На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Назад в прошлое
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
«Мат Диларам»
 

 
   
«Мат Диларам». Белые начинают и выигрывают  
«Мат Диларам». Белые начинают и выигрывают  
1. Лh8+! Кр:h8
2.* Сf5+ Крg8
3. Лh8+ Кр:h8
4. g7+ Крg8
5. Кh6х
*Только в шатрандже слон имеет право перепрыгнуть через коня.
 
Большую известность получила, например, арабская мансуба Х века, носящая поэтическое название «мат Диларам».

Согласно легенде, Диларам была женой арабского визиря, страстного любителя шахматной игры. Однажды, проиграв всё своё состояние, он сделал ставку на Диларам. Партия сложилась для него неудачно.

И вот, увидев, что муж уже в безнадёжном положении и его фигурам, белым, грозит, казалось бы, неизбежный мат, наблюдавшая за игрой Диларам крикнула визирю: «Пожертвуй оба руха (ладьи) и спаси меня!»

Действительно, в этой позиции белые осуществляют красивую комбинацию и выигрывают в соответствии с классическими правилами шатранджа.

Первым знаменитым шахматистом, о котором повествуют старинные рукописи, был Абу-Гафиз Шатранджи (что, собственно, и значит — Шахматист), придворный поэт Гарун аль Рашида, арабского халифа в 786-809 годах.

Древнейшим, документально подтвержденным, шахматным соревнованием можно считать серию матчей между видными мастерами той эпохи Джабиром, Зайрабом и Абдальджафаром.

Матчи эти проводились в Хоросане в 819 году, в присутствии халифа аль Мамуна, носителя верховной светской и духовной власти. Халиф был большим поклонником шахмат.

Он говорил: «Странно, что я правлю миром от Инда на востоке до Андалузии на западе и не могу справиться с 32 фигурами на шахматной доске, пространством в две пяди на две».

Присутствие халифа смущало мастеров; заметив это, аль Мамун сказал: «Шахматы и почитание плохо уживаются вместе». Хроники того времени называли ведущих шахматистов «алия» (большой мастер), — полная аналогия с современным титулом «гроссмейстер»...
 ВнизВверх
Шахматы на Руси
 

   
     
   
     
Посмотреть
 
Карта археологических находок шахмат в городах Древней Руси X-XIII вв.  
Посмотреть  
Типология древнерусских шахмат  
Ладья. XII в. Камень. Гродно
 
Ладья. XII в. Камень. Гродно  
Западная Европа познакомилась с шахматами примерно в IX веке, после завоевания арабами Испании и Сицилии; позднее игра стала известна в Англии, Франции, Германии, в скандинавских и других европейских странах.

В Византию, на Киевскую Русь, в Болгарию и Венгрию шахматы были завезены непосредственно с Востока, по-видимому, в X-XII вв. Археологи находили шахматные фигуры во время раскопок в Киеве и в Вышгороде, в слоях грунта, датированных этим временем.

Эти изделия может собственными глазами увидеть любой посетитель Национального исторического музея Украины в г. Киеве. На территории Киевской Руси найдены уже десятки подобных фигур, часто с арабской символикой.

По мнению известного историка шахмат И. Т. Савенкова (1846-1914), игра, распространяясь из Ирана на Север, могла прийти на Русь каспийско-волжским торговым путём уже в ІХ-ХІ столетиях, когда Киевская держава вела интенсивную торговлю с арабами.

Не исключено также, что русские купцы познакомились с шахматами в столице Арабского халифата, Багдаде, куда доходили их караваны.

Свои допущения Савенков дополняет образной зарисовкой: «Любознательный купец, присматриваясь ко всем товарам и ища ткани на «свою землю», не мог не заметить шахмат различной формы, от звериного индийского стиля до простых символичных фигур, которые не противоречили религиозным взглядам арабов.

На улицах и возле лавок он не мог не заметить и шахматистов. Перед расчерченными на клетки платками с расположенными на них фигурками зверей и людей в глубоких раздумьях сидели типично восточные люди, «игры дивные творя».

Не без страха прислушивался русский купец к возгласу, который звучал раз в каждой партии, но только в конце: «шах — мат», и выразил в названии игры своё непосредственное восприятие. Сообразительному купцу, который заинтересовался игрой, нетрудно было овладеть её правилами и перенести её на свою далёкую родину»…

Упоминания о том, как богатыри Киевской Руси играли в шахматы, часто встречаются в народных былинах. Некоторые из них основаны на определённой исторической почве.

Например, в летописи о борьбе киевского князя Владимира Мономаха с непокорными феодалами есть свидетельство о том, что в 1118 году в Киеве на пиру собрались сильные, могучие и разудалые богатыри, среди которых был и черниговский гость Ставр Годинович.

Находясь в «соответствующем» состоянии, он хвастается своей молодой женой, которой, мол, нет равной по красоте и уму. Рассерженный этим бахвальством, Владимир приказывает посадить Ставра в погреб.

Узнав об этом, его жена Катерина Ивановна (в других вариантах Наталья Владимировна или Василиса Микулична) переодевается в мужскую одежду, проникает в хоромы князя и… играет с ним в шахматы.
Трижды получив мат от переодетой дамы, князь был вынужден не только пролезть под столом, но и освободить мужа сообразительной шахматистки.

Если поинтересоваться, кто же был шахматным чемпионом среди былинных героев Киевской Руси, то лавровый венок достался бы богатырю по имени Михайло Поток, который осуществил немало подвигов благодаря не только своей неизмеримой физической силе, но и высокому искусству «мудрой игры».

В одной из былин рассказывается, как он отыгрывает у некоего мусульманского монарха все, что проиграл тому раньше в шахматы князь Владимир Красно Солнышко, да еще и получает в качестве приза дочку побеждённого соперника...

Монголо-татарское иго и последующее господство иноземных феодалов тяжело отразились на развитии культуры народа Руси, в том числе и на шахматной традиции.

Развитие шахмат тормозилось также негативным отношением к ним церкви. Уже в ХІІІ веке в «Кормчей книге» (сборнике церковного права) киевского митрополита Кирилла шахматы приравнивались к игре в кости и пьянству, — всё это запрещалось как духовным особам, так и мирянам.

Поскольку шахматы пришли с Востока, «от незаконных халдей», их считали «наследством диавола». Церковь искореняла шахматы на протяжении долгих лет, пока в ХVІІ столетии не смирилась с ними.
 ВнизВверх
Энергичные ритмы великой эпохи...
 

Русские шахматы времен Ивана Грозного  
Русские шахматы времен Ивана Грозного  
Игра в шахматы. Гравюра из книги Селенуса (XVII в.)  
Игра в шахматы. Гравюра из книги Селенуса (XVII в.)  
В Европе ещё долго играли по правилам шатранджа, но изображения фигур и толкование игры подверглись значительным изменениям: ферзь-советник, в соответствии со средневековым рыцарским культом Прекрасной Дамы, уступил место женщине, королеве; фантастическая птица «рух» (покровительница восточных воинов) предстала в виде вооружённого всадника, посланника короля, а впоследствии в виде крепостной башни — туры.

В ХІІ веке утвердилось деление доски на белые и чёрные квадраты. До этого игра велась обычно на одноцветной доске.

С ХІІІ века шахматы используются феодальной аристократией, как одно из средств дворянского воспитания. По неписанному уставу, игра входит в число семи «рыцарских добродетелей» наряду с верховой ездой, плаванием, владением копьём, фехтованием, охотой, искусством слагать и петь стихи.

Во второй половине ХV века в Западной Европе возникло стремление ускорить медлительный темп шатранджа, который соответствовал укладу жизни восточных феодалов. Энергичные ритмы великой эпохи Возрождения изменили и характер шахматной игры.

Слон получает право движения по всей диагонали, а ферзь (королева) становится сильнейшей фигурой, сочетая одновременно ходы ладьи и слона. В середине ХІІІ века один из писателей говорил, что «не подобает королеве ходить, как пешке, по всей доске: её слабость и скромность, как женщины, повелевают ей держаться вблизи короля, избегая сражения».

Позже исторические перемены в положении женщин, в том числе и правительниц, вызвали к жизни новую точку зрения. «Неволя королевы более подходит к обычаям Востока и нравам её женщин, чем к свободе француженок, а потому королеве Запада должна приличествовать полная свобода передвижения, дающая ей возможность высказываться больше всех и с большей силой» (Фирет).

Пешке разрешается при первом ходе ступить на два поля вперёд и уничтожить пешку противника «на проходе». Наконец, возникла потребность во введении рокировки, которая позволяла однажды за партию переставить короля из начальной позиции в более безопасное место по той же первой (восьмой) горизонтали. Шатрандж, фактически, уходит с исторической арены и уступает место современным европейским шахматам.

Фанатики разных религий продолжают усердно преследовать и запрещать влекущую всех игру. Первый, известный истории, запрет на шахматы исходит от правителя Египта, истового мусульманина, аскета Мансура-Абу-Аби (996-1021).

Даже короли и императоры боролись с «преступной игрой»; среди них Людовик IX Святой, Карл V, Карл VІ... Но, вопреки всему, шахматы распространяются всё больше и больше, — и, наконец, их преследователи меняют к ним отношение.

Церковь начинает пользоваться примерами из шахматной игры для проповедей, богословских трактатов; католицизм официально снимает свое прежнее запрещение (Регенсбургский собор, 1393). Доходит до смешного. В ХVІІІ веке один казанский митрополит обрушился на новгородского протоиерея, поскольку тот... велел снять с колокольни колокола, чтобы они не мешали ему играть в шахматы!

Популярность «игры мудрецов» растет, точно снежный ком. Уже в ХV веке венецианские купцы годами играют в шахматы... по переписке; целые селения и города выступают друг против друга в шахматных единоборствах, ставят в зависимость от исхода последних свою честь и достоинство...

Наконец, происходят первые турниры: в 1477 г. — в Нюрнберге, в 1575 г. — международный! — в Мадриде. Такие состязания уже требуют подготовки, предварительного изучения всех хитросплетений игры, ибо результаты турниров влекут славу или позор и для самих игроков, и для тех краев, которые они представляют. Умение играть в шахматы становится показателем культурного развития. Появляются первые шахматные учебники.

В 1512 г. португальский аптекарь Дамиано выпускает в Риме произведение под названием «Эта книга учит играть в шахматы…». Книгу португальца можно назвать первой ласточкой новой эры — эры научного подхода к тысячелетней игре...
Но это уже следующая история.
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам