На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Золотой трон ашанти
 

   
     
   
     
Гана  
Гана  
Золотой трон ашанти  
Золотой трон ашанти  
Изображение санкофы, священной птицы, покровительницы народа ашанти, я встречал не только на картинах, в музее, но даже на стенах домов в городе Кумаси — центре области Ашанти, одного из регионов Ганы.

Если верить мифам, санкофа охраняет Золотой трон — национальное сокровище ашанти, а также покровительствует институту традиционных вождей.

Кстати, в первый же день пребывания в Аккре, столице республики, я удостоился приема у одного из последних — Нана Квеси Обуадума XI..

Вождь и его соправительница

На визитной карточке моего собеседника было написано коротко и скромно: «Э. Г. Тано, секретарь по делам вождей».

Секретарь в правительстве Ганы выполняет обязанности министра. Но Э. Г. Тано одновременно являлся и вождем, что подтверждало его полное имя, приведенное выше.

«Нана» — это уважительное добавление к имени вождя, нечто вроде титула. Вопреки ожиданиям, меня встретил не величественный старец в национальном одеянии, с атрибутами власти. Из-за рабочего стола поднялся невысокий африканец в европейском костюме, при галстуке, несмотря на удушающую жару, свойственную приморской Аккре в летнюю пору.

— Сразу хочу подчеркнуть главное отличие ганского института вождей от европейских царствующих фамилий: там король наследует трон, а у нас вождя выбирают. — Тано провел рукой по коротко остриженной голове и мягко улыбнулся. — Попробую пояснить на своем примере. Я из рода вождей Фанте, центрального района страны. Из этой семьи вождей выбирали много лет.

Кандидатуру обсуждают очень подробно на совете старейшин, к ней предъявляется много требований: будущий вождь должен располагать к себе людей как представительной внешностью, статной фигурой, хорошими манерами, так и сообразительностью, острым умом, способностью быстро и мудро решать любые проблемы соплеменников.

Иногда при выборах совет старейшин попадает в затруднительное положение. Так, в одной области следовало выбрать вождя из ста кандидатов! Прошло не одно заседание, прежде чем вождем стал Нана Оджнадэм Аджемфра Еньянма I, человек безупречный во всех отношениях. При выборе этого вождя большую помощь оказала соправительница. Впрочем, вам, вероятно, неизвестно, кто это такая?

Живо поднявшись из-за стола, Тано попросил своего помощника приготовить всем по чашке шоколада из местных какао-бобов, которыми по праву гордятся ганцы. Он рассказывал, меряя шагами кабинет, оживленно жестикулируя и одновременно ухитряясь не пролить из чашки ни капли.

— Прежде всего, надо сказать, что соправительницу также выбирают. Первое условие — она не должна быть женой вождя, поскольку таковая может принадлежать к другому племени. Выбирая ее, старейшины смотрят, красива ли она, умна ли, но главное — имеет ли жизненный опыт (предпочитают выбирать замужних женщин), уважают ли ее соплеменники.

Ведь «королеве» придется решать семейные и торговые споры, к ней идут за советом все женщины общины; она — правая рука вождя. Кроме того, не забывайте о роле африканской женщины в семье: соправительница, как и каждая жена, отвечает за свой дом, за хозяйство, за дочерей и даже за правильное поведение мужа, который должен гордиться ею и ни в коем случае не ревновать...
Заканчивая прием, Тано сказал:

— От своего помощника я слышал, что вы интересуетесь нашим городом Кумаси, центром ашанти. Если хотите поближе узнать ашантийцев, которых возглавляет верховный вождь, обязательно побывайте в их столице; заодно там вам расскажут историю Золотого трона...
 На предыдущуюВнизНа следующую
Дорога в Кумаси
 

   
     
   
     
Выборы нового вождя. Претендент без одежды  
Выборы нового вождя. Претендент без одежды  
Соправительница на носилках  
Соправительница на носилках  
Итак, благодаря протекции Нана Квеси Обуадума XI, он же Тано, мне разрешили посетить Кумаси, что удается немногим иностранцам.

Ранним утром следующего дня меня ожидал у машины Джеймс Авайте с неизменным приветствием: «Этэ дэн!», то есть «Как поживаете, как здоровье?» Авайте, работник министерства информации, походил чем-то на кубинца, возможно, бородкой а ля Че Гевара, и оказался незаменимым в поездках по Гане благодаря обширным знаниям быта и жизни ганцев.

... Навстречу нам попадались большие машины, груженные толстенными стволами деревьев редких «красных» пород, которые идут на облицовку мебели. Джеймс, указывая на бревна, пустился в рассуждения о замечательных чертах ашантийцев.

— Ты знаешь, каким должен быть настоящий мужчина-ашанти? Вот сейчас в этом дождевом тропическом лесу они быстро расчищают от зарослей участки под посевы; ловко валят гигантские деревья, обрубают сучья, разделывают стволы.

Все горит у них в руках. А почему? Так их воспитывал с детства отец — именно он должен следить за развитием сыновей. От отца ребенок наследует дух — «сансам», который делает его смелым, трудолюбивым, щедрым...

— Джеймс, а что это за машина лежит вверх колесами под откосом? Причем, уже два разбитых грузовика мы миновали раньше...

Словно не заметив скрытой иронии в моем вопросе, Авайте остановил на секунду свой панегирик и спокойно пояснил:

— Даже у опытных шоферов бывают промашки, тем более, что они стараются как можно быстрее доставить груз на место... — Потом возобновился рассказ об ашантийцах. — С детства мальчики трудятся на поле, проверяют вместе с отцами ловушки на звериных тропах, учатся распознавать полезные и вредные растения, коренья и плоды.

А девочки в это время вместе со взрослыми женщинами собирают бананы, ананасы, ямс... Вот, смотри, у дороги базарчик, — значит, где-то недалеко деревня. Давай остановимся. Может, что-то выберешь из фруктов...

На нас набросилась орава ребятишек — каждый тянул к своей торговой «точке», ящику или столику под пальмовым навесом, где лежали яркие груды фруктов и овощей, большие клубни серого, землистого ямса. Владелицы этих богатств, большеглазые девушки и женщины с детишками, привязанными за спиной, приветливо улыбаясь, предлагали всю свою ароматную экзотику за несколько седи (буквально за гроши).

Рядом с навесом обедала семья: стар и мал выгребали еду из мисок руками, причмокивая от удовольствия. Тут же работала парикмахерская: пышная дама-мастер гигантским деревянным гребнем расчесывала на девичьих головках волосы, заплетая их в тонкие косички. Ума не приложу, как можно из курчавых волос наделать множество гибких косичек!

— Посмотри, как работают настоящие мужчины! — отвлек меня от созерцания рыночных картинок Джеймс, указывая вглубь леса.
Там десятка два рослых лесорубов, блестя потными эбеновыми спинами, расчищали участок под посевы: пилили, рубили топорами деревья, срезали острейшими мачете кустарник; корчевали пни, накинув на них веревки и нажимая на длинные жерди-ваги. Метр за метром отвоевывали у леса клочок земли, все дальше врезаясь в зеленую стену.

Жаркие лучи солнца растопили остатки туманной дымки над верхушками пальм, и стали видны острокрылые стервятники, которые плавно кружили в небе, высматривая добычу. Машина выехала на новый, свежеасфальтированный участок дороги, и мы покатили к главному городу земли ашанти — Кумаси.
 На предыдущуюВнизНа следующую
И опустился с неба Золотой трон
 

Дорога в Кумаси  
Дорога в Кумаси  
 
   
С душевным трепетом въезжал я в славный город Кумаси, который жители-патриоты иначе, как «самый лучший», и не называют, хотя внешне он выглядит весьма скромно.

Старые двухэтажные домики с балконами и решетками на окнах; церковь с остроконечной башенкой; в центре — современный универмаг, вытянутый вдоль дороги.

Запомнились еще кирпичная стена, окружавшая старую крепость, ныне музей, да скульптура, изображавшая человека на льве. Африканские традиции здесь сочетаются с современностью. Горожане считают этот город самым зеленым в западной Африке, его так и зовут — «город-сад».

Почти три века назад один из местных святых посадил здесь дерево «кум», тем самым указав место для новой столицы ашанти, названной Кумаси — «Город под деревом кум».

Первым делом я направился в Центр национальной культуры, чтобы отыскать там Золотой стул (он же трон) ашанти. Сам Центр с симпатичными домиками и ухоженными газонами производил приятное впечатление; любопытной показалась и собранная там коллекция.

Экспонаты раскрывали историю побед и поражений военного союза племен, великой конфедерации ашанти (около 1700 — 1896 годов), которая к началу XIX века контролировала почти всю территорию современной Ганы.

Опираясь на сильную военную организацию (сафо), конфедерация торговала рабами, золотом и завоевала право на монопольную торговлю с Европой. Об этом мне поведал директор Центра Нана Брефор Боатенг, один из вождей ашанти, добавив:

— Во главе конфедерации стояли верховный вождь (асантехене), его соправительница (асантехема) и совет старейшин...
Центр — «живой» музей. Директор ведет нас мимо открытого театра, где выступают музыканты и барабанщики; мимо лавки, в которой продаются «королевские» сувениры (браслеты, другие атрибуты власти). Заходим в мастерские.

Здесь ткут национальную одежду — «кенте», состоящую из двух кусков ткани, окантованной богатым орнаментом; гончары изготовляют сосуды для специй, резчики — скульптурки из сандала, чеканщики — медные изделия… Все это можно купить.

Но меня сейчас больше всего интересует Золотой стул; я тороплюсь в музей вождей. И вот уже иду мимо стендов, на которых собраны копья, мечи, боевые доспехи воинственных ашантийцев. Глядя на все это, по-настоящему осознаешь величие конфедерации, выдержавшей пять англо-ашантийских войн.

Но, в конце концов, не устояли копья и мечи против мушкетов и пушек… Впрочем, присоединение конфедерации к колонии Золотой берег так и не стало окончательной победой англичан: ашантийцы не отдали врагам свою главную святыню… читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU