Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
Убсунурское чудо
|
Тува — место,
где почти нет дорог. Люди здесь до сих пор кочуют по степи и живут в юртах.
Здесь верят в пророчества шаманов и поклоняются древним богам.
В небольшой республике на краю России можно увидеть тундру и северного оленя, попасть в тайгу и повстречать снежного барса, пройти на верблюде через море песков… КРАЙ ШАМАНСКИХ КУРГАНОВ По степи веером расходятся десятки дорог. Карта бесполезна, но с нами Чайзу. Чайзу — начальница научного отдела заповедника «Убсунурская котловина» и по совместительству наш проводник. Тувинская степь огромна. Куда хочешь, туда и езжай. Степные тракты в Туве называют стиральными досками. Ветра выдувают песок, и грунтовка покрывается мелкой волной. Путешествие по такой дороге — сомнительное удовольствие. Нет ни милиции, ни светофоров. Только орланы да беркуты сидят на столбах, внимательно наблюдая за степью... На перекрестках тувинских дорог необходимо останавливаться. Здесь насыпаны небольшие груды камней. Это — шаманские курганы. На такой курган надо бросить камень, повязать ленточку, и выпить «огненной воды»… Говорят, если не исполнить всех обрядов, удача отвернется от тебя. Возможно, благодаря уважению нашего водителя Эдика к курганам, мы благополучно добрались до Убсунурской котловины. Остановились в горах, которые отделяют котловину от остального мира. Это хребет Танну-Ола. Вокруг голые скалы и камни. Мох, кустарник, чахлые кедры — вот и вся растительность горной тувинской тундры. Чуть ниже начинается царство кедра. Наверное, из кедровника за нами наблюдают черные медвежьи глаза. Сейчас октябрь, — как раз то время, когда медведь отъедается на зиму орехами. И где-то здесь обитает северный олень. Это самая южная его популяция. Отсюда, с гор Танну-Ола, перед нами открывается вся Убсунурская котловина. Она похожа на огромную чашу. Сейчас мы стоим на краю этой чаши и собираемся спуститься вниз, на самое ее дно, к озеру Убсу-Нур. По дну котловины идет граница между Россией и Монголией. Но граница видна только на карте. В жизни она практически не существует. Горы на горизонте сливаются с озером и степью. Чайзу рассказывает, что уникальность природы Убсунурской котловины давно привлекала ученых. А в восьмидесятых годах был начат научный эксперимент «Убсу-Нур». Ученые называют котловину биосферной лабораторией, где можно изучать взаимосвязи ледников и песчаных пустынь, таежных лесов и степей. В 1993 году совместно с Монголией был создан заповедник «Убсунурская котловина». |
Степь да степь кругом...
|
Таежная дорога
кажется непроходимой, но Эдик превратил УАЗик в самый настоящий вездеход.
Недаром же он мечтает о карьере водителя-профессионала.
Иногда кажется, что машина ползет буквально на боку; иногда она так задирает нос вверх, что впереди видны только верхушки кедрачей и голубое небо. Как ни странно, с вершин мы спускаемся целые и почти невредимые. Горы вокруг постепенно мельчают и превращаются в сопки. Потом исчезают и сопки. Глазам открывается поросшая колючими кустами степь. Здесь кочуют тувинские скотоводы. Они так живут уже сотни лет. Нередко, построив дом в деревне, во дворе все равно ставят юрту. Вокруг юрт стоят покосившиеся загоны для скота. Сейчас они пусты. Овцы бродят где-то по степи. Иногда только на горизонте можно увидеть малюсенькие черные точки. Это и есть отары тувинских скотоводов. Овцеводство и еще охота — многовековые основы жизни тувинцев. Именно охота стала камнем преткновения между властями заповедника и местными жителями. К тувинцам нельзя прийти и сказать: «С сегодняшнего дня вы здесь не живете и не охотитесь. Уходите». Не поймут... Чайзу объясняет нам: здесь нужен иной, терпеливый, продуманный подход. Надо объяснить степнякам идею заповедника; растолковать, что он создается ради них самих же, для сохранения диких животных. Традиции — крепкая вещь! Почти у каждого тувинца в семье есть ружье. Оно передается от отца к старшему сыну. Смотришь, мальчишка еще трех классов не окончил, а ружье держит, как настоящий профи... Нередко в старинных могилах находят оружие; даже в потусторонний мир оно сопровождало своего хозяина. Но на охоту тувинец идет не для развлечения, а лишь тогда, когда в семье кончаются припасы. Перед выходом в горы обязятельно просит хозяина тайги подарить ему косулю или оленя… Убитой дичью охотник накормит семью и непременно угостит соседей. В следующий раз они угостят его. Но никто никогда не понесет убитого в лесу зверя на рынок. Не принято. Да и не купит никто. Продавать можно только то, что ты сам вырастил, овец, например. А то, что дал хозяин тайги, продавать нельзя… Эти традиции берут начало в глубокой древности. Люди тогда поклонялись природе, населяли ее множеством божеств. Шаманы служили проводниками в мир богов. Они знали, чего хотят боги, и передавали их волю простым людям. С приходом китайцев в тувинские степи проник буддизм. Однако, новая религия не смогла вытеснить древних верований. Многие тувинцы ходят в ламаистские храмы, но советуются с шаманом по насущным проблемам. Одно другому не мешает... Впрочем, нынешнее трудное время способствует разрушению традиций. В Кызыле почти на каждом ларьке можно увидеть подобные объявления: «Куплю панты, струю кабарги», «Беру желчь медведя». За шкуру редчайшего снежного барса предлагают пятнадцать тысяч долларов. Людям не на что жить, и они вынуждены, нарушая обычаи предков, идти в тайгу за наживой... История развивается по спирали. Кабарга, самый маленький подвид оленя, однажды уже находился на грани исчезновения. В конце 19-го века из-за мускуса (это и есть та самая струя кабарги) извели почти всю популяцию. Тогда струя кабарги уходила на восточные рынки; китайские купцы щедро платили охотникам за мускус, столь необходимый в парфюмерии. |
|
Снежный барс
|
|
•
Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам •
|