|
Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
Чудеса страны Чжунго
|
Надо сказать,
что страны под названием Китай на свете нет и никогда не было.
Как и народа, именуемого китайцами. Эти слова образованы от названия народа кидань, который тысячу лет назад завоевал большую часть современного Китая. На самом деле, страна всегда называлась Чжунго, что значит — Срединное царство, а сейчас носит имя Чжунхуа Жэньминь гунхэго, то есть Срединная Цветущая Народная республика. Да и страной Китай назвать трудно. Когда-то императрица Екатерина Вторая заявила, что Россия — не страна, а часть света. В не меньшей мере это определение применимо и к Чжунго. Здесь есть свои горы, одни из высочайших на свете, свои субтропики и тропики, океанский берег и острова, великие реки, леса и необозримые степи. Чжунгийская история также отличается каким-то особым размахом. И началась она ненамного позже, чем у Шумера или Египта; и драматична не менее, чем история целой Европы. Грандиозные, неведомые остальному миру завоевательные, оборонительные и междоусобные войны сменялись мощными восстаниями. Здешние «коллеги» Пугачева и Разина бывали удачливее, чем на Руси; вожаки крестьянских мятежей, по меньшей мере, дважды садились на императорский трон и основывали новые династии. В мире пользуется непреходящей известностью полководец Бонапарт, ставший императором Наполеоном; но многие ли знают не менее крупного полководца Ин Чжэна, ставшего императором Цинь Шихуанди?.. Объединенная Европа Наполеона не просуществовала и десяти лет, объединенное государство Цинь живет более двух тысячелетий, превратившись в нынешний Китай. За один лишь ХХ век здесь произошли две гражданских войны и одна отечественная, с Японией; причем, длилась она не четыре года, как наша, а восемь лет.
В Срединном царстве разворачивались невообразимо громадные стройки; здесь прокладывали величайшие в Азии каналы; чжунгийские мудрецы подарили миру порох и иглоукалывание, принцип ракетного движения и книгопечатание, компас и фарфор... Хань жэнь, или чжунго жэнь, «люди Срединного царства», — так называет себя китайский народ, — недаром дали такое имя своей державе. В представлении предков, их родина была серединой мира, причем золотой серединой, истинным центром, а остальные земли — варварской периферией... Центром центра, сердцем империи, начиная с XIII века, считался Пекин. Впрочем, что я! Пекина тоже никогда не было. Был и есть Бэйцзин, в переводе — Северная Столица. А средоточием Бэйцзина, главной точкой всего мира был Гугун, он же — Запретный город, резиденция императоров. Вход в Гугун — с самой большой на Земле городской площади, называемой Тяньаньмэнь, площадь Небесного Спокойствия. Она действительно столь просторна, что могла бы вместить немалый жилой массив. В центре — колоссальный Дом памяти Мао Цзэдуна; по сторонам — внушительные фасады правительственных зданий, Исторического музея и Музея китайской революции, — а впереди, за каналом, взятым в скобки белых горбатых мостиков, старинные ворота, от которых и получила название площадь. Над ними — огромный портрет председателя Мао. Из-за стены виден верх великолепного старинного павильона. Он красуется на гербе нынешнего Китая; там, под сенью затейливой кровли XV века, трибуна, на которой руководители страны принимают праздничные парады. С нее 1 октября 1949 года Мао провозгласил Китайскую Народную республику... Прежде, чем мы войдем в ворота Небесного Спокойствия, позволю себе небольшое отступление. Срединное царство и вправду исполнено мудрости. Здесь не осмысливают революцию, как трагичный разрыв в истории, не делят время на «до» и «после» нее. Социально-экономический переворот 40-х годов был актом возвращения к тысячелетней традиции, очисткой ее плодотворной сути, если угодно — спрямлением отклонившегося пути... В народном сознании решительный, хоть и прискорбно ошибавшийся Мао Цзэдун причислен к правителям великим и грозным, таким, как император Цинь Шихуанди; человечный Дэн Сяопин с его отказом «принести моральные ценности в жертву материальному обогащению» приравнен к легендарным справедливым царям Яо и Шуню... Древность переплетается с современностью на каждом шагу, ибо старина для китайца всегда поучительна. В 2000 году одна из классических пекинских опер была возобновлена в связи с судебными процессами против госслужащих высокого ранга, дававших возможность своей родне неправедно обогащаться. В опере говорилось о том, как во времена Цинской династии сам император Цань Лунь отправил на казнь родного дядюшку за кражу денег, отпущенных на строительство дамб и защиту населения от наводнений... Даже флаг социалистического Китая, с золотыми звездами на алом фоне, вполне традиционен. Такова же и расцветка герба... Золотой (желтый) цвет — цвет земли, а также императорского дома. Никто, кроме членов августейшего семейства, не смел под страхом смерти иметь и желтую нитку в одежде. Земля — святыня для извечных пахарей долин Хуанхэ и Янцзы, основа государственности. Красный цвет — огонь; согласно древнему учению «у син», «пять стихий», огонь порождает землю. Огонь — сила и власть, земля — кормилица; такое сочетание символизирует стойкость благополучия. Войдя в Гугун, мы убедимся, что золотистые чешуйчатые крыши дворцов покоятся на красных столпах и стенах... |
|
Вообще же, вся
китайская символика призвана зримо воплотить фундаментальное понятие ли.
Это слово переводят, как ритуал; на самом деле, его значение неизмеримо
шире.
Если в Космосе и в природе древние китайцы больше всего чтили естественный порядок, или «путь» вещей и явлений, то в жизни общества для них на первом месте стоял ли. Пожалуй, это понятие можно характеризовать, как стройную и стабильную систему отношений; как совокупность принципов, регулирующих поведение. Ли противопоставляли неуправляемым, эгоистичным порывам человека, его темным разрушительным страстям. Великий философ Кун Фуцзы, известный у нас, как Конфуций, полагал, что для создания гармонии, как душевной, так и общественной, необходимы «преодоление себя и возвращение к благопристойности», даже во внешнем плане. Тем, кому такой взгляд может показаться поверхностным, я напомню мысль Константина Станиславского о том, что актеру стоит изобразить внешние признаки чувства, а нужное внутреннее состояние придет за ними. Помню свой, очень давний разговор с одной старой москвичкой, выпускницей института благородных девиц. Я тогда был крайне юн и отстаивал полную свободу самовыражения. Мудрейшая же Елена Ивановна привела случай из своей жизни. Как-то раз она бежала по институтскому коридору, полная обиды на одну из подруг, готовая ударить или облить слезами первого встречного. Но вдруг из-за угла вышла ее классная дама. И вот — внушенный годами ли заставил девочку церемонно присесть, держась за юбку и почтительно склоняя голову... Это был вполне автоматический поступок. Дама, благосклонно кивнув, проследовала далее, — а Лена внезапно почувствовала, что злость и обида оставляют ее! Достаточно было лишь внешне сдержаться... Изучая историю Срединного царства, многие смеются, узнав, что в зависимости от ранга и звания государственный чиновник имел право на определенный размер дома, высоту порога, число слуг; на то, чтобы носить халат из парчи или из шелка, пуговицы роговые или металлические... Все это входило в понятие ли. Но представим себе, что переживал чиновник, если за какой-то проступок его понижали по службе, и приходилось срезать почетные пуговицы, выходить на улицу всего с одним слугой, менять зонтик на более скромный! Весь свет видел, что перед ним — виноватый, наказанный человек. Боязнь позора удерживала от дурных деяний. Через внешнее ли управлял внутренним, поддерживал в человеке ответственность, чувство собственной значимости... Войдем же, наконец, в красные ворота Гугуна. «Столица столицы» представляет собой квадрат, обведенный защитными рвами, обнесенный 10-метровыми стенами с башнями на углах и четырьмя симметрично расположенными воротами-заставами. Периметр стен — девять километров. В огороженном пространстве, на мощеных площадях или искусственных возвышениях, раскинулись павильоны-дворцы, разбежались беседки и галереи, являющие глазу столь высокую степень искусства, что начинает кружиться голова. Строений здесь около десяти тысяч, и это не случайное число: в резиденции Небесного Царя ровно десять тысяч сооружений, а китайский император — всего лишь Сын Неба... Гугун начали возводить в 1420 году, во времена второго императора династии Мин, энергичного строителя Чжуди. Работы продолжались полтора десятка лет; сто тысяч мастеров и миллион рабочих собирали эти деревянные здания на каменных фундаментах. Ни один египетский фараон не мобилизовал бы и десятой части такой трудовой армии! Геометрия Запретного города строга: квадрат рассекает пополам центральная дорога, на нее «нанизаны» главные дворцы. Эта дорога — особенная: она была и осью Пекина, и главным меридианом всей империи, а стало быть, и Вселенной. В соответствии с законами ли, все, что видит глаз, должно постоянно напоминать людям о духовно-нравственных категориях. То, что окружало двор Сына Неба, имело главную цель: направлять сердце и разум самого владыки, его семьи и вельмож к самоотдаче во имя блага государства. Этому служили даже названия дворцов: Высшей Гармонии, Совершенной Гармонии, Сохранения Гармонии, Соприкосновения Земли и Неба... |
|