|
Культурное наследие
|
|
Содержание рубрики
|
Джаз он и в Африке джаз
|
Как известно, в начале советской
эпохи, в 20-30 годы прошлого века, джаз вполне уживался со сталинской
идеологией, так как был причислен к искусству обездоленных масс.
Советские идеологи видели истоки джазовой музыки в бедных негритянских кварталах Гарлема и Нового Орлеана. Истоки Пока что западные музыковеды не пришли к единому мнению о месте и времени рождения джаза и даже самого слова «jazz». По некоторым данным, слово «jazz» может происходить от «jaiza», что на языке племени хауса (запад Африки) означает «звуки барабана». Другие ученые предполагают, что слово «jazz» возникло в районе Нового Орлеана, как звукоподражательное; оно могло использоваться для обозначения маленьких негритянских оркестров конца ХIХ — начала ХХ века. В общем, происхождение слова — загадка. Но это не так уж и важно, так как не существует и определения самого понятия «джаз»!.. Известно с точностью только одно: это музыка импровизации, где мелодия зависит от настроения исполнителя и обстоятельств данного конкретного исполнения; поэтому исполнить джазовую мелодию дважды одинаково просто невозможно. Кроме того, в нарушение строгой европейской классификации музыкальных жанров, джаз использовал соло, дуэт, трио, квартет и т.д., с самым неожиданным набором музыкальных инструментов. Нередко составлялись группы, члены которых могли быть даже незнакомыми с нотной грамотой… В наше время некоторые ценители этого жанра предпочитают именно такой, «примитивный» джаз, восходящий к истокам (township jazz). Мол, настоящая музыка джаза должна литься из сердца, а не с нотного листа… Вопреки расхожему мнению о зарождении джаза в одной только Америке, ранний джаз в те же годы (конец ХIХ — начало ХХ века) развивался очень схожим образом в Южно-Африканском Союзе (так тогда называлась ЮАР). В обоих случаях, музыкальные группы состояли почти сплошь из чернокожих или цветных исполнителей. В ЮАР этнический состав музыкантов, возможно, был даже богаче: кроме десятка местных чернокожих народов в стране жили приезжие малайцы, индонезийцы, индийцы, китайцы и др.; они привнесли в джаз многое из своих музыкальных культур. |
Истоки
|
Да и социальное
восприятие раннего джаза тоже было одинаковым. В США джаз считался вульгарным
и примитивным жанром, уделом бедной и малограмотной черной массы; он
ассоциировался с дешевыми ресторанами, публичными домами…
В ЮАР, где ранний джаз был популярен в среде чернокожих шахтеров золотых и алмазных приисков, он считался «музыкой маргиналов», поощрявшей примитивные инстинкты, в первую очередь — пьянство и сексуальную распущенность. Особой славой в начале прошлого века пользовался расположенный недалеко от Йоханнесбурга город Квинстаун, известный также под именем «Маленький Джаз-Городок», где в тавернах джаз-бэнд играл всю ночь напролет. Вход стоил три пенса, пиво — шесть пенсов банка. За шиллинг посетитель мог пригласить понравившуюся партнершу по танцам в комнатку за ширмой… Понятно, что в обеих странах белой молодежи из «хороших семей» не рекомендовалось интересоваться джазом. Еще момент сходства: в те времена именно США и ЮАР имели самый многочисленный городской чернокожий пролетариат — наиболее восприимчивую аудиторию и питательную среду джаза. Нередки были гастроли американских джаз-бэндов в ЮАР, а также визиты южноафриканских исполнителей в США; происходило, можно сказать, «перекрестное опыление» (позже, после Первой Мировой Войны, южноафриканский джаз начал испытывать также и европейское влияние). Наконец, особое место в южноафриканском джазе занимали — и продолжают занимать сегодня — кейптаунские менестрели, или «coons» (негритята). Это — явление уникальное, и не только в музыке. Именно благодаря негритянским менестрелям Кейптаун по сей день является единственным городом в мире, где все граждане имеют узаконенный дополнительный новогодний выходной день — 2 января (Tweede Nuwe Jaar). Когда-то этот день был отведен для отдыха рабов, они веселились от души, устраивали карнавалы, увлекая своим весельем и господ... В 1838 году англичане рабство отменили, но «второй новый год» оставили, уж очень всем понравилось. На январские карнавалы выходило до двадцати тысяч участников! Начиная с 1887 года, каждый карнавал стал еще и вполне официальным соревнованием музыкальных групп. В те времена морской порт Кейптауна был одним из самых оживленных в мире. Его отделяли от США и Западной Европы всего 3-4 недели пути, и поэтому нет ничего удивительного, что местные музыканты имели в своем репертуаре все последние американские и европейские новинки. В свою очередь, например, блюз «Daar kom die «Alabama», сочиненный менестрелями в честь гостившего американского крейсера, перекочевал в Америку еще в 1860-х и попал в репертуар новоорлеанских карнавалов. Без сомнения, кейптаунские менестрели привнесли многое в развитие джаза, и не только в ЮАР; из их среды периодически выходили профессиональные джаз-бэнды хорошего уровня… |
Мрачные времена
|
|