На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Земля людей
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Сердолик — волшебный камень
   

 
   
 
   
Едва Фламинго цвет и солнца пламень,
И пурпура античный вскрик...
Таинственно-волшебный камень
С названьем нежным — сердолик!
Энн Пиджен

«Они встретились — семнадцатилетний и восемнадцатилетняя — 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу.

Она собирала камешки, он стал помогать ей — красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик (впрочем, ей он показался веселым, точнее: радостным!) — с поразительными, огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!

Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, — и вложил ей в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день...»

Эти строки — из книги Ариадны Эфрон «О Марине Цветаевой».
 ВнизВверх
Что же представляет собой сердолик?
 

  Крым. Карадаг
  Крым. Карадаг
 
   
М. Цветаева   Н. Гумилев   А. Блок  
М. Цветаева   Н. Гумилев   А. Блок  
Силуэты работы Е. Кругликовой
Вообще, если попытаться определить камень — символ русской поэзии «серебряного века», то это, безусловно, сердолик.

Почти вся российская поэзия начала ХХ столетия прошла через гостеприимный дом Максимилиана Волошина, художника и поэта, страстного собирателя и дарителя замечательных коктебельских камней.

Можно с уверенностью сказать, что обладателями сердоликов, агатов, халцедонов и прочих «ферлямпиксов» (это местное название коктебельских камешков) стали все гости великолепного Макса. А кто только ни приезжал в легендарный дом поэта!

Художники, музыканты, искусствоведы, писатели, священнослужители, инженеры, ученые, конструкторы, летчики, скульпторы, певцы, артисты балета...

Но Волошин был не единственным. Даже беглое перечисление имен искателей чудесных коктебельских камней внушает трепет.

Андрей Белый, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Валерий Брюсов, Алексей Толстой, Мариэтта Шагинян, Леонид Леонов, Михаил Булгаков, Александр Грин, Михаил Слонимский, Николай Гумилев, Владислав Ходасевич, Константин Богаевский, Марина и Анастасия Цветаевы, Сергей Королев, Олег Антонов и многие, многие...

Что же представляет собой сердолик? Попробуем вкратце объяснить это. 65% земной коры состоит из кварца. Кварц — это вездесущий минерал, наиболее распространенный на Земле.

Твердость его 6,5-7. Он бывает двух видов: открытокристаллический (горный хрусталь, аметист и т. д.) и скрытокристаллический, или халцедон, название которого произошло от античного города Халкидон в Малой Азии, известного своим рынком самоцветов.

Халцедон напоминает застывший студень и бывает любого цвета с матовым или восковым блеском. Разновидности халцедона, выделяемые по цвету, — это известные поделочные камни хризопразы, гелиотропы, сардеры, моховики, сапфирины, сердолики; по текстуре — агаты, ониксы.

Сердолик, или карнеол — один из самых ярких принцев халцедонового королевства. Он бывает просто красным, оттенка красного мяса, кораллово-красным, розовым, желто-оранжевым, очень редко — ярко-алым.

Сердолик — слово русское. Вероятно, означает «ликующее сердце» или «лицо сердца». В самом названии просматривается особое отношение к камню — радостному, веселящему, а также и врачующему. В старославянских текстах сердолик часто называют «смазень». Это связано, наверное, с тем, что окатанная сердоликовая галька, прикладываемая к ушибленному месту, приносит облегчение.

Карнеол — название латинское, от «carnis» — мясо. Иногда можно встретить написание корнеол; возможно, от «cornum» — кизил.

Некоторые считают вариантом сердолика сардер — буро-коричневый, каштановый, на просвет красный камень. Полагают, что название происходит от города Сардис, столицы Лидии, где он, видимо, был предметом торговли. По иной версии, имя пошло от цвета мяса копченой сардины.
       
 ВнизВверх
Броская красота сердолика
 

 
   
  Марсий находит флейту, брошенную Афиной
  Марсий находит флейту, брошенную Афиной
Чашечка с ветвями и цветами сакуры.  
Чашечка с ветвями и цветами сакуры. Конец XVIII в., Китай. Сердолик  
Печать К. Г. Разумовского. Конец XXIII в., Западная Европа. Сердолик, золото, дерево. Литье, чеканка, гравировка. Гравирована надпись: FAMAM FACTIS EXTENDERE (Слава множится делами)  
Печать К. Г. Разумовского. Конец XXIII в., Западная Европа. Сердолик, золото, дерево. Литье, чеканка, гравировка. Гравирована надпись: FAMAM FACTIS EXTENDERE (Слава множится делами)  
Броская красота сердолика, его сравнительно широкая распространенность, прекрасная восприимчивость к полировке, прочность и нейтральность к активным химическим средам сделали этот камень любимцем человека.

Подвески из гробницы Тутанхамона, печатка-брелок на часах Наполеона, перстень Пророка Мухаммеда, печать последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского — это лишь беглый и далеко не полный перечень предметов из сердолика, имеющих всемирную известность.

Сердолик оказался единственным поделочным камнем, не подвластным перепадам капризной моды. Он был любим патрицием и рабом, фараоном и землепашцем, светской красавицей и прачкой.

Египтяне изготовляли из него священных жуков-скарабеев, вавилоняне — цилиндрические печати, арабы-мусульмане — молитвенные четки.

Камень показал себя прекрасным материалом для точения и резьбы, он шел на вазочки и светильники, на флаконы с ароматными веществами, — но особенно хороши сердоликовые геммы.

Карнеол (очевидно, благодаря цвету) использовался в геммах, связанных с «кровавыми» сюжетами. В глубокой древности это были мотивы трагедий животного мира: лев, терзающий оленя; орел, разрывающий зайца или напавший на барана; тигр, бросающийся на быка, и т. д. В античные времена «кровавая» тема видоизменяется.

Классическим становится сюжет «Наказание Аполлоном Марсия». Этот древнегреческий миф столь часто копируется изготовителями гемм, что о нем следует рассказать подробнее.

Сатир Марсий подобрал брошенную Афиной флейту и достиг в игре на ней необычайного мастерства. Возгордясь, Марсий вызвал на состязание самого Аполлона.

Аполлон, конечно же, победил и, в наказание за наглость, ободрал с несчастного кожу. Кожа сатира была повешена на дерево и при звуках флейты содрогалась. Этот сюжет вдохновлял многих античных и средневековых рапсодов, менестрелей, поэтов.

Понятно, что сцена наказания Марсия, исполненная на кроваво-красном сердолике, впечатляет!

Интересно, что этот сюжет был позаимствован искусством раннего христианства. Апостол Варфоломей проповедовал слово Божье в Сирии и Малой Азии, в Аравии, Эфиопии, Индии и Армении, где он был распят и с него содрали кожу.

Эта страшная казнь так поразила воображение художников, что материалом для гемм вновь послужил сердолик. И теперь во всех оккультных справочниках сердолик признается камнем святого Варфоломея. Кстати, к кровавой резне, получившей название «Варфоломеевская ночь», ни апостол, ни сердолик отношения не имеют...

Неверно говорить только о кровавых оттенках сердолика. Красный, красно-желтый, оранжевый — это цвета энергии, движения, бодрости и, конечно же, любви. Поэтому египтяне вырезали из сердолика амулеты в виде сердечек; эллинская пластика полна карнеоловых изображений розовощекого Эрота, а также игривых фаллических амулетов.

Тематика гравировок в христианские времена уже иная. На сердолике вырезали корабль, рыбу (самый ранний символ Христа), пальмовую или оливковую ветвь, гончарный круг и, конечно же, крест... читать дальше...
Ia Aeaaio? no?aieoo Aaa?o  
Nnueea ia http://vokrugsveta.com iaycaoaeuia
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Yeno?aiaeuiue ii?oae VVV.RU