Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
По Сухоне от устья — до устья
|
Такие храмы-парусники
строили на «избытки капитала» мореходы, благодаря Бога за счастливое плавание.
А картуши стали своеобразной визитной карточкой местной архитектуры.
Недаром сегодня храмы города, построенные на «американские» деньги и украшенные картушами, выделяют, как особую тотемскую школу барокко. Ее достойно представляют и Троицкая церковь, построенная на капитал морехода Степана Черепанова, и одноглавая Рождественская, и сооруженная на средства купцов Пановых Входоиерусалимская церковь, которая заслуженно считается жемчужиной стиля... На этом храме и самые изысканные клейма — картуши. Их шесть разновидностей. Они изысканны и даже сказочны. Внутри картушей — кресты, цветы, раковины, звезды. Сделанные не по штампу, живой рукой мастера, изображения словно оживают и клубятся, — разные на каждом ярусе, на каждом фасаде... Какой еще небольшой провинциальный город может похвастаться собственным и даже уникальным архитектурным стилем! Если бы не множество вытянувшихся вверх пятиглавых храмов и несколько необычных музеев, мало что напоминало бы сегодня о былом значении Тотьмы. Город малолюден, по-северному спокоен. Правда, заезжему гостю он может предложить роскошные местные пряники с начинкой, ягодные (конечно же, натуральные!) вина и льняные изделия — по более чем скромным ценам. Я спрашивал у тотемцев — «А кто у вас мэр-то?». «Попов» (Иванов, Петров, Сидоров — это не имеет значения), — отвечают. «Да нет, не фамилия, а кто по симпатиям политическим?» Пожимают плечами. Это я вот почему интересовался. Идя от пристани к центру, невольно обратил внимание на скверик. Ограда новенькая, с иголочки — чугун и кирпич. А в сквере — памятник Ленину... При этом, в одном из музеев стоит копилка — «на реставрацию памятника». И собрать-то нужно всего пять тысяч. Рублей, заметьте, а не «у. е.» Да, музеи в городе прелюбопытные. Про тотемских первопроходцев, например, рассказывает Музей мореходов, расположившийся во Входоиерусалимском храме. В этой церкви с 1947 по 1985 год действовал винзавод, поэтому в экспозиции от него оставили допотопный, но вполне исправный аппарат по запечатыванию бутылок. Есть Краеведческий музей, где, кроме обязательных чучел лося и кабана, можно увидеть и китайский фарфор, попавший на Сухону благодаря обширной кяхтинской торговле. Есть домик И. А. Кускова — основателя Форта-Росс в Калифорнии. Кусков жил в этом доме после возвращения из Америки, однако о последних годах его жизни мало что известно, — даже не знают, кем была привезенная с тихоокеанских берегов на Сухону его жена: русской ли, индеанкой, хотя портрет ее сохранился. Иван Кусков как бы завершает славную одиссею тотемских мореходов. 31 год своей жизни он посвятил служению Русской Америке; был правой рукой Александра Баранова, вице-президента Российско-Американской компании, по его поручению отправился исследовать Калифорнию и в 1812 году поднял флаг над свежевыстроенным Фортом-Росс, губернатором которого и пребывал до 1821 года. Музей Кускова — маленький, уютный, богатый скорее рассказами энтузиастов-экскурсоводов, чем экспонатами, но при этом как-то по-европейски элегантный. Лет двенадцать назад дом возродили из старой запущенной развалюхи, сохранив лишь несколько старых бревен. Дерево наполняет маленькие зальчики уютным ароматом... А есть еще музей в Спасо-Суморином монастыре, что поднимается над берегом Песьи-Деньги. Если народная молва название этой речушки связывает с Иваном Грозным, то в монастыре видит возможное место сокрытия его легендарной библиотеки. С высокой колокольни Успенского собора Спасо-Суворин монастырь, встающий из-за зелени, смотрится даже привлекательно. Но стоит дойти до него по сонным улочкам тотемских предместий, поражаешься запустению и разрухе. Колокольню взорвали, чтобы оставить... пустое место. Собор, возведенный сыном известного архитектора Матвея Казакова, хоть и был реставрирован в 70-е, но воскресить его в былой красе помешали то ли извечная нехватка средств, то ли неистребимый в более поздние годы вандализм. Кладбище разорили. Лишь с трудом недавно отыскали предполагаемое место захоронения Кускова. Поставили мемориальный крест, но вместо бронзовой таблички — один лишь след... — Табличку-то что — тю-тю? — спрашиваю я одну из смотрительниц музея, что в монастыре. — Нет, взяли на реставрацию, — отвечает она. Музей, носящий название Открытые фонды, наверное, самый необычный во всей Тотьме. Это, действительно, именно фонды. В нем все просто сложено и свалено. Но если в Краеведческом музее (да и в любом другом) найдется пара-тройка прялок, здесь их не сосчитать. Оно и понятно: в одном Тотемском уезде, в разных волостях, было с полдюжины своих типов и разновидностей этих нехитрых древних станков... Спустившись вниз и желая немного передохнуть, усаживаюсь на один из стульев, что стоят вокруг стола смотрительницы. Спрашиваю: — А это, небось, тоже экспонаты? — Да, конечно. Но она не гонит; говорит — если, мол, хотите, присядьте рядом в комнате, там и диван есть. Я не буду пытаться воспроизвести приятный говор музейной работницы, свойственный почти всем нашим северянам. Одни «окают». Другие явственно — не в пример нам, москвичам, — но мягко произносят «я». Третьи — опускают «е» в глагольных окончаниях («он приплыват», «она замечат» и так далее). Трудно сказать, что самое характерное в речи жителей Вологодской и Архангельской областей, — но их всегда определишь по выговору... — Вы — местная? — Нет, из Сосновки, это километров пятнадцать отсюда будет... — А чего уехали из деревни? Девушка пожимает плечами: работы, мол, нет. Женихов тоже. Я желаю ей на прощанье хорошего жениха в Тотьме, — а сам вспоминаю все, увиденное и в городе, и в деревушках да селах по берегам Сухоны. Маленькие деревни вымирают, как и всюду. Выживают те, где люди занимаются лесом. Лес сегодня — главное богатство. Где лесозаготовки, где грузятся баржи с березой, осиной, елью, — там жизнь и определенный достаток. Северяне живут скромнее, чем мы: иномарок на улицах почти не увидишь, рекламы — мало, если, вообще, она есть. Вывески небольшие, конкретные (в самом прямом, а не в «новорусском» смысле). Но и бедности не видно. Нет явного запустения и разрухи. На Пасху весь день провел в Тотьме — ни одного пьяного не заметил. Пьют, конечно. Но народ здесь, все-таки, более крепкий, стойкий, может быть, даже гордый — в смысле не гордыни, а самоуважения. Чувствуются здоровая северная кровь и привычка бороться с трудностями, полагаясь только на себя. |
|
Почему Устюг — Великий?
|
Великий Новгород.
Ростов Великий. Великий Устюг... Произнося эти названия, мы как-то
не задумываемся над тем, почему они «Великие». А вот теперь я знаю,
почему, по крайней мере, Устюг — Великий.
И этим своим знанием я обязан прежде всего одному человеку — историку и экскурсоводу Юрию Иванову. Можно много и долго рассказывать о Великом Устюге, но я просто перескажу лишь часть того, что услышал за два дня, проведенных тут под опекой Юрия Петровича. Сегодня город совсем не велик, — хотя, когда подплываешь к нему на теплоходе, невольно поражаешься, глядя на бесчисленные купола церквей по обоим берегам Сухоны. Улицы малолюдны, но дома аккуратны и не исковерканы поздними архитектурными вторжениями, коими обезображены многие малые исторические города России. Временем основания города считается самое начало XIII века, когда впервые упоминаются два поселения — одно у слияния Сухоны с Югом, там где расположен Троице-Гледенский монастырь, «наследник» Гледенского городища, второе — там, где ныне стоит сам Великий Устюг. Правда, Юрий Петрович скептически относится к «упоминаниям» — Москва, мол, была упомянута под 1147 годом, но нигде не говорится о том, что это уже был город. А поселения на месте Устюга, согласно данным археологии, существовали задолго до появления их названий в письменных источниках. Название города говорит само за себя — он стоит у слияния Сухоны с Югом: вот и Усть-Юг. Его положение отражает и городской герб: Нептун с двумя кувшинами, откуда льются, соединяясь, две струи. Это слияние рождает Северную Двину, а само название «Двина» — от понятий «сдвинуть», «соединить»... Если взглянуть на карту, то окажется, что из всех древнерусских городов Устюг был самым восточным; посему освоение Урала, а затем и Сибири шло именно оттуда. Вплоть до XVIII века торговый путь из Центральной России за Урал проходил не по тем местам, по которым сто лет назад пролег Транссиб, а значительно севернее. Устюжане издавна славились торговлей, купечеством, с выгодой для себя используя положение города. Из Устюга шло и освоение пермских земель. Не случайно один из трех наиболее почитаемых в городе святых — Стефан Пермский. В 1379 году этот выходец из Устюга начал миссионерскую деятельность на верхней Каме и стал первым епископом Пермской епархии. Как повествуют исторические источники, хаживали устюжане и за пушниной на северный Урал, к низовьям Оби, по которой поднимались вверх, в район нынешней Тюмени. Так что им по праву принадлежит звание первых покорителей Сибири. Если бы не мор, выкосивший почти все население Устюга, именно они, а не Ермак со своими казаками, собранными «с бору по сосенке», вероятно, были бы посланы московским великим князем на завоевание Зауралья. И фигура Ермака, считает Иванов, чисто случайно заняла свое место в российской истории. Позже, в XVIII веке, устюжане, как и их соседи по Сухоне — тотьмичи, прокладывали дорогу на Дальний Восток и в Америку. Владимир Атласов, первый исследователь Камчатки, происходил из семьи переселившихся в Сибирь устюжан; серебряник из Устюга, Михаил Неводчиков, был участником экспедиции Беринга. Дежнев, Хабаров (причем, с ударением на последнем слоге, ибо фамилии эти до сих пор живы на устюжской земле и произносят их именно так), Булдаков (с ударением на втором слоге!) — все они выходцы из Великого Устюга. Порывшись в старинных документах, Юрий Петрович подсчитал, что несмотря на северный климат, в «Южской трети» собирали урожаи до 30 центнеров зерна — ржи, овса — с гектара. Устюжанам хлеба хватало не только для себя, они еще и кормили Архангельск, и даже Тюмень! Показывая на противоположный берег, где стоят храмы Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского, — на Дымковскую Слободу, Иванов, между прочим заметил: — Скажу сразу, чтобы потом не было вопросов. Когда Вятку подчинили Москве, народ оттуда переселили в Боровск, Алексин и окрестности. А вятские земли заселили устюжане. Вот и думайте, откуда на Вятке «дымковская» игрушка. О богатстве города еще в XVIІ веке свидетельствует тот факт, что в «Гостевой сотне», списке ста самых именитых купцов России, девять было из Великого Устюга. На деньги одного из них, Никифора Ревякина, и была построена в 1648 году самая старая из нынешних устюжских церквей — Вознесенская. Ревякин вел дела в Москве; говорят, что храм получился похожим на церковь в Никитниках, которую чуть ранее возвел московский купец Григорий Никитников. На ревякинские деньги был возведен и центральный комплекс Михаило-Архангельского монастыря... |
|
•
Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам •
|