На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Цыганский барон уходит в небо...
   

  Анатолий Игнащенко
  Анатолий Игнащенко
Анатолий Игнащенко в мастерской  
Анатолий Игнащенко в мастерской  
Анатолий Игнащенко в мастерской  
   
В этом доме, старом доме из желтого кирпича, спрятанном за бетонными фасадами возле площади Победы, есть волшебная дверь.

Она в точности такова, как дверь квартиры напротив. Но если вас пригласили войти и вы преодолели темноватый коридор, — вступаете в подлинный зал чудес.

Да, это не просто комната, а именно зал, — высотою в два этажа, просторный, с галереей, тянущейся вдоль стен над головами пришедших; с крутой лестницей на галерею, прямо к столу, над которым на лесках висят, качаясь, сотни предметов, простых и странных, собранных здесь прихотью хозяина, — статуэток, тарелок, камешков, сувениров из разных стран.

Чего только не найдешь в диковинном зале! Высоченные иконостасы и ряды затейливых иранских кувшинов, соседствующих с нашими простодушными «глеками»; рисунки и схемы украшенных статуями сооружений, сотнями наклеенные на потолок; скульптурные варианты бородатой головы, а за ними — фреска, калейдоскоп фигур и красок во весь торец зала, перечеркнутый натуральным, грубо-деревянным воловьим ярмом…

 
   
Это — мастерская Анатолия Игнащенко. Головы изваяны с хозяина; фреску написали московские художники, а ярмо своей миссии на Земле уже полсотни лет, со времен первого проекта — станции метро «Днепр» в Киеве, тянет сам Анатолий Федорович.

У Игнащенко много титулов. Он — академик архитектуры, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Шевченковской и иных премий. Но сам художник при случае величает себя цыганским бароном. Звание — составное.

Цыганская кровь течет в венах маэстро; а баронский титул с почетной приставкой «фон» даровал ему человек, называвший себя внуком императора Николая ІІ…

Доверчивость и щедрость — всегдашние признаки таланта. Одна из иностранных газет назвала Анатолия Федоровича «вулканом идей». Но самое поразительное то, что активность этого вулкана растет с годами и десятилетиями. Да не обвинят меня в парадоксальности, если я предположу, что высшая творческая жизнь мастера начинается лишь теперь, на восьмом десятке! А кто вообще сказал, что гений — спутник юности?

Вспомним грандиозную вторую часть «Фауста», вышедшую из-под пера восьмидесятилетнего Гете; вспомним семидесятилетнего Буонарроти над чертежами римского собора Святого Петра. Наверное, чтобы создать нечто истинно божественное, подчас надо накапливать духовную мощь целую долгую жизнь...

С обывательской точки зрения, маэстро — «везунчик»: уже лет тридцать в фаворе, победитель многих конкурсов, местных и международных; некогда — консультант Щербицкого по вопросам искусства… Но, если послушать рассказы Игнащенко, на которые он весьма щедр с друзьями, выясняется совсем иное.
 ВнизВверх
В мастерской мастера...
   

   
     
   
     
Цыганская кибитка  
Цыганская кибитка  
С проектом быка — символа трипольской культуры  
С проектом быка — символа трипольской культуры  
До недавних пор Игнащенко работал в достаточно традиционной, хотя и смелой манере. Вероятно, порывы его самоутверждения сдерживали и заказчики, и соавторы.

Как правило, с архитектором работают скульпторы, чьи произведения маэстро компонует, сочетает с иными элементами постройки, вписывает в городской или природный ландшафт.

А скульпторы бывают разные… Заказчики же, увы, чаще всего схожи между собой. Мало кто из них подобен миланскому герцогу Лодовико Сфорца, который, приглашая Леонардо да Винчи жить и работать при своем дворе, сказал: «Делай, что хочешь, — ты прославишь меня одним своим присутствием»…

Как правило, те, кто приказывает или платит, пытаются навязывать свои мысли, свое видение проекта; руководить автором. Руководить — то есть, водить его рукой…

Бывает, впрочем, и хуже. Когда на пути художника встают злые, себялюбивые страсти влиятельных, но далеких от мудрости людей.

Однажды получил Игнащенко неожиданное и соблазнительное — особенно для него, «цыганского барона», — предложение: создать памятник цыганам, погибшим от рук немецких фашистов в Киеве, в Бабьем Яру.

Оказывается, первыми жертвами чудовищной бойни стали именно они, злосчастные кочевники цивилизации, вызвавшие особую ненависть мистика-расиста Гиммлера…

При поддержке общины украинских «ромов» мастер принялся за дело. Он намеревался дополнить мемориал Бабьего Яра (кстати, самим Игнащенко и поставленный четверть века назад) легендарной кибиткой, только каменной, во сто тонн весом, с колесами, навеки увязшими в земле. Привезли глыбы, начали копать котлован.

Вдруг, откуда ни возьмись, как в милицейском боевике, — визг тормозов, бегут спецназовцы… со стороны глянуть, охота на известного террориста! Маэстро взяли под белы руки, — правда, скоро отпустили; камни же были решительно раздроблены и пошли на мощение улиц.

Упрямый Игнащенко родил новый проект. В заводском цехе изготовили стальную кибитку, изрешеченную пулями, увитую гирляндами стальных цветов. Когда же привезли кибитку в Бабий Яр, — снова нагрянула милиция, посыпались угрозы разрезать памятник и пустить в переплавку… Просто черная магия какая-то!

В конце концов, печальная колесница нашла себе стоянку далеко от Киева, на опорных колоннах в Каменце-Подольском. Кому-то, видно, здорово мешало скорбное цыганское «первенство»…

Однажды по произведению Анатолия Федоровича прошелся-таки цензорский резец! В самую «перестроечную» и демократическую пору… Громадный колокол, изваянный в память о жертвах голода тридцатых годов, показался великоватым представителям местной власти; его беспощадно укоротили на треть. Куски колокола до сих пор лежат в поле под Лубнами, и вырастает между ними молодой кустарник. Что ж! «Это и есть наилучший памятник», говорит неунывающий маэстро…

Но, в целом, путь Игнащенко удачен. Вопреки всем процессам старения и разрушения, «барон» оставил на Земле прочный, долговременный след. Работал с такими прекрасными скульпторами, как Михаил Лысенко, соавтор композиции в Бабьем Яру; Галина Кальченко, вместе с которой создан памятник Котляревскому; Василий Бородай, творец сурово-выразительных «Чекистов».

Помимо трагической группы на Сырце и изящного темного монумента в честь творца казацкой «Энеиды», маэстро украсил столицу двумя образами Леси Украинки, — на бульваре ее имени и в парке; мощным, словно скала, памятником погибшим чекистам, парковыми и надгробными изваяниями.

Если же, так сказать, подняться повыше и окинуть взором всю республику, — увидим мемориал великого певца Ивана Козловского в его родной Марьяновке, памятник композиторам Бортнянскому и Веделю в Глухове, проекты, осуществленные в Карпатах…

Еще более высокая, «космическая» точка обзора откроет нам памятники Тарасу Шевченко и Владимиру Высоцкому в Париже; советскому герою французского Сопротивления, Василию Порику, — в Нормандии; покажет памятники Лесе в канадском городе Саскатуне, Пушкину и Шевченко — в Нью-Йорке, там же — Аллею деятелей мировой цивилизации… читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU