Культурное наследие
|
|
Содержание рубрики
|
Париж, 1992 год
|
Небольшой речной
трамвайчик отчаливает от набережной Сены. Происходящее на нем для уравновешенной
Франции достаточно примечательно.
Взрываются петарды, в воду летят пустые бокалы и бутылки. Полуголые девушки отплясывают канкан. Русская речь перемежается с нецензурной бранью. Новые русские добрались до «столицы мира»... Держись, Париж! Мы тебе еще покажем... Посетив на следующий день Лувр, я не собирался специально искать картину Босха «Корабль дураков», написанную в период 1490 - 1500 годов. Но так уж получилось, что вышел я именно к ней. Те же, что и в реальности, тупые лица... Согласно фламандской традиции, вобравшей в себя многовековые народные предания, образ судна с пирующими — это аллегория развязности и скудоумия. В шествиях и карнавальных песнопениях на борту корабля народ олицетворял самых греховных своих собратьев. Это пьяницы, развратники и воры, отступившие от правил христианской морали. Но приглядимся повнимательнее: кто еще плывет на мифическом судне, мачтой которому служит дерево, а палубой — стол? Монахиня, играющая на лютне, истово поющий францисканец, шуты и клоуны... В шабаше каждый играет свою роль: кто пытается поймать открытым ртом пирог, а кто — достать курицу, кто-то пьет, а кого-то уже тошнит. Таким был «корабль дураков», таков он и сейчас. Босх предупреждает: держитесь от таких персонажей подальше! К несчастью, во все века случалось так, что добрые люди были зависимы от пассажиров этого «корабля». |
Мюнхен, 1994 год
|
Стотысячный олимпийский
стадион не может вместить всех желающих встретиться с культовой рок-группой
ХХ столетия «Pink Floyd».
Над сценой — экран, на который проецируются фрагменты не менее культового фильма «The Wall» («Стена»). Фильм перемежается с анимацией. На экране — жутковатый, все увеличивающийся цветок, аллегория всепоглощающего тлена и разрушения. Весь фильм пронизан болью, а концерт — желанием отобрать эту боль, очистить присутствующих. Музыканты говорят: «Индивидуум, даже очень талантливый, один на один с окружающим миром обречен». Окончен концерт. Его воздействие огромно. Многотысячная толпа расходится в полном молчании. «Пинки» призывали к сплоченности, говорили о том, что зло разъедает нас. Но какое оно, это зло? Как оно выглядит? В разные времена люди представляли себе его по-разному. Великий Босх видел его в причудливом смешении живых и неживых предметов. Подобная образность близка и «Pink Floyd». Школы равняют на конвейере и перемалывают в мясорубке своих учеников, чтобы получить покорных, совершенно одинаковых живых роботов... Но ведь нечто подобное происходит и на картине «Страшный суд», фрагмент которой хранится в мюнхенской пинакотеке!.. Демоны в образах чудовищных сочетаний предметов, частей звериных и человеческих тел, — жители ада терзают людей. «Страшный суд» тревожит душу не менее сильно, чем «Стена». Прошло более половины тысячелетия, а восприятие зла реально и очень схоже. Меняется ли внутренний мир человека — или только окружающая его форма? Такие ли мы, как во времена Босха? По крайней мере, проблемы во многом подобны... |
«Стена» обложка альбома
|
Фрагм. картины
«Искушение» |
«Стена» обложка альбома
|
Венеция, 1997 год
|
|
•
Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам •
|