На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Земля людей
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Со стихией не воюют
   

   
     
   
     
Ганг, священнейшая из рек Индии. Ритуальное омовение  
Ганг, священнейшая из рек Индии. Ритуальное омовение  
Почитание рек — часть тысячелетней индийской традиции  
Почитание рек — часть тысячелетней индийской традиции  
Может быть, не все знают, что мусульманские владыки оставили в Индии, особенно в центральной, более крупные, величественные памятники, чем местная, индуистская культура. И в первый свой приезд, и во второй я зачарованно бродил среди покрытых дивной каменной резьбой руин вокруг Кутб-Минара — огромной башни, оставленной иранскими властителями ХІІ века.

Снова дивился стоящему во внутреннем дворе бывших султанских покоев, черному, словно труба топки, неимоверному столбу из сверхчистого металла, — не ржавеющей пятнадцать столетий Железной колонне, постоянному соблазну для искателей следов инопланетного разума на Земле…

Я отбивался от назойливых торговцев сувенирами у ворот делийского Красного Форта, брата-близнеца московского Кремля, могучей твердыни, хранящей в сундуке зубчатых багряных стен хрупкие мраморные безделушки: кружевную крошку-мечеть, дворцы, галереи, садовые павильоны.

Поражался силе человеческого гения, созерцая безупречные, жемчужно-сероватые купола Тадж-Махала над базарной толчеей Агры, и размышлял о том, как своеобразно выглядит посмертная верность влюбленного, если этот влюбленный — всесильный император, шах Джахан, и может согнать для постройки мавзолея возлюбленной двадцать тысяч камнерезов со всей страны…

Да, и первые исламские султаны, и Великие Моголы, цари-чингизиды из Средней Азии, правившие здесь свыше трех столетий, сделали все, чтобы увековечить свое правление.

Напористо утверждала себя и охраняемая властью вера Мухаммеда. Но… Словно руины затонувшей цивилизации, громадные и безжизненные, высятся могольские крепости и мавзолеи в мирной суете индийских городов; подобно стаям равнодушных рыб, обтекают их люди, машины, моторикши. Все чужеродное парализовала и медленно умертвила Индия.

Раздоры двоеверия, унесшие сотни тысяч жизней в конце 40-х годов, окончились, в принципе, тем же: для верных Аллаху были созданы новые государства, Пакистан и Бангладеш, индуистский же океан вернулся в берега и покоен, как был прежде, до прихода завоевателей под знаменем пророка…

Думаю, что даже нынешний конфликт, вызванный нетерпимостью северного соседа, не завершится вспышками «ярче тысячи солнц» (образ чудовищного, очень напоминающего атомное, оружия из «Махабхараты»). Мудрость коллективной души пересилит чужую злобу…

Умнее всех оказались англичане, мало посягавшие на традиционные уклад и веру. Времена, когда бунтарей привязывали к дулам пушек, миновали быстро. С годами надменные сахибы превратились в учителей, дав индийцам европейское просвещение и парламентаризм. «Мы за многое им благодарны», — до сих пор говорят о британцах, в частности, в очень английском Бомбее, с викторианским вокзалом, музеем Принца Уэльского и двухэтажными автобусами…
Но главное, что хозяева вовремя сообразили: пора вручать стране независимость. Зная Индию, они не усомнились, что кроткое безоружное движение сатьяграхи под водительством тихого аскета Ганди есть океанский прилив, предшественники коего смыли или растворили без остатка и жестоких арья, и солдат Александра Македонского, и Моголов, и Бог весть кого еще. Со стихией не воюют.

Символично, что именно со стены Красного Форта, твердыни тюркских колонизаторов, первый премьер суверенной Индии, Джавахарлал Неру, провозгласил свободу своей родины.
А затем этот мирный, но неотвратимый потоп хлынул на Запад. Некогда из-за северных морей шли покорять Индию полки с пушками, барабанами и философией воинственного прагматизма, чуть прикрытого показным христианством. Ныне обратным путем двинулись «Веды» и «Шастры», учения кармы и йоги, большие и малые гуру, сметая бескрылую рассудочность, раздутый культ собственного «я».

В общем, это происходило и раньше, — вспомним откровения Елены Блаватской, блестящие западные гастроли Вивекананды, моду на индо-тибетскую мистику в салонах начала ХХ века. Но лишь убедившись, что общественный прогресс привел к созданию концлагерей, небо завоевано для того, чтобы валить с него бомбы, а либерализм не спасает от биржи труда, ножа убийцы и шприца с наркотиком, — евро-американский мир широко открыл двери «таинственному Востоку».

Молодые все яростнее проклинали отцов, начавших позорную войну во Вьетнаме, когда случилось это. Со своим зонтиком и потрепанным чемоданом, забавный и решительный, ступил на набережную Нью-Йорка индийский брахман Шрила Прабхупада.
       
 
 ВнизВверх
Учение, способное завоевать мир…
   

   
     
   
     
Паломники на берегу Ганга. Город Ришикеш  
Паломники на берегу Ганга. Город Ришикеш  
Памятник царской любви — мавзолей царицы Мумтаз, Тадж-Махал  
Памятник царской любви — мавзолей царицы Мумтаз, Тадж-Махал  
У нас писали когда-то, что основатель Международного общества сознания Кришны работал на ЦРУ; во всяком случае, названная организация поддерживала его, чтобы он отвлекал молодежь от активного протеста. Не знаю, может быть…

Но Прабхупада сделал намного больше. Каким-то образом его проповедь вывела наружу нечто, затаенное даже в пересохших душах рационалистов, живых калькуляторов (а может быть, именно там и живущее подавленной тоской, смутной болью, как вечное сожаление об отнятых крыльях!..).

Во Вриндаване, провинциальном городе, где больше храмов, чем жилых домов, — во Вриндаване над рекой Ямуной, там, где, согласно мифу, пять тысяч лет тому назад родился в человеческом образе Господь Кришна, я видел их немало, сухопарых джентльменов из Америки и Канады, немцев и австралийцев, с обритой головой и косичкой-шикхой, в индийской мужской юбке дхоти и сандалиях-стуколках (ведь святилища на каждом шагу, и при входе в каждое надо разуваться!).

Видел, как самозабвенно они медитируют на какой-нибудь скамье в саду беломраморного, будто из сахара выточенного храма Кришна-Баларам; видел отмытых до бесцветности лучшими шампунями леди-путешественниц, мужественно носящих сари и перебирающих в мешочках четки, тысячи раз подряд повторяя маха-мантру «Харе Кришна»…

Вокруг Местные жители не смеются над ряжеными; наоборот, радостно принимают тот факт, что их язык и костюмы, утварь и жесты приветствия столь полно усвоены бывшими сахибами, деды которых считали индийцев «грязными цыганами, поклоняющимися корове».

Если бы наши соотечественники носили вышитые сорочки и шаровары не только на сцене или на съемочной площадке очередного убогого «казацкого» вестерна, — как бы они восприняли появление голландского клерка, австрийской студентки, чешского бизнесмена на нашей земле в украинских нарядах, с пением веснянок и щедривок?! Впрочем, сейчас трудно представить себе и «если бы», и «как бы». Мы пока не выработали даже намека на учение, способное завоевать мир…

Итак, чиновники, педагоги, экономисты с университетским образованием начинают верить, что странное дерево на окраине Вриндавана, у которого тесно сплетаются два ствола, темный и светлый, будто лишенный коры, действительно воплощает Кришну с его братом Баларамой и, более того, является тем самым «древом исполнения желаний».

Питомцы сугубо научного мировоззрения перестают сомневаться в том, что холм Говардхан, в мифах именуемый «горой», — скучный, покрытый серыми камнями и чахлою порослью, длинный плоский горб, — был некогда поднят Кришной в качестве зонтика, защитившего Вриндаван, его пастухов и коров от сокрушительного ливня, и что любимец пастушек семь дней продержал гору на мизинце левой руки.

Люди, доселе не признававшие никаких доказательств, кроме формально-логических, отстаивают правоту легенд о том, как на месте затейливых дворцов раджей и каменных парапетов, обрамляющих ныне прелестное озеро Кусума-Саровара (все заброшено и обжито лишь наглыми обезьянами), — как на этом самом месте принц-пастух гулял по цветущим лугам со своей горячо любимой супругой Радхой; восторженно рассказывают про ту же Радху и ее подруг, выкопавших своими браслетами озеро Радха-Кунда… Что это? Срочное возвращение в детство?

Паническое бегство от кошмарных «стрессов и страстей» рубежа тысячелетий — в ласковую, добрую, слащаво-яркую страну иллюзий? Не знаю. Но это ширится. То ли впрямь слаб человек, то ли очень уж ущербен путь «рыночной», жестоко-конкурентной цивилизации…
 ВнизВверх
Загадочно усмехается Шива...
   

Жарко... Керала — самый южный в Индии штат  
Храм Джагат Широмани. Джайпур  
Центр города Джайпура. Базарный день  
Центр города Джайпура. Базарный день  
В индийской столице есть уголки, в сравнении с которыми описанные мною выше торгово-ремесленные кварталы — верх комфорта и роскоши.

Для себя я назвал эти места «шанхаями», как именовались до революции поселки бездомных шахтеров. Там лепятся друг к другу шалаши, фанерно-тряпичные хибары, дикие нагромождения упаковочной тары, тонущие в коровьем и людском дерьме… Среди дымков нищенской стряпни возятся голые, не знающие водопроводного крана дети.

А напротив, на другой стороне улицы (говорю оператору А. Васяновичу: «Толя, стань на осевой и сделай панораму слева направо»), — двух-трехэтажные, изысканной архитектуры особняки, в пальмах и магнолиях, за оградами узорной ковки, с новенькими дорогими авто во дворах.

В Дели нет богатых кварталов, кроме официозного центра с небоскребами и тяжелыми, пышными, английской колониальной постройки дворцами президентской администрации и министерств. Все социальные контрасты резко, оголенно бьют по глазам. Трудно представить себе подобную ситуацию в большинстве стран: накопление тока на полюсах общества давно привело бы к серии мощных разрядов, способных либо все разрушить, либо снять или хотя бы смягчить противоречия.

В Индии не так, и всегда было не так: предельная нищета масс служила фоном для безумной роскоши раджей, владык местных или пришлых. Что же является «громоотводом»? Коротко говоря, все то же глубокое, растворенное в народе религиозное чувство.

Еще точнее — убежденность в наличии кармы, то есть программы будущих телесных воплощений, определяемой твоим поведением в данной жизни. (Так и хочется повторить вслед за Высоцким: «Хорошую религию придумали индусы»…) Карма сдерживает и попрошаек, и миллионеров. Если ты нищенствуешь, но ведешь себя праведно, молишься, не ешь запретной пищи, почитаешь брахманов и коров, — есть много шансов, что в новой инкарнации ты родишься богачом, владельцем особняка и «мерседеса» с вышколенным водителем.

В то же время домовладелец, живущий напротив хижины, уверен, что, нагрешив, обойдясь слишком грубо и надменно с бедняками, лишится всех своих благ и вновь явится на свет в поганейшем из «шанхаев», десятым ребенком прачки-поденщицы…

Гарантия вечного неравенства? Средство от революций и забастовок? Палочка-выручалочка в руках имущих?..
«Ох, если бы все было так просто!» — загадочно усмехается Шива в делийском аэропорту, провожая нас на заснеженную Родину. «Вспомни-ка отступление английских дивизий перед безоружными толпами, перед щуплым очкариком Ганди! Ты там вспоминал о вьетнамской войне, о молодежи, которая отказывалась воевать и шла за Прабхупадой?

О да, это не социальный протест в привычном для тебя смысле. Но, может быть, война окончилась раньше еще и поэтому? И кто-то остался жить, поскольку сидел на нью-йоркском газоне и распевал мантры, а не пробирался под огнем в джунглях за полпланеты от дома… А что, если тысячелетний индийский опыт мирного, эволюционного утверждения высших принципов окажется за порогом века не менее (или более) ценным, чем вся кровавая практика перестрелок и уличных баррикад?!

Ты же видишь — прогресс в Индии идет медленно, но необоримо; и в 1999-м на перекрестках значительно меньше нищих, чем их было в 1988-м, и понемногу отступает в стране безработица, и все реже случаи голодной смерти… Может быть, презрение истинно верующих, бхакт, к материальным ценностям, их умение находить счастье в отказе от плотских стремлений, — научат вас там, на Западе, несколько иначе понимать цели прогресса?!

Не для того же мы, боги, создавали вас, чтобы вы надрывали нервы и мышцы в погоне за каким-нибудь новейшим подогреваемым унитазом… Что, если однажды в роли париев окажутся не презираемые ныне «хлюпики», люди, занятые духовным самосовершенствованием, а эгоисты-накопители, обуреваемые жадностью, тщеславием, завистью? Думай об этом, думай, чужестранец…»
Вот, — думаю до сих пор.
* «Бхагавадгита» — «Песнь Господа» (санскр.), древнеиндийская религиозная поэма, в первоначальном варианте созданная, очевидно, около ІІІ века до н.э. Возникнув, как самостоятельное произведение, позднее была включена в эпос «Махабхарата».
** Маурьи, Гупты — династии правителей государств в древней Индии. Первая правила в Магадхе в IV — II вв. до н .э., вторая — в Северной Индии, в IV - VI вв. н. э.
*** Сикхизм — религия, возникшая в Пенджабе в начале XVI века; учение, реформистское по отношению к индуизму, отрицающее деление на касты, проповедующее единобожие.
**** Тиртханкара — «создатель переправы, пути», наименование вероучителей джинизма (джайнизма), учения, возникшего в VI - V вв. до н. э., как модернизированная форма брахманизма.
***** Варна — одно из четырех главных подразделений индийского традиционного общества (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры); джати — более мелкое профессиональное подразделение, то, что обычно называют португальским словом «каста».
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам