Страница 1 из 4
Ждет ли нас всемирная катастрофа?
Юрий Кононов рядом с экспонатами Музея геологии, одного из старейших подразделений Центрального природоведческого музея НАНУ. Эти породы говорят о постоянных движениях земной коры. Справа — железистый кварцит, возникший в зоне сдвигов коры, слева — полевой шпат, продукт зоны расширения со свободным ростом кристаллов
Б еседа нашего корреспондента с доктором геолого-минералогических наук, вице-президентом Украинского научного центра Международной академии наук Евразии Юрием Кононовым
Юрий Вячеславович Кононов много лет работал экспертом и консультантом ООН по геохимии и поисковой геологии в Африке, Юго-Восточной Азии, Канаде. Хорошо знаком с Кавказом и Алтаем, Памиром и Карелией, Карпатами, Якутией, Дальним Востоком.
Участвовал в первой советской Гималайской экспедиции на Эверест в 1961 году; мастер спорта по альпинизму. Автор многих книг и очерков по геологии, горовосхождению, экологии, энергетике земной коры.
Некоторым читателям его мнение о причинах и перспективах земных катаклизмов может показаться необычным. Быть может, слишком субъективным. Но не надо забывать, что перед нами — специалист-геолог высочайшего уровня, к тому же — знаток экологии...
Наш корр. Юрий Вячеславович, давайте поговорим о катастрофических событиях в Юго-Восточной Азии, в декабре минувшего года. Это что-то обычное в мировой геологической истории — или все же нечто неординарное?
Кононов. Принципиально, в научном плане, — это рядовое явление, следствие определенных процессов в земной коре. Но по масштабам — событие далеко не банальное! Таких огромных проявлений мощи Земли человечество помнит не много...
Наш корр. И чем, по-вашему, можно объяснить столь могучее цунами? Что это — подводное землетрясение, извержение вулкана на дне океана?
Кононов. Скорее всего, ни то и ни другое. Пожалуй, ни подводный вулкан, ни толчок под морским дном не высвободят такую энергию. Обычное землетрясение не поднимет на несколько метров миллиарды тонн воды.
Наш корр. Да, мне приходилось читать, что ни одно землетрясение не может развить мощность больше 12 баллов по шкале Рихтера*. Скажем, подземные толчки не могут потопить целый материк.
Кононов. В общем, это действительно так. Локальный очаг землетрясения не даст толчков больше, чем в 12 баллов. Но ведь масштабы катастроф зависят не только от силы очага. Есть еще планетарные факторы, которые могут ослаблять или усиливать мощность толчков.
Наш корр. То есть, надо каждый раз рассматривать сочетание локальных и глобальных причин?
Кононов. Именно. Ведь был же Всемирный потоп, который некогда покрыл всю сушу; погибла Атлантида**... Кстати, сейчас шансы разделить судьбу Атлантиды есть у Северной Америки. Вспомните, какие сейсмические явления были в прошлом веке в районе Калифорнии, как трясло Сан-Франциско!
Там очень опасная зона, причем в широких масштабах. Дно Тихого океана надвигается с запада на североамериканский материк, и будущее этого процесса можно рассчитать... Дело в том, что это самое дно состоит из более древних и тяжелых пород; такой состав мы называем симатическим, по названиям основных элементов: силиций и магний.
А континент «моложе» и легче, его состав называется SiAl (силиций и алюминий). В симатическом массиве идет постоянное превращение тяжелых элементов в легкие, оттого дно и расширяется. Америка вполне может со временем уйти под воду.
<< [Начало] < < 1 2 3 4 > > [Конец] >> |