|
Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
Мужчина — небо, женщина — земля
|
«Мужчина – Небо,
женщина – Земля».
Этот конфуцианский постулат на многие века определил положение женщины в Корее. По смыслу он близок к нашему «курица не птица». Фольклор любого народа щедр на подобные высказывания. И, все-таки, положение женщины в жестко регламентированном конфуцианском обществе отличалось особой приниженностью. Если в патриархальной, но безалаберной России время от времени могли появляться Марфы-Посадницы, то в Корее это было совершенно исключено. В корейском фольклоре вы не найдете не только думающей, но и действующей положительной героини. Вместо этого будет красавица, которая сидит и покорно ждет своей участи. А там уже выходит замуж или бросается в речку, – как старшие скажут. Статьи, которые мы предлагаем вам, посвящены разным эпохам и разным аспектам жизни корейских женщин. Однако, влияние конфуцианства прослеживается везде.
Гарем... С давних времен слово это волновало воображение наших соотечественников, которых христианская церковь вот уже тысячу лет упорно (и не всегда успешно) воспитывает в духе единобрачия. Однако, за пределами христианского мира гаремы существовали повсюду, и Корея не была исключением: вплоть до середины ХХ в. корейские законы разрешали мужчинам иметь наложниц. Впрочем, на практике законом пользовались немногие, поскольку большинству это было просто не по карману. Правда, в некоторых общественных слоях (например, среди богатых купцов) наличие симпатичной молоденькой наложницы в задних покоях особняка было столь же обязательным, как наличие «Мерседеса-600» в гараже русского банкира. Как и «Мерседесы» в наши дни, наложницы были тогда предметом роскоши, пусть и несколько своеобразным. Но, сколько бы наложниц у корейца не было (редко даже самый богатый человек мог содержать больше двух–трех), жена у него была все равно только одна, и только она пользовалась соответствующими юридическими правами. Не удивительно, что больше всего наложниц имел король. Однако, и у корейского короля была только одна жена. Между главной женой и наложницами лежала пропасть, практически непроходимая. Конечно, король мог, если ему уж очень хотелось, развестись с женой и официально провозгласить новой женой бывшую наложницу. Такие ситуации в корейской истории действительно случались (например, так поступил король Сукчжон в конце XVII в.), но очень редко. Во-первых, королева обычно происходила из какого-либо влиятельного аристократического рода, и ее многочисленные родственники вполне могли за нее постоять. Например, развод того же Сукчжона (который в итоге пришлось аннулировать) вызвал немало политических проблем самого серьезного свойства. Наложницы же были, как правило, если и не простолюдинками, то уж, по крайней мере, происходили из довольно захудалых дворянских родов; за их спинами не было влиятельных и богатых семей, так что соперничать с королевой на равных они не могли. Во-вторых, развод с женой считался поступком, не совсем достойным короля. Поэтому, как бы король ни относился к королеве, она обычно оставалась его женой, хозяйкой дома (точнее, дворца) и официальной соправительницей страны. |
|
Наложницы
|
Впрочем, сказать,
что корейская королева была соправительницей, было бы некоторым преувеличением.
Она, правда, участвовала во многих официальных (как мы бы сейчас сказали, «протокольных» мероприятиях), но в целом женщинам старой Кореи в политику открыто вмешиваться не полагалось. И все же, порой королевы обладали огромной реальной властью. В конце XIX в., например, именно королева Мин, жена последнего корейского короля Кочжона, во многом определяла внутреннюю и внешнюю политику страны (кстати сказать, во внешней политике королева находилась на прорусских позициях, что и стало одной из причин ее гибели, – ее, в конце концов, убили японские агенты). Однако, формально, повторяю, жены корейских королей должны были вести себя, как тихие затворницы. Кстати сказать, известное суждение о том, что «жениться по любви не может ни один, ни один король» вполне относится и к корейским владыкам. Жену для короля подбирали родители или, если король вступал на престол малолетним, регентский совет, и исходили они при этом вовсе не из личных симпатий короля, а из сложных политических расчетов. Если жена королю не нравилась – в его распоряжении были наложницы, которых он выбирал сам, но выказывать формальное почтение жене он был обязан все равно. Итак, наложницы. Часто спрашивают, — сколько их было? Никаких ограничений не существовало. Обычно, официально признанных наложниц было 10-15, но в распоряжении короля были также и кунънё, то есть, в буквальном переводе, – «женщины дворца». Кунънё являлись дворцовыми служанками. Они мыли, убирали, стирали, готовили и делали тысячи прочих дел, без которых невозможна жизнь огромного дворцового комплекса. При этом, кунънё были не просто служанками. К моменту «поступления на работу» они должны были быть девственницами и считались потенциальными наложницами короля. Король мог провести ночь с любой приглянувшейся ему служанкой, а сексуальная связь кунънё с любым другим мужчиной приравнивалась к измене супругу, то есть, самому королю (даже в том случае, если король и в глаза не видел виновницу). Набирали кунънё один раз в десять лет, при этом и они, и их родители должны были обладать хорошим здоровьем, а также не иметь среди своих предков осужденных за уголовные или политические преступления. Обычно на службу во дворец отбирали совсем маленьких девочек, которым было только 5-6 лет. Первые 15 лет жизни во дворце считались временем ученичества, после чего девушки получали звание «дворцовой прислужницы». Любопытно, что проводившаяся по этому случаю церемония была копией свадебного ритуала. Единственное отличие заключалось в том, что на этой «свадьбе»... отсутствовал жених: ведь «виртуальным женихом» был сам король. Даже если кунънё с годами покидала дворцовую службу и возвращалась в «большой мир», вступать в брак она не могла, поскольку до конца жизни она формально оставалась «резервной наложницей» его величества. |
Женщины дворца
|
|