а герои, предки, мифологические персонажи, наделенные сверхъестественными силами. Некоторые неразгаданные до сих пор знаки (солярные и лунарные символы?) тоже, скорее всего, имели ритуальное значение.

Не случайно и то, что по соседству с некоторыми петроглифами были найдены каменные лабиринты, довольно распространенные в Беломорье и на Кольском полуострове. Истинное их предназначение пока не совсем ясно, однако, скорее всего, и они отражали какие-то верования древнего человека. *
 На предыдущуюВнизНа следующую
Авторы древних «гравюр»
 

   
     
   
     
Петроглифы на берегах Выга  
   
Ученые определяют возраст беломорских петроглифов в пять тысяч лет, то есть, относятся они к периоду неолита — нового каменного века.

Племена, обитавшие здесь в то время, вероятно, были предками саамов. Этот народ, принадлежащий к финно-угорской языковой группе, живет на самом севере Европы, в Лапландии (Норвегия), Швеции, Финляндии и Мурманской области.

Сегодня общая численность саамов невелика, их всего несколько десятков тысяч. Но некогда они были гораздо более многочисленны и жили на огромных просторах, вплоть до Ладожского озера на юге. Позднее саамов вытеснили на север иные карельские, финские племена, викинги и новгородцы.

Их-то предкам, протосаамам, скорее всего, и принадлежит авторство беломорских петроглифов. Наскальные изображения с низовьев Выга стилистически близки петроглифам, обнаруженным в районе Альта-фьорда в северной Норвегии, к более поздним саамским рисункам и даже к современным саамским орнаментам.

Подобны беломорские петроглифы и наскальным изображениям на Бесовом Носу, что на восточном побережье Онежского озера. Все это говорит о том, что авторство «гравюр на камне» по всему европейскому северу принадлежит, вероятно, одному и тому же народу, и подтверждает факт значительно более широкого расселения предков саамов в древние времена.

Некоторые дилетанты-любители, сталкиваясь с памятниками протосаамской и древнесаамской культур, любят приписывать их легендарной Гиперборее, высокой цивилизации, которая, согласно античным источникам, существовала на Севере в незапамятные времена.

Начать нужно с того, что в переводе с греческого «Гиперборея» всего-навсего «Крайний Север». А все «гиперборейские» памятники принадлежат саамской или протосаамской культуре. Конечно, гораздо романтичнее и эффектнее говорить об исчезнувшей цивилизации, нежели пытаться найти объяснение древним памятникам в истории ныне существующего народа. **

Очень долгое время наскальную живопись Южной Африки никак не желали связывать с живущими там бушменами, а изображения из пещер Франции и Испании — приписывать кроманьонцам. Но трудно спорить с тем, что петроглифы всегда отражают быт и хозяйственную жизнь именно местных племен.

Наскальные изображения Беломорья также могут служить прекрасным материалом для восстановления картины жизни древних обитателей этих мест. Как мы уже говорили, здесь фигурируют и основные объекты промысла — северные олени и лоси, белухи, моржи, тюлени, киты, и орудия труда, прежде всего, лодки, гарпуны, луки со стрелами, копья.

Изображения лыж и лыжников относятся к числу наиболее древних не только на севере Европы, но и во всем мире. Кстати, норвежские исследователи утверждают, что именно предки саамов первыми из европейцев встали на лыжи...

Петроглифы также пока единственное свидетельство существования в древнем Беломорье вместительных лодок. В одной из них изображены 12 человек! Похоже, что на некоторых «гравюрах» есть и парус... Но это пока только догадка.
 На предыдущуюВнизНа следующую
Тайны пляшущих человечков
 

Надежда Лобанова  
   
Как отмечает Юрий Савватеев, «рисунки на скалах во многом остаются загадкой для науки». Ученым есть над чем поломать свои умы, исследуя каменную книгу низовьев Выга.

Даже сами поиски изображений — дело весьма сложное и кропотливое. Ведь многие рисунки заметны слабо, почти сливаются с фоном скалы и проявляются лишь при благоприятном освещении — например, в косых лучах восходящего или заходящего солнца. (Мы видели это в Залавруге.)

Опознание и идентификация петроглифов — еще одна непростая проблема, особенно, если взять в расчет обилие изображений-символов, о значении которых можно только догадываться. Неясно и то, почему в одних случаях фигуры выбиты только по контуру, а в других — по всей площади, образуя силуэты...

Возможно, некоторые из композиций передают не только конкретный смысл, но и систему представления своих авторов об окружающем мире, его устройстве. Знаки олицетворяют те сверхъестественные силы и их действия, от которых, согласно вере протосаамов, зависели и мировой порядок, и благополучие людей.

Некоторые рисунки напоминают криптограммы — вроде той, что описана в рассказе А. Конан Дойла «Тайна пляшущих человечков». Конечно, эти вереницы фигур и значков едва ли можно рассматривать, как образцы некоей письменности.

Но вполне вероятно, что перед нами протописьменность — своеобразные послания, закодированные в виде изображений конкретных существ, предметов и символов…

Что касается простейших геометрических рисунков — кружков, полосок и т. п., то, вероятно, часть из них обозначает метательные предметы, следы, раны, а, возможно, и цифры для счета...

Фигуры «бесов» и других антропоморфных существ, древние люди явно наделяли какими-то магическими силами. Что за верования дали толчок появлению этих диковинных изображений? Кто (или что) послужил прообразом странных контуров? Еще одна загадка…

Беломорские петроглифы могут предоставить обильную пищу для любителей криптозоологии и даже для уфологов. В плывущих лебедях с вытянутыми шеями кто-то обязательно усмотрит родственника лохнесского чудовища, а в непонятных фигурах — пришельцев из космоса. С трудностями приходится сталкиваться и при расшифровке ритуальных сцен.

Например, нередко попадаются картины соития. В одной из них изображены сразу аж четыре пары. Причем рядом, соприкасаясь с ними, присутствует белуха. Такая связь едва ли случайна — скорее всего, она отображает ритуальное значение морского зверя, как покровителя людей, залога размножения… А может быть, перед нами празднество, завершающее промысловый сезон на море?..

Многие фигуры отмечены мужским достоинством весьма впечатляющих размеров. Можно сделать предположение, что это не просто обозначение пола «героев» картин, но и отражение некоего фаллического культа. Вполне вероятно, что он был распространен у древних саамов. Отражением и пережитком его, возможно, являлись характерные шапки «с рогом», которые носили мужчины некоторых саамских племен на севере Швеции.

Сейчас эти украшения практически исчезли, так как миссионеры в свое время всячески боролись с ними, видя в них проявления «непристойных верований»…
Так что для ученых, изучающих петроглифы Беломорья, работа, можно сказать, еще только начинается...
 На предыдущуюВнизНа следующую
Главные открытия впереди…
 

 
   
Прошлым летом на нижнем Выге работала экспедиция из Петрозаводска под руководством археолога, кандидата исторических наук, ведущего специалиста общественной организации «Петроглифы Карелии» Надежды Лобановой.

Главной целью экспедиции была подготовка электронной базы данных: фотографирование петроглифов, создание их графических копий, расшифровка, «привязка» изображений к местности, — то есть, разработка топографических карт «картинных галерей».

Несмотря на то, что беломорские петроглифы известны науке уже три четверти века и им посвящено немало статей и книг, всесторонним исследованием их еще не занимались. По сути, планомерное изучение древних знаков на Выге ведется с 1997 года.

Нынешняя экспедиция комплексная: как сказала Надежда Валентиновна, активно работают здесь, например, и лихенологи — специалисты по лишайникам.

Но, все-таки, основная задача исследователей — выявить и зафиксировать как можно больше рисунков. Некоторые из них — силуэты, выбитые по всей площади, — раскрашивают краской, чтобы стали лучше заметны. Поэтому, помимо специалистов-ученых, в состав экспедиции входит художник, который и копирует петроглифы, и раскрашивает их. С созданием базы данных, которая будет перенесена на электронные носители, изучение наскальных рисунков значительно упростится. И, в то же время, поможет сохранить их.

В отличие от, скажем, петроглифов Сахары или Южной Африки, беломорские наскальные картины располагаются не на вертикальных, а на горизонтальных поверхностях. Когда-то это послужило их лучшей сохранности — прикрытые за прошедшие тысячелетия слоем земли, они меньше подвергались влиянию сурового северного климата.

Но знаки, которые оставались «не спрятанными» или были расчищены в последние годы, оказались незащищенными от человека. Стоит развести костер на удобной для стоянки гладкой скале, — верхний слой камня от температуры трескается, и все: древнее изображение исчезло… Так было утрачено уже немало древних картин, — теперь же каждая из оставшихся станет на учет.

Петроглифы расположены неподалеку от Беломорска. Места эти довольно пустынные, но в то же время не дикие. Острова в бывшем русле Выга облюбовали рыбаки; члены экспедиции жаловались, что по ночам вокруг их палаток бродят подростки — приходится выставлять охрану. Что на уме у ребят?..

Сегодня практически любой человек может беспрепятственно забрести «на петроглифы» и, пусть без злого умысла, повредить их. Это — тоже проблема, и ее надо решать. Ибо первобытные святилища на скалах Выга — памятник уникальный. Лобанова говорила мне, что после обработки всех данных, собранных экспедицией, «галереи» будут выдвигать на занесение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Таких памятников на территории огромной России явно маловато, — хотя рядом есть уже попавшие в реестр ЮНЕСКО Соловки и Кижи… Чудеса Беломорья по всем параметрам соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам всемирного наследия.

Они не уступают аналогичным «картинным галереям» Южной и Северной Европы, Африки... Но это лишь начало. Я уверен, что низовья Выга скоро преподнесут новые открытия и, возможно, сенсации. Кто знает, куда приведут в XXI веке «бесовы следы» на берегах Выга?..
Беломорск
*) Спиральные святилища — лабиринты встречаются в разных концах мира. Подобные фигуры можно увидеть на знаменитом плато Наска в Андах, а самым известным лабиринтом является Кносский дворец на острове Крит. — (Прим. ред.)
**) Темы исчезнувших арктических цивилизаций — Гипербореи, Арктиды — не столь просты и будут в свое время освещены на страницах нашего журнала. — (Прим. ред.)
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU