На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Курьёзы истории
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
Следующая  +20 страниц  9|8|7|6|5|4|3|2|1  -20 страниц  Предыдущая
Вниз  
Выпуск 008
  К-008

   
     
   
     
Людовик XIV. Восковая скульптура А. Бенуа  
Людовик XIV. Восковая скульптура А. Бенуа  
Анна Австрийская, мать Людовика XIV. Рисунок Дюмонтье  
Анна Австрийская, мать Людовика XIV. Рисунок Дюмонтье  
Кардинал Джулио Мазарини  
Кардинал Джулио Мазарини  
Кто же все-таки был «Железной маской»?
Большинство из нас доведалось об этом загадочном французском узнике времен Людовика XIV из всемирно известной трилогии Александра Дюма о четверых мушкетерах.

В романе «Десять лет спустя», как будто опираясь на достоверные исторические данные, писатель утверждает, что в одной из башен Бастилии до конца своих дней содержался брат-близнец «Короля Солнце», отправленный за решетку во избежание путаницы, опасной для престола.

Он был одет в глухую железную маску-шлем, поскольку не отличался внешне от царствующего монарха.

Мало кто знает, что первым гипотезу о принце-узнике, брате короля, высказал еще великий Вольтер, находившийся в Бастилии в 1717 году: тогда у старых тюремщиков была еще свежа память о загадочном «постояльце» одиночной камеры, получавшем королевское содержание и умершем всего 14 лет назад.

На основании сюжета Дюма было снято несколько фильмов, в одном из которых блистает в роли непобедимого д'Артаньяна знаменитый Жан Марэ.

Однако сам романист, написавший, помимо авантюрной прозы, серьезное историческое исследование «Жизнь Людовика XIV», приводит целых тринадцать версий относительно того, кто носил железную маску!

Это мог, действительно, быть сын Анны Австрийской, но не от Людовика XIII, а от графа Рошфора, от герцога Бекингэма или от кардинала Мазарини.

В таинственной камере башни де ла Бертодьер могли томиться герцог Монмутский, высланный из Англии во Францию за мятеж против короля Джеймса II, или упомянутый тем же Дюма в эпопее о мушкетерах видный деятель Фронды, герцог де Бофор; граф Вермандуа, внебрачный сын Людовика XIV и Луизы де Лавальер, или Генри Кромвель, исчезнувший отпрыск лорда-протектора Британии; финансист Николя Фуке, похищенный иезуитами армянский патриарх Арведикс, побочный сын короля и принцессы Генриетты Английской, мантуанец граф Маттиоли или неведомый сочинитель сатирического двустишия против тех же иезуитов...

Истина остается скрытой.

Сто лет назад французский историк Мариус Топэн, тщательно изучив архивы Бастилии, а также дипломатические документы времен «Короля Солнце», пришел к выводу, что «Железной маской» был, вне всяких сомнений, граф Эрколь Маттиоли, министр мантуанского герцога Карла IV Гонзаго.

Однажды герцог, страстный игрок в карты, обратился за займом к королю Франции. Людовик обещал проигравшемуся владыке Мантуи 100 тысяч экю, и не в долг, а насовсем... только с одним условием.

Карл должен был отдать французам пограничную крепость Казале. Обрадованный герцог тут же согласился и послал на переговоры в Париж своего друга и первого министра, графа Маттиоли.

Но граф оказался лучшим патриотом, чем его сюзерен. Он стал писать возмущенные письма монархам тогдашней Европы, призывая их удержать Карла Гонзаго от позорной сделки. Узнав об этом от своих шпионов, Людовик пришел в величайший гнев и велел примерно наказать посла.

Но, поскольку тогда уже существовало международное право, соседние государи могли возмутиться подобным произволом. Итак, Маттиоли должен был исчезнуть бесследно.

Был распущен слух о том, что мантуанец утонул в реке во время загородной прогулки. На самом же деле его, почему-то оставив в живых, заточили сначала в тюрьму на острове Святой Маргариты, а затем в Бастилию.

Умер Маттиоли в своей камере 19 ноября 1703 года. Сразу же после этого полицейские агенты перевернули все имущество несчастного, изломали мебель и даже вскрыли пол и стены, разыскивая какие-нибудь записки, проливающие свет на тайну узника.

Согласно документам, заключенный башни де ла Бертодьер постоянно носил на лице черную бархатную маску. Легенда превратила ее в железную...
Летающая тарелка под Висбаденом
Однажды «Висбаденер тагеблатт», газета немецкого города Висбадена, опубликовала поразительный снимок. На нем были изображены двое офицеров американской оккупационной армии, сопровождавших странное существо маленького роста. Оно отличалось огромной головой, напоминавшей головы инопланетян из популярных комиксов, странными четырехпалыми руками, а передвигалось... на одной ноге, опиравшейся на дисковидную «ступню».

Один из офицеров нес нечто вроде дыхательного аппарата со шлангом, конец которого одноногий монстр держал во рту. В заметке, сопровождавшей фотографию, журналист сообщал, что недавно под Висбаденом разбилась «летающая тарелка» — космический корабль пришельцев. Пилот корабля уцелел. Именно его, передвигающегося прыжками, и ведут американцы — наверное, для отправки в США, в сверхсекретную лабораторию, какой-нибудь «ангар-18»...

К тому времени (шел 1950 год) мир уже облетело сенсационное сообщение о «тарелке», якобы подбитой американскими ВВС под Росвеллом, о найденных в обломках звездолета телах живых и погибших инопланетян. (Позднее было доказано, что это — сплошной вымысел.) Читатели газеты охотно приняли новую сенсацию за чистую монету. Затем в течение трех с лишним десятилетий снимок кочевал по страницам мировой прессы, переходил из одной книги об НЛО в другую, служа одним из самых веских доказательств реальности «братьев по разуму» и их визитов на Землю.

И лишь в начале 1980-х всплыла подлинная история висбаденской «тарелки». Оказывается, розыгрыш затеяли редактор «Висбаденер тагеблатт» Вильгельм Шпрункель и фотограф газеты Ганс Шефлер. Роль пришельца с удовольствием сыграла пятилетняя дочь Шефлера, офицеров — сами шутники.

С помощью нехитрой ретуши девочка на фото превратилась в таинственное одноногое существо... Один из висбаденцев разыскал даже исходный снимок, на котором дочь Шефлера предстает в своем настоящем виде. Но самое занятное в этой истории то, что ни один из «уфологов», тридцать лет подряд уверенно строивших свои гипотезы на основе газетного снимка, не удосужился глянуть — в какой же день 1950 года вышла газета?

А ларчик-то просто открывался. «Висбаденер тагеблатт» появилась в продаже первого апреля...
Танк «маус» (мышь)  
Танк «маус» (мышь)  
«Мышь» весом в 180 тонн
В начале 1940-х годов, чувствуя нарастающую мощь противника, «третий райх» делает отчаянные потуги, чтобы рядом мощных ударов выиграть Вторую мировую войну.

Гитлер благословляет любые разработки конструкторов вооружений, даже заведомо дилетантские, но направленные к получению «сверхоружия», способного разом изменить ситуацию на фронтах. К тем временам относится начало лихорадочных попыток создать немецкую атомную бомбу, — попыток, к счастью для всего мира, завершившихся крахом.

Мания гигантизма охватила в ту пору и немецкую танковую промышленность. Под давлением фюрера и его окружения — людей малограмотных и веривших скорее в чудо, чем в реальные возможности техники — на чертежах Фердинанда Порше и других конструкторов, а затем и в заводских цехах стали рождаться неслыханные монстры, претендовавшие сразу и на мощь, и на неуязвимость броневой защиты, и на силу башенного огня.

55-тонный «тигр» стал гордостью Гитлера и надеждой генералов. Первые шесть супермашин были собраны в августе 1942 года с невероятной тщательностью, буквально вручную. Фюрер лично распорядился испытать их в бою под Ленинградом.

Он был уверен, что знаменитые советские 76-миллиметровые пушки окажутся бессильными против толстой лобовой брони. Но первый же бой оказался для «тигров» роковым. Советские артиллеристы спокойно пропустили колонну гигантов мимо батареи, а затем ударили в борта первого и последнего танков. Подбитые машины запылали; четыре остальных танка оказались «запертыми» и вскоре тоже были расстреляны...

Подразделения «тигров», правда, без особого успеха, принимали участие и в боях под Сталинградом, и в грандиозной Курской битве. На ход военных действий, а тем более, на исход войны танк никак не повлиял; не спасла положение и новая модель, названная «королевским тигром». Эти машины, чей вес достигал уже 68 тонн, а стволы орудий были вытянуты на шесть с лишним метров, впервые вышли на поле боя в 1944 году — и были беспощадно биты лучшими танками Второй мировой, Т-34. На «королевском тигре» у берега Вислы погиб тогда и сын Фердинанда Порше...

Но «тигриная семья» оказалась лишь предтечей параноидальных танковых проектов. Чтобы успокоить Гитлера, Порше приступил к разработке машины с лобовой броней толщиною в 200 миллиметров. Вес нового танка должен был достигать 180 тонн. Проект получил игривое название «маус» (мышь). Были сделаны опытные образцы, но они недалеко отъехали от заводского двора: машину не выдерживал ни один мост, дорожные покрытия просто рассыпались под ней! Тем не менее, «маус» стали готовить к серийному производству...

К концу войны танкостроители предложили фюреру проект... сухопутного броненосца. Танк должен был весить свыше 500 тонн и нести на себе колоссальное крупповское орудие «Дора». В качестве моторов предлагались двигатели для подводных лодок...

Понятное дело, «броненосец полей» остался лишь на бумаге. А там и «третий райх» рухнул, оставив память не только о политическом, но и о техническом безумии своих лидеров.
Оправдание Сальери
Свыше двухсот лет назад, в ночь с 4 на 5 декабря 1791 года, всего лишь тридцати пяти лет отроду, не приходя в сознание, скончался в Вене гениальный Вольфганг Амадей Моцарт. Он был настолько беден, что денег хватило лишь на простой сосновый гроб; похороны состоялись на кладбище для бедняков.

Сразу после смерти композитора в обществе заговорили о том, что он пал жертвой яда. Берлинская газета «Музикалишен вохеблатт» от 12 декабря поместила материал о том, что тело музыканта было отекшим и существует «большая доля вероятности того, что он был отравлен».

А в 1819 году журналисты уже открыто утверждали, что Моцарта отравил итальянский композитор, служивший при венском дворе, Антонио Сальери. Мотив — зависть к гению... Можно лишь представить себе, как страдал от этих слухов и статей еще живой в ту пору 69-летний Сальери, — между прочим, великолепный композитор, автор многих опер, учитель Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта и Ференца Листа!

В последней четверти ХХ века австрийский врач и музыковед, профессор Антон Ноймайер, представил доказательства того, что Моцарт не был отравлен, а скончался от застарелых болезней, которыми страдал еще с детства. Вольфганг, ребенок весьма болезненный, нередко сваливался в постель от ангины; у него случались воспаления суставов и даже рожистые воспаления.

Его отец, Леопольд Моцарт, кстати, также весьма талантливый композитор, видимо, без зазрения совести использовал своего сына-«вундеркинда» для прославления и обогащения семьи. Маленького Вольфи заставляли выступать с концертами при императорском дворе и ездить чуть ли не по всей Европе, не считаясь со здоровьем и силами мальчика.

В одном из своих писем Леопольд упоминает о красных опухших пятнах, вдруг возникших на теле сына; в другом письме — о том, что «Вольфганг не может вставать на ноги, не может пошевелить пальцами ног, согнуть колени... Каждую ночь у Вольфганга поднимается температура и его лихорадит».

Проанализировав множество свидетельств и фактов, профессор Ноймайер сделал вывод: «В тех социальных условиях и при том уровне развития медицины, при отсутствии соответствующих медикаментов воспаление суставов с сопутствующими осложнениями на сердце и почках часто приводили к смертельным исходам».

Лечившие Моцарта в последний год его жизни венские врачи Клоссет и Саллаба чаще всего применяли к пациенту метод, считавшийся тогдашними медиками универсальным, — пускали композитору кровь, чем окончательно расшатали его слабый организм. После процедур кровопускания Моцарт нередко лишался чувств и угасал с каждым днем. Именно после очередного «отворения крови» он и отошел в вечность...

Итак, «Моцарт и Сальери», одна из лучших «маленьких трагедий» Александра Пушкина, может окончательно перейти в жанр фантастики. Почтенный маэстро никого не отравлял... А нам, ныне живущим, остается лишь пожалеть о том, что прогресс медицины был столь медленным.

Однозначно доказано, что несколько уколов антибиотиков могло бы спасти самого Пушкина после ранения на дуэли, а несложная операция — не дать умереть Петру Великому... Надо полагать, при более высоком уровне врачевания жил бы долго и Моцарт. Хотя бы как Сальери, доживший до 75...
       
Вниз Вверх    

Наполеон Бонапарт в 1814 г. Картина Э. Мейсонье  
Наполеон Бонапарт в 1814 г. Картина Э. Мейсонье  
   
     
   
     
Наполеона застрелили в Шенбрунне?
Однажды, в сентябрьскую ночь 1823 года, августейших и иных обитателей Шенбруннского дворца в Вене разбудили выстрелы. Часовые стреляли в неизвестного мужчину, который перебрался через ограду и бежал ко дворцу, не обращая внимания на оклики «Стой!»

Накрытый тканью труп лежал под окнами... А дальше началось странное. Почему-то вскоре после полицейских, составивших стандартный протокол, в Шенбрунн прибыли дипломаты из... французского посольства.

Они настоятельно требовали, чтобы тело убитого ночью «нарушителя» передали им. Но хозяйка дворца, Мария Луиза, австрийская эрцгерцогиня и бывшая французская императрица, вдова Наполеона І, столь же категорически отказалась выдать труп.

Французы ретировались, а тело было похоронено тут же, в парке. Вскоре по Европе прокатилось сенсационное известие о том, что в Шенбрунн порывался проникнуть... сам Наполеон Бонапарт!

Сторонников этого мнения поддержали журналисты, сообщившие, что 5 мая 1821 года в ссылке, на острове Святой Елены, умер не великий полководец, а его двойник, Франсуа Эжен Робо. Дескать, этот скромный крестьянин из деревни Балейкур был абсолютным двойником императора, и к нему давно присматривались бонапартовские спецслужбы.

А через три года после того, как Наполеона отправили на далекий остров, — внезапно исчез и Робо... По некоторым данным, крестьянин-бонапартист согласился отправиться в изгнание вместо обожаемого монарха. В архивах Балейкура якобы даже была найдена запись касательно Франсуа: «Родился в этой деревне, умер на острове Святой Елены».

Согласно той же версии, в 1818 году Робо тайно привезли на остров; возможно, тот же корабль забрал в Европу подлинного Наполеона... Существует и гипотеза, согласно которой завоеватель полумира после своего тайного возвращения жил в Италии, в Вероне, владея под именем Ревара магазином оптики и ювелирных изделий. 23 августа 1823 года Ревар получил некий пакет от седока проезжавшей мимо роскошной кареты.

Ознакомившись с содержимым пакета, хозяин магазина сказал управляющему, что должен срочно уехать. Ревар также оставил своему подчиненному некое запечатанное письмо с наказом, если он не вернется через три месяца, передать это письмо лично французскому королю.

При этом хозяин добавил: «Ты не пожалеешь об этой услуге, король щедро вознаградит тебя»... Авторы версии считают, что пакет был прислан эрцгерцогиней Марией Луизой. Она-де сообщала в нем мнимо умершему мужу, что их сын, 12-летний принц Жозеф Франсуа Шарль Бонапарт, серьезно болен и может умереть; поэтому Наполеону надо срочно увидеться с сыном...

То, что Наполеон болезненно любил своего «орленка», «Римского короля» (таков был титул сына, позднее ставшего герцогом Рейхштадтским), — не секрет для историков. Подобный призыв жены действительно мог заставить свергнутого императора, с его нечеловеческой силой воли, сделать все, чтобы пробраться в Вену... Но, с другой стороны, почему тогда стреляли часовые? Как Мария Луиза могла не обеспечить безопасность мужа?..

Вопросов, конечно, много, и подавляющее большинство серьезных ученых все же уверено, что на Святой Елене скончался подлинный Наполеон. Но есть и ряд сомнений. Описывая последние годы жизни Бонапарта на острове, очевидцы отмечают, что «изгнание его очень изменило». Он, мол, потерял свою феноменальную память и не мог вспомнить многие эпизоды своей жизни... Двойник-крестьянин? Необязательно.

Эксперты пишут, что император, умерший от отравления мышьяком (это доказал не столь давний радиоактивный анализ волос покойного), перед смертью болел раком желудка: возможно, от нестерпимых болей сам покончил с собой. Безусловно, в таком состоянии памятью не похвастаешься... Кроме того, еще до заболевания, но уже после 1818 года Наполеон продиктовал свои мемуары, в которых описывал до мельчайших подробностей свои походы, ссылку на остров Эльба, Сто дней, битву при Ватерлоо...

Мог ли это сделать от его имени Робо, по воспоминаниям современников — «грубый и глуповатый крестьянин»?.. Мы уже не говорим о том, что вокруг острова, начиная с 1815 года, день и ночь неизменно курсировали английские эскадры, и каждый метр побережья «прощупывался» в подзорные трубы... Словом, «шенбруннская» версия критики не выдерживает. Но все же и не опровергнута на сто процентов...
Генрих Гейне  
Генрих Гейне  
Причуды гениев
Остроумным и дерзким человеком считали земляки поэта Генриха Гейне, — и действительно, отбрить он мог любого... Некоторое время Гейне работал корреспондентом в газете. Однажды некий политический деятель, прочитав свою речь в изложении Гейне, воскликнул: «Но я такого не говорил!» «Скажите спасибо, — невозмутимо ответил журналист-поэт, — что я вложил в ваши уста хоть несколько умных фраз»...

Однажды Гейне тяжело заболел. Когда его навестил в больнице друг, поэта как раз переносили на чистую постель две санитарки. На вопрос друга, как он себя чувствует, Гейне ответил: «Прекрасно! Видишь, женщины носят меня на руках!» А когда в газете ошибочно напечатали извещение о его смерти, притворно возмутился: «Могли бы и на первой странице!..»

Как-то при возвращении в Германию через границу Гейне спросили, не везет ли он с собой запрещенных книг. «Везу, конечно», — спокойно заявил поэт. «Где?!» — всполошился чиновник, производивший досмотр багажа. «Здесь», — сказал Гейне и хлопнул себя по лбу...

Виктор Гюго был чрезвычайно решителен. Чтобы заставить себя вовремя, согласно договору с издателем, закончить один из своих романов, он обстриг себе половину головы и бороды, а ножницы выбросил. Пока не отросли волосы, Гюго на улице не появлялся... Когда же книга вышла в свет, писатель, желая узнать, как она расходится, послал издателю открытку с одним только знаком «?» Издатель же, не долго думая, ответил другой открыткой, где значилось: «!»

Александра Дюма упрекали в страшной рассеянности и забывчивости. Ему писали, что в разделе сороковом такого-то романа вдруг появился персонаж, погибший в разделе пятом... Чтобы избежать подобных казусов, автор «Трех мушкетеров» стал делать из картона плоские манекены своих героев. К манекенам приклеивались ярлыки, где были указаны имя, возраст, особые приметы данного действующего лица. Если героя постигала смерть, Дюма тут же сжигал соответствующее изображение.

Однажды, во время посещения Тифлиса, Дюма зашел в книжный магазин. А хозяин, заранее зная о визите знаменитого гостя, уставил все стеллажи томами произведений французского романиста. Увидев это, Дюма спросил: «Где же другие книги?» «Проданы!» — не задумываясь, ответил хозяин...

Дюма как-то спросили, понравилась ли ему вечеринка, которую он посетил накануне. «Если бы не я, мне было бы там очень скучно», — ответил писатель.

Однажды парижский аристократ, зная, что в венах Дюма течет негритянская кровь, и желая поддеть его, спросил: «Кем был ваш отец?» На что романист ответил: «Мой отец был креолом, дед — негром, а прадед, вероятно, обезьяной. Как видите, мой род берет начало там, где остановился ваш...»
Восставшая против «домостроя»
Принято считать, что в эпоху, предшествовавшую царствованию Петра Великого, русские женщины, угнетенные и бесправные, были полными рабынями своих мужей. По крайней мере, такие порядки сложились после монгольского ига и были освящены знаменитой книгой семейного права «Домострой».

Согласно этому сочинению, написанному монахом Сильвестром около 1556 года, мужу следовало бить свою жену «и страшно и здорово — если вина велика». Если жена умирала от побоев, мужу особое наказание не грозило; если же доведенная до отчаяния женщина убивала своего тирана-супруга, ее заживо зарывали в землю по шею и оставляли умирать. Чтобы развестись с благоверной, мужчине было достаточно «сдать» ее в монастырь...

Но из каждого правила бывают исключения. Сохранилась челобитная в суд дворянина Никифора Скорятина, поданная в декабре 1670 года. По словам дворянина, его супруга Пелагея «кусала... тело мое на плечах зубом, и щипками на руках тело мое щипала, и бороду драла». Судьи провели следствие и удостоверились в «зубном ядении» на коже Скорятина.

Однако ничем реальным истцу не помогли, и вскоре он пожаловался на новые, еще более опасные выходки своей лучшей половины: «Она... хотела меня... топором срубить, и я от топорового сечения руками укрывался, и посекла у меня правую руку по запястью, и я от того ее топорового сечения с дворишка своего чуть жив ушел...

Да и впредь она, жена моя, хвалится на меня всяким дурным смертоубийством». Увы, историкам неизвестно, получил ли изувеченный муж какое-либо удовлетворение по суду... или пал жертвой неистовой Пелагеи, мстившей за всех погубленных женщин на Руси!

Не воруй книги!
Возможно, известный американский фантаст Стивен Кинг, написавший повесть о мистически страшном «полицейском из библиотеки», не знает, что кража библиотечных книг или неаккуратное обращение с ними издревле считались весьма серьезными проступками.

В Древнем Египте того, кто терял свиток папируса из библиотеки фараона, наказывали смертью; за порчу такого свитка виновный получал двести ударов палкой. Прусский король Фридрих ІІ Великий, большой книголюб, за кражу книги из королевской библиотеки отправлял виновного в тюрьму на срок до 20 лет. Основатель первой публичной библиотеки в Лондоне, Сэмюэл Фэнкорт, в 1752 году добился принятия закона о наказании библиотечных воров плетью. Нерадивому читателю, любящему загибать углы страниц, грозила тюремная камера на семь лет!

Некогда библиотека Оксфордского университета разрешала пользоваться абонементом... только царствующим английским монархам. Причем, это правило соблюдалось неукоснительно. Когда Чарлз І прислал за книгами слугу, того отправили обратно с пустыми руками. Пришлось королю идти в библиотеку самолично...

Однако, несмотря ни на какие драконовские меры, «забывчивые» читатели не переводятся. Например, в библиотеку города Шеффилда в 1975 году вернула книгу читательница, продержавшая ее... 43 года. Впрочем, старушку можно понять: книга-то была самоучителем вышивки и вязания...

Интереснее история, случившаяся также в Англии, в библиотеке кафедрального собора города Нориджа. Она «задолжала» центральной лондонской библиотеке книжку, взятую по тогдашнему «межбиблиотечному абонементу» году в 1732-м! Вернули «долг» в 1969-м... По английским законам, пеня за два с лишним века просрочки должна была превысить двести фунтов стерлингов. Но из уважения к нориджскому епископу лондонцы ограничились устным порицанием...

Однако рекордом читательской забывчивости считается история полковника Роберта Уолпола. Книгу, взятую им в библиотеке одного из колледжей Кембриджа, вернули потомки полковника... ровно через 300 лет.
 карта сайта
Следующая  +20 страниц  9|8|7|6|5|4|3|2|1  -20 страниц  Предыдущая
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU