На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Пресс клуб
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 На предыдущуюВнизНа следующую
Светлана Пулинец
 

   
     
   
     
Фестиваль прекрасен еще и тем, что на нем можно пообщаться с очень интересными людьми.
Большая часть приезжающего сюда народа - это путешественники, походники. В общем-то, понятно, ведь корни авторской песни - в туристских напевах у костра.

На Грушинку ежегодно приезжают автостопщики, во главе с одним из самых известных на сей день - Антоном Кротовым. Они привозят сюда свои книги, а известная туристская газета "Вольный ветер" - еще и другие издания по путешествиям.

Сам Антон устраивает целые лекции об автостопе. Некоторым из нашей компании удалось здесь послушать его рассказы.

Много на фестивале и хиппи, и кришнаитов. Анклав последних находился на Волге. Мои друзья побывали и у них в гостях. Я отказалась к ним присоединиться, поскольку уже бывала случайно в детстве у кришнаитов и мне там не понравилось.

Остались неприятные воспоминания от того, что они сидели на полу в корридорах нашего ДК (мы там занимались бальными танцами), где они снимали помещения, и ели палочками какой-то суп, источающий отвратительный кислый запах, а еще прыгали вокруг какого-то котла с поднятыми вверх руками, напевая "Хари Кришна".

Мы довольно долго гуляли по Грушинке, видели лагерь творческой ассоциации "32-е августа", лагерь любителей песен Олега Митяева "Маленькая жизнь". Приглашение в гости всех разделяющих их взгляды я видела еще перед отъездом на фестиваль в Интернете.
Вообще, если бы я посетила всех моих знакомых, которые приглашали в Москве заглянуть в их лагеря, на это, вероятно, не хватило бы и всех четырех дней. Поэтому я не успела у многих погостить.

Вся центральная часть Грушинки была жутко забита палатками, так, что они стояли практически впритык друг к другу. Некоторые лагеря были ограждены от прохожих и соседей натянутыми у палаток низко от земли лесками на колышках. Лагеря крупных компаний, а также политических партий резко выделялись от остальных своим обустройством, большими шатровыми палатками и были ограждены широкими строительными лентами.

Люди на фестивале очень гостеприимны, Влад еще в Москве рассказывал мне, что Груша нравится ему прежде всего царящими здесь дружелюбными отношениями к другим людям. Чтобы познакомиться здесь достаточно остановиться у любого лагеря послушать песни, и тут же последуют приглашения к костру. Пришедшего накормят, напоят и споют, что он пожелает. А если еще и самому гитару в руки взять, можно вообще стать постоянным желанным гостем.

Мы увидели информационный центр Грушинки с Интернетом, почитали веселые объявления у него, полюбовались фестивальными фотографиями у сцены "Чайхана", где царит восточная атмосфера и поют самые веселые авторские песни, поглазели на то, как на специально оборудованных стенках лазают любители альпинизма, а на спортивных площадках бегают футболисты и волейболисты.
Но обойти всю Грушу было просто нереально, многие знаменитые ее объекты мы так и не успели осмотреть.

Не посетили мы Кольский бугорок, где собираются любители первозданной туристской песни, так и не дошли до сцены "Летучий голландец", на которой устраиваются целые театральные представления.
Не были мы и в знаменитой "Детской поющей республике", куда я очень хотела попасть, желая послушать выступления талантливых ребятишек.

По дороге на концерт Третьякова мы, правда, проходили мимо одной сцены, на которой проходил финал детского конкурса. На ней замечательно пел маленький мальчик, я даже задержалась там, восхищенная его игрой и звонким голосом. К счастью, именно он и стал лауреатом фестиваля.

Для малышей на Грушинке раздолье. Мы видели обустроенные игровые площадки, где ребята лазают, катаются на качелях, рисуют, поют, между ними устраиваются различные конкурсы. Все это происходит в "Городе мастеров". Таким образом дети развлекаются и находятся под присмотром, пока их мамы и папы выступают на сценах или слушают других.

В общем, на Грушинке каждый найдет то, что ему по душе.

Направляясь в лагерь, мы обратили внимание, что несмотря на то, что было еще довольно рано, Грушинская Гора потихоньку заполняется народом, "забивающим" места на ночной концерт. Беднягам придется сидеть там до самого вечера, меняя друг друга. Ведь разместиться на "хороших местах" даже на такой большой Горе, как эта, всем трем с половиной тысячам человек вряд ли удастся.

Проблему посещения концерта нашей компании решил наш замечательный организатор Влад, раздобыв где-то огромную рафту, на которой одновременно могли спокойно уместиться все двенадцать человек.
Ближе к вечеру я осталась на дежурство в лагере, все разбрелись, кто на рынок, кто на Волгу. Мы с подошедшими вскоре ребятами из других лагерей сидели у палаток и бренчали на гитарах.

Вдруг прибежала Галина, из соседнего лагеря принесли печальную весть - очередной взрыв в Москве на рок-фестивале. Окружающие москвичи принялись звонить домой, опасаясь за близких. Некоторые в тревоге говорили, что оставят детей в лагере и не возьмут на Гору. Лично мне казалось, что здесь, за много километров даже до ближайших крупных городов - Самары и Тольятти, мы были в гораздо большей безопасности.

Перед выходом на Гору мы утеплились - ведь нам предстоит провести на лодке целую ночь, взяли с собой бутылку водки, пакет сока и пирожки для закуски.

Большая проблема, встающая перед всеми перед уходом на ночной концерт - сохранность вещей в лагере. Знаменитая ночь заключительного концерта была излюбленным временем активизации всех негативных элементов на Грушинк, главным образом, желающих поживиться тем, что лежит без присмотра. Напуганные рассказами о воровстве в такую ночь, мы оставили дежурных-добровольцев, через пару часов их должны были сменить следующие.

Около десяти часов вечера мы дружной командой отправились на концерт, впереди мужчины несли рафту.
Перейдя мостик, соединяющий Поляну с берегом, где возвышалась Гора, мы спустили рафту на воду, перед этим запечатлев себя на фотопленку.
Гора была заполнена до предела и вся светилась в огнях от фонариков зрителей.

С воды это выглядело потрясающе: покачивающаяся живая масса огней. Многие из нас не удержались и принялись фотографировать это чудесное зрелище, несмотря на то, что друзья, бывавшие на Груше ранее и в первые годы пребывания здесь также занимавшиеся этим бесполезным занятием, убеждали, что съемка нашими "мыльницами" не получится.
Но мы не слушали и в азарте щелкали затворами. Разумеется, фотографии потом не получились.

Заключительный концерт тридцатого, юбилейного фестиваля строился следующим образом. Поочередно на плавучую сцену-Гитару выходили лауреаты всех фестивалей, начиная с самого позднего.

Пока мы забирали с берега наших отставших товарищей, концерт уже начался. Традиционно он открывался приветственными словами организаторов фестиваля. Потом выступил Сергей Миронов, председатель Совета Федерации РФ, вышедший на сцену с гитарой и что-то спевший (не зря политические партии стояли на Груше и среди них особо многочисленным был лагерь "Единства" - очередной рекламный ход перед выборами). Поэтому мы ничего не потеряли и о нашем запоздании совсем не жалели.

Гитару уже окружали многочисленные лодки, байдарки, плоты. Мы присоединились к зрителям на воде. Тут же появился стаканчик, который передавался по кругу с водкой. Так мы отмечали наше успешное размещение в "зрительном зале" ночного заключительного концерта Грушинского фестиваля. Пили чисто символически, зато закуска была потрясающей, пирожки с рынка были отличные: с мясом, лимоном и еще с какой-то вкусной начинкой.

Мы сидели в лодке, прямо рядом с Гитарой в замечательной компании и слушали любимые песни, фотографируя исполнителей. Что может быть лучше!

Часть наших друзей, не уместившихся на рафте, ютились на Горе, другие - сумели как-то усесться на мостках на противоположном берегу. Расчет последних был правильным: все равно места на Горе достались бы уже такие, откуда Гитары было бы не видно. Песни же слышны отовсюду, поэтому не было смысла идти туда. Зато с противоположного берега был потрясающий вид на светящуюся Гору и парус над Гитарой.
А ведь, если бы не Влад и его идея с рафтой, не увидеть бы и мне исполнителей на сцене!

Надо сказать, что из всех лауреатов фестиваля этого года, мне понравился лишь тот самый мальчик, которого мы с Мишей уже слышали в тот день. В награду ему преподнесли огромного медведя, который был больше самого победителя, поэтому игрушка была вынесена с Гитары на берег с помощью взрослых. Маленького лауреата Гора приняла очень тепло.

Из остальных победителей 2003 года мне никто не понравился. Интересно, по каким принципам их оценивало жюри? Вот уж не думаю, что они станут известны в скором времени, как лауреаты прошлых фестивалей.

Притом один из коллективов лауреатов уже завоевывал первое место на Московском фестивале авторской песни в Коломенском в этом году, и мы тогда с Мишей, присутствовавшие там, были очень поражены: чем же он смог так поразить членов жюри? Неужели и на фестивалях авторской песни уже все покупается? Верить в это не хотелось.

Но лауреаты всех предыдущих фестивалей, даже не очень знакомые (а таких было достаточно мало - Грушинка действительно дает большую дорогу в жизнь), мне почти все понравились.

Пока сидели в рафте, кто-то с берега запустил ракету, которая упала в воду. Тут же бессменный ведущий Грушинского фестиваля - Борис Кейльман предупредил, что со следующей ракетой концерт будет остановлен. Дело в том, что несколько лет назад от одной из таких ракет погиб человек, сидящий в лодке. Для нас это было наиболее актуально. Никому не хотелось, чтобы еще один фестиваль ознаменовался трагедией, и ракет больше не было.

Мы сидели довольно близко к Гитаре. Рядом с нами была натянута паромная веревка, с помощью которой с берега не берег переправляли бардов, уже выступивших и еще только готовящихся к выступлениям. Поскольку при каждой переправе мы вынуждены были отгонять свою рафту, мы находились так близко к ней, что могли буквально здороваться с бардами за руку и даже брать у них автографы. Но в среде авторской песни это не принято, поэтому мы просто махали им руками с лодки.

К выступлению горячо любимого всеми Олега Митяева наша рафта была переполнена уже до предела, и пока мы уплывали, меняя свой состав, ушлые соседи по водному пространству, притулили свои плавсредства на наше хорошее место. Поэтому некоторые из нас, попросив причалить рафту, перебрались на берег.

Сначала мы, опасаясь охранников, робко сидели в тени ближайших кустов, но потом осмелели и потихоньку переползли к самому "грифу" Гитары на лучшие "зрительские места". Даже "партер" бардов начинался несколько выше.

Вскоре по Горе пробежал шепот: "Митяев, Митяев". Мы оглянулись и увидели, что он сидел на Горе в нескольких метрах выше нас. Мы пошутили, что при желании могли бы подойти к нему и заказать какую-нибудь песню.

Концерт был блестящий! Продолжался он с десяти вечера до четырех часов утра, но похоже никто не устал и народ упорно не желал расходиться. Как всегда, концерт заканчивался хоровым запевом, когда Гора "поет" вместе с бардами классику авторской песни.
 ВнизВверх

   
     
   
     
Пели долго, бардов не хотели отпускать. Конечно, ведь теперь такой праздник только на следующий год!

После окончания концерта мы немного поплавали на лодке, ожидая пока народ разойдется, чтобы не идти в толпе. Было уже довольно светло, туманная утренняя дымка стелилась по воде и фестивальной Поляне.

По дороге в лагерь я случайно отстала от друзей и, разумеется, потерялась. Плутала я где-то около получаса, нарезая круги по лесу и фестивальной Поляне, благо на деревьях хотя бы иногда попадались таблички, указывающие направления к сцене, находящейся неподалеку от нашего лагеря. Так я и ориентировалась по ним, да по словам подвыпившего народа, сидящего в своих лагерях у костров, к которому я обращалась за помощью.

Пока я добралась до места нашей стоянки, все уже разбрелись по палаткам и спали. В лагере я застала лишь одинокого Андрея, питавшегося холодной еще дневной кашей из котелка, да Галю и Мишу, упорно призывавшего оставшееся бодрствовать население пойти купаться на Волгу.

Конечно, это вероятно было бы незабываемо - купание в реке около пяти часов утра после ночного концерта. Но я помнила о температуре воды в Волге, да еще и после купания нужно было опять влезать в мои мокрые и грязные джинсы (ведь мы сидели на концерте на размытом водой грязном берегу, в лужах и мокрой траве), что вовсе не способствовало бы согреванию. Вероятно остальные думали о том же и Мишу никто не поддержал.

Мы обсудили планы следующего дня. На утро мы должны были возвращаться в Москву. Миша, Галя и Алеша уезжали на поезде (супруга Алеши Аня отправлялась проводить отпуск дальше на фестиваль хиппи "Радуга" и поэтому с нами в Москву не уезжала).

У меня тоже был билет на поезд, причем у всех нас, к счастью, билеты оказались в один вагон на один и тот же поезд. Я то специально покупала так билеты, подстраиваясь под Мишу, а вот с Алешей у нас было просто случайное совпадение.

Я намеренно взяла обратные билеты на поезд, чтобы иметь гарантию обратного возвращения и прибытия на работу в понедельник к девяти утра, дабы не гневить мое строгое начальство, ведь три дня моего отпуска уже истекли, дорога же на машине всегда непредсказуема.
Наш поезд отправлялся из Самары, а до города нужно было еще доехать на электричке.

Миша посвятил меня в расписание электричек, упомянув, что ходят они по московскому времени.
Мы еще обсудили тему завтрашнего отправления и нежелания уезжать отсюда и разошлись по палаткам.

Проснулась я на редкость поздно, даже жаркое солнышко не смогло поднять меня раньше после столь долгого бодрствования этой ночью. Разбудила меня Катя, зазывавшая перед отъездом напоследок окунуться в Волге, о чем мы накануне договаривались.
Подошли к нашему лагерю прощаться Миша с Галей: они уже уходили на электричку. Я решила поехать на следующей, желая пробыть на Груше хотя бы лишний час.

Вернувшись с Волги, я быстро собрала вещи, попрощалась с друзьями и отправилась на электричку. Палатку и спальник, чтобы не таскать их на себе через железнодорожный транспорт, я оставила Владу.
Наша компания через несколько часов также собиралась уезжать, и ребята уже закидывали в машину вещи.

Платформа имени Валерия Грушина была расположена на знаменитой Горе, где сидел народ во время заключительного концерта. Подъем туда с вещами, да еще в толпе людей, был нелегок. Благо сейчас на Горе хотя бы есть лестница, а несколько лет назад здесь была лишь тропинка, протоптанная многочисленными туристами, и подъем представлял собой сущую каторгу, да и спуск тоже с трудом можно было вообразить, особенно когда Гору размывали дожди.

С вершины Горы я с сожалением бросила прощальный взгляд на демонтируемую сцену-Гитару, с которой уже сняли парус, на фестивальную Поляну и узкую полоску суши между речными протоками, где располагался наш лагерь.

Билеты на электричку продавали тетушки за столиками (ну прямо как в Москве проездные на автобус). В воротах при выходе на платформу контролеры проверяли наличие билетов.

Железная дорога выглядела почти игрушечной - одноколейка с красными рельсами и платформами в виде лежащих на земле узких бетонных плит. Электричка открывала для пассажиров двери с двух сторон, поэтому люди располагались по обе стороны рельс, нужно было только знать, в какую сторону ехать, чтобы случайно не отправиться вместо Самары в Тольятти.
Вся станция была увешана плакатами, приветствующими участников фестиваля.

Было жарко, солнце палило особенно нещадно, поэтому в ожидании электрички народ разложился в теньке ближайших деревьев и кустарников, лениво бренчя на гитаре или просто отдыхая. Люди прямо в одежде поливали себя водой, купленной здесь же у предприимчивых местных жителей.
Народу на платформе было очень много, и я не представляла, как мы все вместимся в электричку, но как ни странно все смогли войти в нее и даже рассесться. К счастью, во время проведения фестиваля электрички ходят почти каждый час.

Впереди меня на сиденьях расположилась группа школьников, которая всю дорогу развлекала пассажиров любимыми песнями под гитару.
Через пару часов я прибыла в Самару. Первое, что меня поразило в городе - это железнодорожный вокзал - огромное стеклянное здание, наподобие здания "Лукойла" или "Газпрома" в Москве.

Внутри он был еще более привлекательным своей чистотой, большим количеством света, отсутствием народа, новенькими сверкающими эскалаторами, светящимися табло с указанием, где располагаются кассы, кафе, залы ожидания, выходы к электричкам, поездам, в город. Поэтому, несмотря на пустынность и масштабность его светлых коридоров, запутаться там было невозможно.

Современный европейский вокзал, будто из будущего спустившийся на самарскую землю!
Прежде всего, я отправилась в кассы, чтобы уточнить по какому времени отправляются поезда: если по московскому у меня в запасе до поезда оставалось два часа, а если по местному - всего час.

Циферблат у входа на вокзал показывал московское время. Убедившись в этом и совершенно случайно встретив на вокзале Мишу, я оставила ему свои вещи и отправилась гулять по Самаре. Миша от прогулки отказался, ссылаясь на свою усталость.

От вокзала я выбрала первую же улицу, показавшуюся мне наиболее оживленной, а значит почти центральной, и пошла по ней. Моя полуторачасовая прогулка позволила мне обойти лишь попадавшиеся по пути магазины и закупить продукты в дорогу, да погулять по небольшому городскому парку.

У поезда мы встретились с Лешей.
Миша с Галей ехали в одном купе, а вот у нас с Лешей были верхние полки в разных купе. Алексею удалось договориться с попутчиком с верхней полки из моего купе поменяться, и, таким образом, мы с Лешей оказались в одном купе.

Теперь мы хотели поменяться так, чтобы ехать всем вместе в одном купе, свободно играть на гитаре и болтать, никому не мешая. Но, к сожалению, нам с Лешей достались отвратительные соседи, которые никак не хотели меняться, ворчали и даже выражали свое недовольство, когда Миша пришел к нам в гости.

В итоге мы почти все время проводили в купе Миши с Галей. Сначала мы с Мишей довольно робко и тихо поиграли на гитарах, но потом разошлись и перепели весь репертуар. Попутчики Гали с Мишей по купе - семейная пара - тактично и с пониманием вышли в коридор, предоставив нам максимум свободного пространства, а потом рассказали нам, что их знакомство состоялось как раз тоже на Грушинском фестивале, и было это… почти двадцать лет назад.

На одной из станций Галя с Мишей купили пиво и раков.
Мы с Алешей не любители пива, поэтому от напитка отказались, однако раков я попробовала. Вкусно, но съедобного в них мало.
Наш поезд опоздал на два часа, и в итоге мы были в Москве где-то без четверти девять утра, так, что я едва успевала добраться до работы. А я ведь планировала заехать домой переодеться, и уж потом ехать в офис, но эти планы не смогли реализоваться, поэтому сотрудники вынуждены были лицезреть меня в фестивальной майке и джинсах.

Получилось смешно - специально отказалась от возвращения на машинах с друзьями, чтобы прибыть пораньше, а оказалось, что они еще и обогнали меня и в семь утра уже все были дома.

Последний кадр у поезда "Самара - Москва" поставил конечную точку в нашем отпуске, проведенном на Грушинке.
Несмотря на то, что в этот год у меня состоялось еще несколько замечательных поездок - я ездила экскурсионными турами в Италию, Чехию, отдыхала "дикарем" на море под Анапой, но могу с уверенностью и без лишнего лукавства сказать, что на Груше были проведены лучшие дни моего отдыха. Я еще долго буду вспоминать живую музыку под куполом звездного неба, наши купания в Волге, посиделки с гитарами у костра.

Конечно, 90% удачной поездки - это компания, в которой ты едешь. Наша команда была просто соткана из замечательных людей, Влад прекрасно организовал наш отдых. И местом нашей стоянки, и рафтой, с которой мы смотрели заключительный концерт, да и самой поездкой на Грушинку мы были обязаны ему.

Единство природы и музыки сплачивает на Грушинке самых разных людей, заставляя биться их сердца в едином ритме.

Поэтому, если вы любите авторскую песню, если вам надоело посещать концерты в клубах и вы хотите вырваться из пыльного города и выехать на природу, приобрести новых друзей и просто пообщаться с интересными людьми, не думайте и езжайте на Грушинку!
Пусть не пугают вас статьи журналистов и бытовые трудности туристского отдыха!

Проживите три фестивальных дня в атмосфере праздника авторской песни, послушайте молодых талантливых авторов и вы поймете, что не прав был Булат Окуджава и авторская песня не умерла, и, дай Бог, ей еще жить и пережить пору своего расцвета.

© С.В.Пулинец 2003 г.
Все отзывы, пожелания, вопросы по прочитанному материалу прошу присылать по адресу: s-pulinets@mail.ru Светлане.
Буду рада пообщаться с единомышленниками!
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU