|
Культурное наследие
|
|
Содержание рубрики
|
«Западное небо ко мне приблизилось...»
|
Открытие Европы вьетнамцем
Николай Иванович Никулин — доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом литератур Азии и Африки Института мировой литературы им. Горького РАН. Он автор многих трудов по вьетнамской литературе и культуре. В живописном Лиссабоне, мне довелось осмотреть места, где бывал Филиппе Бинь, вьетнамец, две сотни лет назад подвизавшийся при португальском дворе. Например, церковь Носса Сеньора Даш Несессидадеш, в которой он 18 декабря 1796 г. служил, как католический пресвитер, свою первую мессу в Португалии. Отсюда открывается чудесный вид на широкий, как морской залив, эстуарий реки Тежу, по которой корабли входят из Атлантического океана в лиссабонский порт. Больше всего мне хотелось найти здание монастыря, в котором Бинь прожил свои последние четверть века. Я лелеял надежду обнаружить его могилу: братия хоронила своих почивших в монастырском саду. Но, как выяснилось, теперь уже нет ни того здания, ни сада, ни даже самой улицы... О Бине и его рукописном наследии, хранящемся в библиотеке Ватикана, я узнал давно, с четверть века назад, и даже иногда ссылался в своих работах на его мемуарную «Книгу записей разных дел». Благо еще в 1968 г. вьетнамский католический священник и филолог Тхань Ланг выпустил крошечным тиражом факсимильное издание этой объемистой (свыше 600 страниц) рукописи. Издание прошло незамеченным, и сам Тхань Ланг горько сетовал на равнодушие к его детищу.Между тем это — уникальный памятник истории культурных связей Востока и Запада. Замечательно уже то, что он написан вьетнамской латиницей, созданной еще в 30-е годы XVII в.; но орфография Биня более португализирована, чем современная. |
Этим планам не суждено было сбыться
|
В 1524 г. португальские
моряки воздвигли у вьетнамских берегов на острове Кулао Тям каменный столб
с крестом — знак принадлежности этих земель португальской короне. Но это
осталось всего лишь декларацией о намерениях.
На большее у португальцев сил не хватило, да и к тому же они стремились дальше на Восток: их притягивали к себе Моллукские острова — знаменитые «острова пряностей». Португальцы совместно с папским престолом лелеяли планы христианизировать Японию и Китай. После чего, как они полагали, другим, менее крупным странам региона, не останется ничего иного, как принять католичество. Но этим планам не суждено было сбыться. В XVI в., после заметных успехов миссионерской деятельности в Японии, правители этой страны начали преследовать христиан и выдворять миссионеров. Поэтому с начала XVII в. усиливается интерес католических миссий к Вьетнаму. Их дела шли успешно, и к 1737 г. только в Северном Вьетнаме, по подсчетам католических историографов, насчитывалось уже около 250 тыс. католиков, причем 120 тыс. из них находились в духовном подчинении у иезуитов.
Но в 1759 г. португальский король Жузе I, с подачи своего секретаря по делам королевства (премьер-министра) маркиза Помбала, известного реформатора и строителя Лиссабона, упразднил на подвластной ему территории орден иезуитов. В 1773 г. последовала папская булла о его ликвидации «на вечные времена». Вероятно, маркиза Помбала и папу Климента XIV, занятых хитросплетениями своей внутренней и европейской политики, мало смущало то, в каком тяжелом положении при таком обороте дела оказывались, например, вьетнамские христиане из приходов, окормляемых иезуитами. После длительной борьбы в 1786 г. миссионеры пришли к соглашению о разделе «наследства» иезуитов во Вьетнаме. Последовали притеснения в отношении христиан, ранее находившихся под опекой иезуитов, различные запреты (так, запрещалось заниматься ростовщичеством); из Макао был назначен епископ, никак не устраивавший католиков, связанных с иезуитами. Тогда эти католики стали посылать своих представителей в региональные католические центры в Макао и Гоа, а также в Европу. Целью было — вернуть себе прежние права во Вьетнаме и Макао. Такие миссии поручались энергичным и толковым людям, из-под пера которых на свет появились интересные литературно-публицистические сочинения, среди которых и объемистая «Книга записей разных дел», принадлежащая вьетнамцу Филиппе Биню (1759—1832?), завершенная в Лиссабоне в 1822 г. |
«Я, пресвитер Филиппе Бинь...»
|
|