|
Культурное наследие
|
|
Содержание рубрики
|
Айны – самые древние земледельцы...
|
В конце XIX–начале
ХХ в. основным занятием айнов была рыбная ловля, от результатов которой
во многом зависело благополучие семьи.
Рыбу ловили острогой, сетями и крючковой снастью в течение всего года, но самое горячее время наступало весной, когда шла на нерест сельдь, и осенью, с началом массового хода лосося. С наступлением холодов мужчины уходили в горы, где с помощью лука и стрел и различных ловушек охотились на оленя, лося, кабаргу, медведя, а также на пушных зверей. Весной в прибрежных районах занимались морским зверобойным промыслом, добывая гарпунами нерпу, тюленей, китов. У айнов, в отличие от соседних с ними народов, была широко распространена охота с помощью отравленных стрел. Ядом, получаемым из корней аконита, смазывали наконечники стрел и гарпунов. В теле убитого животного яд быстро разлагался и становился безопасным для людей, употреблявших мясо в пищу. Собирательством и земледелием занимались женщины. Айны – самые древние земледельцы Дальнего Востока. Они выращивали просо, ячмень, а позже, под влиянием японцев и русских, стали растить суходольный рис и картофель. Среди земледельческого инвентаря, представленного на выставке, особый интерес вызывают примитивные архаические орудия: «серпы» из раковин моллюсков для срывания колосьев и мотыга в виде палки-копалки, которыми еще в начале ХХ в. пользовались айны. Женщины заготавливали крапиву и луб вяза, из прочных и гибких волокон которых ткали полотно. Изготовление одежды из луба восходит к очень древним временам, а узконавойные горизонтальные ткацкие станки айнов имеют аналогии в Юго-Восточной Азии. В музейной коллекции есть интересные образцы айнской одежды – мужской, женской и детской, праздничной и повседневной, сшитой из крапивного и лубяного полотна, кожи лососевых рыб, нерпичьих и собачьих шкур. Особо стоит выделить уникальные церемониальные халаты, сшитые из отбеленного крапивного полотна и ткани, украшенные аппликацией и вышивкой, которые надевали старейшины в торжественных случаях. Ощущая себя частью природы и живя в полной гармонии с ней, айны одухотворяли окружающий мир. Они верили, что благополучие людей и удача в промысле зависит от божеств и помощи предков. Важную роль в жизни айнов играл культ медведя, в честь которого устраивали специальный праздник. Медведь считался священным зверем и предком человека. По представлениям айнов, он имел божественное происхождение, поэтому выступал посредником между миром божеств, миром людей и природой, оказывая тем самым влияние на удачу в промысле и благополучие людей. В честь выращенного в неволе медведя устраивался праздник, обставлявшийся особой торжественностью, в основе которого лежала идея об умирающем и воскресающем звере. Добытого в лесу новорожденного медвежонка сначала выхаживали дома. В селении всегда находилась женщина, которая вскармливала его своей грудью. Затем, когда медведь подрастал, его помещали в специальную клетку-сруб, где его и выращивали в течение 2–3 лет. Когда наступал праздник, люди одевались в лучшие одежды и в специальных бочках заготавливали большое количество ритуального напитка саке, густого просяного пива, которое именовали «божественной брагой». Саке разливали в особую посуду – лакированные сосуды, ковши, чаши, которые приобретали у японцев и считали украшением дома, символом его достатка. Во время праздника медведя водили по селению, кормили лучшей едой. Перед ритуальным убиением самый уважаемый старейшина, одетый в церемониальный костюм и головной убор, произносил прощальное слово медведю. В нем он описывал заслуги жителей селения, воспитавших божественного зверя, излагал пожелания и просьбы людей, которые тот должен был передать своему отцу – верховному божеству. Затем на специально оборудованной площадке устанавливали священную изгородь; в ней и совершали ритуальное убиение медведя специальной стрелой. Праздник заканчивался совместной трапезой, на которой все присутствующие ели медвежье мясо. |
Праздники и ритуалы
|
Об айнском медвежьем
празднике напоминают уникальные вещи: медвежья клетка, ритуальные украшения,
надеваемые на медведя, церемониальная одежда айнов; священная изгородь,
украшенная инау в честь богов солнца, гор и «хозяина» медведя.
Ритуальная изгородь состояла из раздвоенных на конце кольев, к которым крепили священную орнаментированную циновку. На ней помещали ритуальные колчаны со стрелами, сабли в ножнах, священные стружки. Особое место занимало высокое дерево, служившее местом перехода души медведя в иной мир. Здесь же у изгороди на земле раскладывали шкуру с головой убитого медведя и ритуальную утварь с саке для возлияния богам и для пиршества. Чтобы душа медведя благополучно ушла к божествам гор, на голову ему клали амулет. Целью этого обряда был переход жизненной силы медведя в фигурку, которая служила хранилищем души умершего зверя. В честь кита, тюленей и первого лосося айны также устраивали праздник, во время которого, для умножения морских животных и обеспечения промысловой удачи, использовали амулеты. Важнейшую роль во время различных обрядов играли ритуальные жертвоприношения богам неба, солнца, огня, моря, гор, а также предкам. Ритуалы проводились в форме молитвы богам с кроплением священного напитка саке при помощи специальных палочек икуниси. В ритуале обычно принимали участие только мужчины. Острый конец палочки они обмакивали в саке и кропили в стороны моря, гор, солнца, в небесную сторону предков, после чего остатки напитка выпивали. Во время этого процесса мужчины с помощью икуниси поддерживали усы, поэтому палочки называли усодержателями. Молитвенные палочки, как правило, украшали символическим орнаментом и мифологическими сюжетами. Среди икуниси, представленных на выставке, встречаются очень редкие предметы с символическим изображением персонажей основного мифа. Согласно айнской мифологии, два божественных первопредка спустились с небес в виде двух огненных змей, известных как богиня солнечного огня и бог грома, от них родился сын – в образе земного огня, а его сын в образе медведя стал предком людей. Культ священных деревяшек инау со специально оставленными стружками представляет собой уникальное явление культуры айнов. Он пронизывает все сферы их жизни – от промысловой деятельности до семейно-бытового уклада. Большинство инау считались посредниками между богами и людьми, передающими просьбы людей богам — камуям с помощью языков-стружек. Значительная часть инау изображала вместилища душ предков, — хранителей людей. Айны изготовляли специальные палочки для противодействия вредоносной магии, с лечебной целью, для придания сакральной силы предмету. Последние представляли собой связки стружек священного дерева. Среди инау выделяется группа антропоморфных идолов, представляющих образы богов и мифологических тотемных первопредков, имеющих также зооморфную ипостась. К этой категории относятся два уникальных предмета выставки. Шаманизм у айнов был связан с магией, но не очень развит. На выставке представлены основные атрибуты шамана и шаманки айнов: бубен, колотушка, музыкальный инструмент, лечебные инау, амулеты. Особое значение в шаманизме придавалось образу священной змеи, связанной с верховными божествами. Головной убор шамана представлял собой перевитые пучки стружек, изображавшие змей. Образ змеи в традиционной культуре многих народов (и айнов) ассоциировался со смертью и возрождением, с плодородием, дождем; был связан с шаманской инициацией и получением магической силы огненной змеи. В настоящее время культура айнов в значительной степени утратила свою этническую специфику и почти ничем не отличается от культуры японцев. Лишь маленькие островки – этнографические деревни, такие, как Сираой, дают возможность многочисленным туристам познакомиться с яркой традиционной культурой этого народа. Прежняя этническая территория их расселения значительно сократилась: в конце XIX в. японское правительство переселило курильских айнов на Хоккайдо, а в 1949 г. сахалинские айны покинули остров вместе с японцами для воссоединения со своими родственниками на Хоккайдо. В настоящее время, по официальным данным, насчитывается 15–16 тысяч айнов. Проживают они на севере Японии, в различных округах о. Хоккайдо, занимаясь в основном рыболовством и работая на лесозаготовках. В последние годы для возрождения айнской культуры и культурно-этнической консолидации многое делает айнская ассоциация «Утари». Материал подготовлен при информационной поддержке Российской
Государственной Библиотеки. http: //www.rsl.ru
|
|