На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Мир природы
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Расколоть кокос...
   

   
     
   
     
«Кокосовые орехи». Художник Падман. 2001 г.
 
«Кокосовые орехи». Художник Падман. 2001 г.  
Продавец питьевых кокосовых орехов  
Продавец питьевых кокосовых орехов  
Медные кокосы – игрушки, используемые в свадебных обрядах тамилов  
Медные кокосы – игрушки, используемые в свадебных обрядах тамилов  
Продажа кокосов, бананов, цветов и прочего для храмового жертвоприношения  
Продажа кокосов, бананов, цветов и прочего для храмового жертвоприношения  
Пальма — дерево-символ: вспомнить хотя бы «пальму первенства» и пальмовую ветвь, которую вручали в древности победителю.

Пальму часто упоминают в Библии: автор «Песни песней» сравнивает с пальмой стан своей возлюбленной; в праздник Кущей, по предписанию закона Моисея, люди выходили с пальмовыми ветвями в руках, во время торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим бросали такие ветви на дорогу перед Спасителем; если же верить «Откровению Иоанна», в день Божьего Суда праведники с ветвями пальм в руках предстанут перед Агнцем.

Даже распространенное у нас женское имя Тамара переводится с древнееврейского, как «пальма»...

Огромный кокосовый орех падает и ударяется о скалистый склон. Или о мраморную ступень храма, или о декоративный каменный цветок, или о старую зернотерку.

Орех раскалывается на половинки, обнажая нежную белую мякоть, — а наполняющая его жидкость растекается, пропитывая собой песок или увлажняя камень...

Мы видим это и на домашней кухне в Малайзии или в Индии, когда хозяйка собирается готовить кисло-сладкую и пряную приправу, и в большинстве индуистских храмов во время богослужения, когда люди приносят божествам дары. Наконец, это же мы видим и в рекламе шоколадных батончиков с кокосовой начинкой, когда нас настойчиво зовут в мир «райского наслаждения»...

Заморские кокосовые орехи теперь продаются и в отечественных магазинах, — хотя, конечно, все еще являются относительно редким деликатесом.

Не всякая хозяйка умеет ловко расколоть кокос, сцедить его сок и использовать мякоть и жидкость в кулинарии. Сухая кокосовая стружка, конечно, продается в бакалейных отделах, но она ни в какое сравнение не идет со свежей, только что измельченной влажной мякотью!

Можно приобрести у нас и парфюмерное кокосовое масло: в Индии его массирующими движениями наносят на волосы и кожу головы, отчего большинство индийцев обладает завидными пышными шевелюрами. Но пищевое кокосовое масло все еще является большой редкостью; да и те, кто купил его, часто держат в холодильнике в качестве редкого и экзотического продукта, толком не зная, что с ним, собственно, делать. Вкус и запах на поверку оказываются слишком непривычными для нас...

Кокосовая пальма (Cocos nucifera), принадлежащая к семейству пальмовых (Arecaceae), — одно из наиболее распространенных тропических растений. И все же растет она далеко не везде. Родина кокоса — Юго-Восточная Азия: Филиппины, Индонезия, Малайзия; излюбленные места обитания — приморские низменности, где почва богата подземными водами.

Кокосовые орехи могут путешествовать морским путем самостоятельно, без помощи человека. Издревле странствуя волею ветра по волнам океанов, они распространились в Океании, Южной Азии и Африке. В другие же, расположенные глубоко на суше, далекие от тропиков страны кокосы проникали уже благодаря торговле.

Первые упоминания о кокосовых орехах, наряду с бананами, плодами хлебного дерева и другими экзотическими фруктами и овощами, содержатся в письменных источниках Индии — джайнских и буддистских сочинениях, составленных, возможно, в IV в. до н.э. Марко Поло (XIII в.) был одним из первых европейцев, описавших кокосовые орехи, «большие, как дыни, и зеленые, как тыквы-горлянки»; в своей «Книге о разнообразии мира» он назвал их «индийскими».

Кокосовые пальмы украшают морские побережья Южной и Юго-Восточной Азии. Стройный изящный ствол дерева возвышается обычно на 20-25 метров. Цвести и плодоносить пальма начинает с пяти лет, полной же зрелости достигает к 15 годам. Пальма живет обычно около 50 лет и приносит ежегодно до 100 орехов; обычный урожай — 50. Плоды зреют в течение года. Их твердая скорлупа с тремя мягкими «глазка'ми» — порами, ведущими к трем семяпочкам, из которых одна развивается в семя — скрывает маленький зародыш, окруженный жидкостью.

В хозяйстве используются все части кокосовой пальмы. Индонезийцы даже говорят, что она дает столько полезных веществ, сколько дней в году: строительный и отделочный материал, сырье для изготовления утвари и инструментов, пищевые и парфюмерные продукты, наконец, топливо. Филиппины, Индонезия и другие южноазиатские страны экспортируют высушенную мякоть кокоса — копру. Ореховая мякоть, кокосовые сок и масло занимают очень важное место в кухне народов Индии, Индонезии, Малайзии.

В недозрелом орехе используются съедобная плоть и жидкость; из последней путем сбраживания делают уксус. Из мякоти выжимают ценное масло, применяемое в парфюмерии, — как непосредственно, так и для изготовления мыла или шампуней. Масло используют и в кулинарии, и в далеких от нее производствах — например, в качестве пластеризатора стекла.

В средние века изготовляли кокосовый мед, уваривая свежую тертую мякоть. Из сока, содержащегося в стволе дерева, делают пальмовое вино. Цветы, срезаемые с верхушки, идут в салат; из их сока получают сахар, сироп и вино. Волосяная оболочка ореха — фибра, устойчивая к соленой воде, используется для изготовления шнуров, канатов, ценимых мореплавателями, щеток, циновок. Скорлупа идет на выделку разной утвари. Из пальмовых листьев плетут циновки, корзинки; из ствола и той же скорлупы вырезают письменные принадлежности...
Но, кроме практического значения, кокосовые орехи всегда имели также и символическое.

В Индии кокос называют нарикела (нарийял); «кокосом» же (по-португальски coquos, macaco), согласно мнению Гарсиа да Орта, врача и аптекаря, жившего в Гоа в первой половине XVI в., назвали этот плод португальские торговцы, поскольку орех-де напоминал им обезьянью мордочку с двумя глазами и ртом. Вспомните название обезьянки — макака...
 
   
 ВнизВверх
 

   
     
   
     
Пальма принесла урожай
  Священные дары: кокосовый орех, цветы, орехи супари, листья бетеля, порошок куркумы, синдур, зерна риса и мед  
Пальма принесла урожай   Священные дары: кокосовый орех, цветы, орехи супари, листья бетеля, порошок куркумы, синдур, зерна риса и мед  
Этот плод надо не резать, а рубить   Изображение бога Айяппы. Современная открытка  
Этот плод надо не резать, а рубить   Изображение бога Айяппы. Современная открытка  

Три «глазка» ореха делают его похожим на человеческое лицо
Три «глазка» ореха делают его похожим на человеческое лицо



Вишвамитра рядом с кокосовой пальмой

  Вишвамитра рядом с кокосовой пальмой  
       
Согласно индийской мифологии, кокосовую пальму создал божественный мудрец Вишвамитра.

Громадные орехи весьма почитают в Гуджарате и Карнатаке, как символы плодородия; храмовые священники вручают их женщинам, желающим иметь сыновей. В Гуджарате невеста дарит кокос жениху во время свадебной церемонии, и тот сохраняет его в течение всей жизни, как память об этом радостном моменте.

Для жителей штата Карнатака кокос — семейное божество. Здесь во время брачной церемонии несколько раз вертят орех над головой жениха, затем разбивают его и разбрасывают кусочки во все стороны: это должно предотвратить действие злых сил.

Используют кокосовый орех во время брачных обрядов и тамилы, народность, живущая в южноиндийском штате Тамилнад. Жених и невеста прячут искусственный кокос, сделанный из латуни, в складках своей одежды, заставляя друг друга его искать. Шутливые поиски дают новобрачным возможность преодолеть свою застенчивость и робость...

Для кунаби из Конкана (штат Махараштра) почитание кокоса — часть культа предков; после сбора урожая орехи тут раздают всем присутствующим. Священным даром считается кокосовый орех и у парсов (зороастрийцев).

В древности одним из важнейших жертвоприношений богам и духам считалось раскалывание человеческого черепа — средоточия жизненной и магической силы человека. Высвобождаясь вместе с душой, эта сила якобы пропитывала собою все окружающее пространство.

Но ведь еще арабский путешественник XIV в. Ибн Баттута писал о кокосах, что они «напоминают человеческую голову, так как на них имеются три отверстия наподобие двух глаз и рта, содержимое недозрелого ореха напоминает мозговую жидкость, и снаружи орех имеет фибру, словно волосы».

Это сходство, безусловно, подметили древние индийцы. Постепенно жестокий обычай смягчился: стали разбивать череп только мертвым отшельникам-саньяси, причем в качестве инструмента использовали... кокосовый орех.

Наконец, человеческие жертвоприношения были окончательно, красиво и адекватно заменены приношением кокосов. Орех стал символическим «заместителем» человеческой головы, да и всего человека в целом. Жизненная сила — прана — нашла свою символическую замену в растекающемся кокосовом соке...

До сегодняшнего дня в индуистских храмах наряду с цветами, благовониями и вегетарианской пищей люди приносят в жертву богам кокосы. Их постоянно используют для подношения Шиве и Ганеше.

Орехи разбивают у подножия божества или на бали-питха — специальном камне сферической формы, а то и в виде цветка, расположенном обычно напротив алтаря. Влагой окропляют статую бога; несколько капель жидкости жертводатель вкушает сам, получая тем самым благословение. Резкие хлопки — звуки разбиваемых кокосовых орехов — сопровождают индуистское богослужение.

Пожалуй, своего пика почитание кокосового ореха достигает во время паломничества к богу Айяппе, Айяппану или Маникантхе в Керале. Кстати, само название этого штата достойно внимания в связи с нашей темой: ведь Керала — буквально «кокосовая»; кера врикшам означает — «кокосовая пальма». Действительно, в приморских низменностях этого штата пальмы произрастают в изобилии.

Культ Айяппы сложился здесь относительно недавно. Однако к этому сыну двух мужских божеств — Шивы и Вишну — обращаются не только индуисты, но также и христиане, мусульмане, представители других религиозных конфессий.

Хотя Айяппа имеет местное происхождение, к настоящему времени он уже «дорос» до общеиндуистского божества. Его понимают, как Пурушоттаму, то есть Верховную Личность, не имеющую пределов, без рождения и смерти. Она проявляется в разных формах на земле по мере необходимости выполнения определенных задач.

Главное паломничество совершается в январе-феврале, когда тысячи людей устремляются в небольшое святилище Айяппы на горе Шабаримала, находящееся в холмистой лесной местности около реки Памба в округе Патанамтитта.

Эти люди — среди них есть и мужчины, и женщины, хотя женщины детородного возраста не имеют права приближаться к самому храму и остаются в маленькой деревушке на берегу Памбы — облачены в черные одежды, иногда подпоясаны зелеными поясами и всегда носят длинные шиваитские четки, а также другие амулеты и знаки отшельников.

В течение 41 дня они соблюдают строгий пост (враттам): спят только на циновках на полу, не употребляют алкоголя и других возбуждающих средств, воздерживаются от сексуальных отношений и от многих видов пищи.

Перед тем, как начать путь на Шабарималу, паломники приходят в храм к гурусвами — учителю и наставнику, который дает им благословение и вручает ирумути. Это — специально сшитый матерчатый мешок, состоящий из двух отсеков; паломник кладет его себе на голову и так несет всю дорогу, лишь изредка снимая во время привалов.

Задняя часть мешка, свешивающаяся на шею и на верхнюю часть спины богомольца, наполнена личными вещами последнего, в основном, съестными припасами. В передний же отсек кладутся предметы, необходимые для богослужения в горном храме: три горсти рисового зерна, камфара, благовония, желтая приправа — куркума, орешки супари (плоды арековой пальмы), деньги, собранные у членов родной общины, перец, приносимый божеству Вавару — другу детства Айяппы.

Там же может лежать и цельный кокосовый орех, который адепт обычно разбивает на одной из восемнадцати ступеней храма, ведущих к образу бога: чем больше раз человек уже совершил паломничество, тем на более высокой ступени он разобьет свой орех.

Однако главным содержимым ирумути является кокос, у которого пробит один «глазок» и сцежена влага; вместо нее внутренность ореха заполнена очищенным топленым маслом. Отверстие после этого затыкают пробкой, а на два других «глазка» наносят красные и желтые точки. Этот орех символизирует тело и, в частности, голову паломника.

Вскрытый «глазок» напоминает о чудесном «третьем глазе» Шивы и свидетельствует о духовной пробужденности самого паломника; окрашенные «глазки» обозначают «солнечный» и «лунный» глаза Шивы. Топленое масло — символ души человека. Миф повествует, что сам Айяппа отправился в лес добывать тигриное молоко для своей мнимо больной мачехи и взял с собой лишь кокосовый орех, наполненный очищенным топленым маслом.

Достигнув храма и войдя в главную святыню обители, человек лицезрит образ Айяппы. Там богомолец, наконец, разбивает орех, и струи золотистого масла орошают статую бога. Обряд символизирует уничтожение бренного тела и долгожданное слияние души человека с Верховной Личностью...

Интересно: что сказали бы создатели рекламы шоколадно-кокосовых батончиков, если бы узнали о тайном, священном смысле простого действия — разбивания кокосового ореха?

Символически вскрыт череп, внезапно обнажено все самое тайное и сокровенное... но вопль боли сменяется криком радости. Рождается чувство блаженства освобожденной души, соединяющейся с душой самой Вселенной. Может быть, это и есть настоящий мир «райского наслаждения»?

Статья подготовлена при информационной поддержке Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU