На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Назад в прошлое
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Чатуранга, шатрандж, шахматы
 

 
   
 
   
В отличие от статистики, которая, как известно, «знает всё», история знает многое, но не всё. Возникновение шахмат является подтверждением сказанного.

Во всяком случае, кто и когда изобрёл шахматы, выражаясь языком лектора из «Карнавальной ночи», «науке неизвестно, наука пока не в курсе дела»...

Ни эпос, ни литература первых столетий новой эры, ни легенды о шахматах, получившие распространение в средние века, не являются достоверными источниками сведений.

Но, впрочем, стоит привести самое древнее из известных преданий об «игре мудрецов»...

Индийский раджа Схерам не отличался умением управлять, а потому в короткое время довёл свое государство до разорения.

Тогда мудрец-брахман Сесса, желая сделать властелину тактичный намёк, придумал игру, в которой король — самая важная фигура — не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек. Сеанс шахматной игры произвёл на раджу сильное впечатление. Аналогия была вполне определённой. Желая отблагодарить мудреца за наглядный урок жизненной мудрости, Схерам обещал наградить Сессу всем, чего он только пожелает.

Сесса, решив заодно научить чванливого властелина скромности, попросил ничтожную, на первый взгляд, награду: немного пшеничных зёрен. А точнее, столько, сколько окажется на 64 клетках шахматной доски, если, начиная с одного зерна на первой клетке, всё время удваивать их число. Схерам согласился, радуясь, что так легко отделался.

Но уже очень скоро выяснилось, что желание мудреца выполнить невозможно. Общее число зёрен составило... 18 446 744 073 709 551 615 (18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча)!

Исходя из того, что на 1 куб. см. приходится, в среднем, 20 зёрен, раджа должен был бы выложить... 922 337 203 685 кубических метров пшеницы. Для получения такого количества зерна следовало бы восемь раз засеять всю поверхность земного шара и столько же раз собрать урожай...

Так как эта легенда, по сути, говорит лишь о сюрпризах математики и не содержит ничего специфического для шахмат, то нельзя исключить её рождения в Индии задолго до появления интересующей нас игры.

Долгое время считали, что шахматы существуют несколько тысяч лет. Предполагали, что они впервые появились в Египте и Древней Греции. Наука постепенно опровергла эти гипотезы, — но они подтолкнули фантазию английского поэта XVIII в. Уильяма Джонса.

Он создал поэму «Каисса», в которой рассказывается, как бог войны Марс пленился красотой дриады Каиссы, но смог добиться её любви лишь благодаря изобретению шахмат. Отсюда появился символический образ Каиссы — богини шахмат, подобной музам, покровительницам искусств.
 ВнизВверх
О чем говорят исследования
 

   
     
   
     
Миниатюра к рукописи (1333 г.) поэмы Фирдоуси «Шахнаме»  
Миниатюра к рукописи (1333 г.) поэмы Фирдоуси «Шахнаме»  
Исследования говорят о том, что древнейшая форма шахмат появилась все-таки в Индии, где-то в первой половине I тыс. н. э. Это военная игра чатуранга (санскр. catur — четыре и anga — часть, тело).

Чатурангой в древней Индии называлось войско, состоящее из боевых колесниц (ратха), слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Итак, игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководили полководцы (раджи).

Войска располагались по углам 64-клеточной прямоугольной доски (аштапады); в игре участвовало четыре человека, по-видимому, по два партнёра с каждой стороны. В распоряжении каждого игрока были четыре пехотинца, один всадник, один слон и один полководец.

Ходы фигур отображали передвижения и действия боевых подразделений. В чатуранге вначале массивный грозный слон шел напрямик — это была фигура, которую мы сейчас называем ладьёй. Затем постепенно, при уточнении «обязанностей» фигур, функции слона были переданы боевой колеснице.

Слон же стал перевозить воинов по диагонали, косым прыжком через клетку, что говорило о том, насколько он сильнее пехотинца, который мог лишь медленно шагать с одной клетки на другую. Ходы раджами (королями), пешками (воинами), ладьями (колесницами) совершались в чатуранге так же, как в современных шахматах.

Выигрышем считались не только мат, но и пат. Кроме того, выигрыш достигался путём уничтожения сил соперника, в том числе и раджей. Игра носила азартный характер, так как движение фигур определялось бросанием игральных костей.

На следующем этапе развития вместо четырёх «военных лагерей» на доске появились два, в каждом из которых было по шестнадцать фигур. Одна из них, изображавшая полководца, стала называться шахом (королём), которого по правилам игры уже нельзя было уничтожать, а другая — его советником, визирем (ферзем).

Новая игра получила название шатранг, в странах арабского Востока — шатрандж и явилась уже новой, более высокой ступенью чатуранги. Когда же и где появился впервые шатранг?

В поэме Фирдоуси «Шах-наме» излагается предание о том, как сложную сущность этой игры индийский раджа предложил разгадать могущественному шахиншаху Ирана Хосрову І. Среди приближённых шаха нашёлся лишь один мудрец, Бузургмихр, которому удалось постигнуть правила шатранга.

В этой легенде нашла отражение обычная идеализация Хосрова, который слыл покровителем наук и искусств и способствовал усилению культурных связей Ирана с Индией.
 ВнизВверх
Шатрандж
 

Чатуранга  
Чатуранга  
Шахматные фигуры. Кость. XII в. Сандомир. 1 — король, 2 — ферзь, 3 — слон, 4 — конь, 5,6 — ладьи  
Шахматные фигуры. Кость. XII в. Сандомир. 1 — король, 2 — ферзь, 3 — слон, 4 — конь, 5,6 — ладьи  
Первые упоминания о шатрандже в Иране относятся к 600 году.

О герое тогдашнего исторического романа «Карнамак» говорится: «С помощью Бога он стал более силён и искусен, чем все, — в игре в мяч, в верховой езде, в шатрандже, в охоте и в других искусствах».

Вероятно, именно в Иране произошла замена боевой колесницы — «ратхи», которой в те времена в тамошнем войске не было, на хищную птицу из иранской мифологии, «рух», олицетворявшую судьбу, рок, случай. Эта птица, покровительница войска, могла решить исход сражения в любое время и в любом месте.

В 638 году арабы завоевали Иран и здесь познакомились с шатранджем. Игра эта быстро завоевала популярность в высшем обществе арабского халифата.

Во избежание конфликта с господствующей религией — исламом, запрещавшим изображать людей и животных, шахматным фигурам, имевшим ранее вид миниатюрных скульптур, стали придавать при изготовлении абстрактную форму.

Эти фигурки делались из обожжённой глины, были просты в изготовлении и дешевы, что, несомненно, способствовало попаданию шатранджа из дворцов на рынки и в дома простолюдинов.

Каковы же были правила игры в шатрандж? Пешка во всех случаях продвигалась лишь на одно поле и не имела первого двойного хода. Дойдя до восьмой линии, она могла превратиться только в ферзя. А ферзь тогда был самой слабой фигурой, так как мог ходить лишь на одно поле по диагонали.

Иным было действие слона, который ходил по диагонали через клетку; слон перепрыгивал через фигуры, но брать их не имел права. Рокировки не существовало. Король, ладья и конь ходили по современным правилам.

Ввиду ограниченного диапазона движений фигур, игра развивалась крайне медленно. Выигрышем считали не только мат, но и пат или просто уничтожение сил соперника (кроме короля).

С целью ускорения развития партии, соперники начинали игру с определённых позиций — табий, возникавших примерно после 15 ходов. Табии нередко носили громкие названия, свидетельствующие о романтическом восприятии арабами этой игры: Муджаннах (Крылатый), Машанхи (Мудрый), Сайф (Меч) и т. п. Табий было около 20.

С арабским периодом шахмат связано изобретение записи партий. Появилась обширная литература, охватывавшая различные аспекты игры: историю, правила, стратегию и тактику, дебюты. Возникли анализы различных типов эндшпиля, коллекции искусственно составленных позиций — мансуб. читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам