|
Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
Тайна индийской души
|
Первым на индийской
земле вас встречает четырехрукий Шива. Самый грозный из богов, разрушитель
обветшалых вселенных, пляшущий на трупе поверженного им демона, — он стоит
при входе в крытую галерею, которой вы идете из самолета в аэровокзал
Дели.
Очевидно, такое невозможно ни в какой иной стране. Подлинный, изваянный много веков назад каменный Осирис где-нибудь на проспекте в Каире — лишь украшение города, приманка для туристов; рельефный Шива в делийском аэропорту (современная работа) — бог, которому поклонялись тысячи лет назад и молятся сегодня. В частности, его считают патроном водителей… Представляете себе золотоусого Перуна в аэропорту Борисполь, — да еще при условии, что это бог «живой», а не музейный, что ему приносят жертвы киевляне двадцать первого века?! А Шива постарше Перуна, и очень намного… Наверное, всему виной невообразимое индийское постоянство. Чего? Да всего. Уклада жизни, отношений, верований, взглядов на мир и на самих себя. Индийцы, конечно, могут делать «зеленую революцию», внедряя высокоурожайные сорта хлеба, и запускать собственные спутники, и обзаводиться отечественными атомными бомбами, но… Остается нечто сердцевинное, нерушимое, в сравнении с чем традиции других народов кажутся несколько поверхностными и — как бы это сказать? — декоративными. …Новенький храм, открытый для посещения лишь в декабре 1998 года, известный гостям, как «Слава Индии», носит своеобразное местное название «Шри Шри Радха Партхасаратхи мандир», что значит «Храм святой-святой Радхи и Того, кто ездит на колеснице». На колеснице ездил красавец Кришна, бог в образе пастушеского принца, жених красавицы Радхи… «Слава Индии» огромна и роскошна: три великолепных башни в старинном, слегка модернизированном стиле высятся над горой, где, говорят, никто никогда не жил, где строителям пришлось взрывать динамитом дикие скалы. Думаю, архитектор Канвинде стяжает в веках не меньшую славу, чем творцы великих европейских соборов… У подножия многоцветных, ярких башен — целый городок: сложное плетение лестниц, магазин сувениров, кафе, где продают священную вегетарианскую пищу — прасад. Сотни бедняков каждый день на площадке напротив кафе получают бесплатный горячий обед, — работает всемирная благотворительная программа Общества сознания Кришны, «Пища для жизни»: кришнаиты вот так-то кормили народ и в воюющей Чечне, и под обстрелом в Боснии… Рядом скромная, но чистая храмовая гостиница, служившая пристанищем и нам, двоим сотрудникам Национальной телекомпании Украины; общежитие монахов-брахмачарьев, лекционный зал с фойе для выставок; театр роботов(!), где движутся под фонограмму отлично сделанные куклы-божества, разыгрывая сцены из «Бхагавадгиты»*. С опорной стены низвергается широкий искусственный водопад, бьют из бассейнов фонтаны, ночью все это волшебно подсвечено. А буквально через дорогу — совсем другой мир… |
Правда… и абсолютная ложь...
|
В этом мире не
столь много перемен со времен Гуптов и Маурьев**, а может быть, и с более
ранних.
И тогда, и сейчас типичный горожанин Индии — маленький, трудолюбивый, улыбчивый человек, ремесленник, торгующий своими изделиями, или только мастер, или только торговец, или, еще чаще, наемный работник у мастера и торговца… Он безгранично терпелив и неприхотлив. Даром, что за одиннадцать лет, прошедших между двумя моими поездками в Индию, на вывесках, облепляющих дома сверху донизу, появились слова «компьютер» и «Интернет»! Суть не в них. Все первые этажи заняты лавками и кустарными мастерскими, обслуживающими эти лавки. Торгуют в основном мелочевкой, от носков до бижутерии, и продуктами питания. Рядом в открытых помещениях или прямо на улице варят, жарят, колотят по железу, шлифуют камень. Нередко товар выставлен на лотках, а то и просто разложен на земле, ибо назвать эту грязь с вкраплениями асфальта тротуаром не хватит воображения. В узком проходе между торгующими носятся с утиным кряканьем гудков молодые ребята на «скутерах» — так здесь называют мотороллеры, — только успевай поворачиваться; проезжают шаткие, с брезентовыми будками моторикши; бродят, роняя слюни, кроткие и вездесущие уличные коровы. Словом, муравейник, беспрерывно и ощутимо напоминающий о том, что в стране миллиард жителей. Кто не продает, не покупает и не мастерит, сидит под домами, завернувшись в тряпье. Это нищие. Но о них после… Тут они проводят всю (без исключений!) свою жизнь: хозяева, работники, их старики-родители, их жены и дети. На вторых этажах и выше, на балконах и галереях ревут старые магнитофоны, предпочтение — национальной музыке. Кажется, идет негласное соревнование: у кого из жильцов мощнее динамики… Думаю, большинство этих людей никогда, на протяжении многих поколений, не покидало родной квартал. А зачем? Дети чуть ли не с младенчества начинают помогать родителям. Отгоняв короткую юность на «скутерах», становятся за прилавок или берутся за рабочие инструменты. Родив собственных детей, учат их все тому же делу. Приняв в наследство лавку, мастерскую, сами садятся хозяйчиками. Под хрип магнитофонов — стареют, дряхлеют, исчезают… Ничего, кроме узко-житейских интересов. Ничего, кроме обыденности. Правда… и абсолютная ложь. У этих маленьких людей, с головою погруженных в быт, грандиознейшая мифическая космогония. Она потрясает, словно откровения самых безумных астрофизиков. Плоскую землю с раскинувшимися «двипами» — материками венчает гора Меру. Вокруг горы вращаются светила, на ее склонах блистают дворцы богов, а под ней уходят вниз ярусами непостижимые подземные миры. И все это заключено в скорлупу гигантского яйца. Далеко не единственного! Бесконечное множество яиц-вселенных плавает в безмерном пространстве. Каждое из них существует 24 тысячи божественных лет, что равняется 8640 миллионам лет человеческих (откуда эти цифры, столь близкие к нынешним оценкам возраста мироздания?!). Но миров столь много, что нет секунды, в которую не родился бы новый космос, и нет мига, когда бы не погиб ветхий… Новорожденные универсумы выплывают из пор на необъятном теле Маха-Вишну; а сам бог богов возлежит вне физического пространства-времени на чудовищном змее, среди волн причинного океана… |
|
Умение «раствориться» в божестве...
|
|