На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Земля людей
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Три фиесты
   

   
     
   
     
 

 

 
Говорят, Фернандо Магеллан, открывший для Европы в XVI в. Филиппинские острова, воскликнул: «Если есть рай на земле, то он здесь!»

Обратив большинство филиппинцев в католичество (Филиппины – единственная католическая страна в Азии) и распространив легенду об их неистребимой праздности, испанцы сами ввели здесь многочисленные фиесты (букв. «праздники, часы веселья») во славу многочисленных христианских святых.

Праздников на Филиппинах огромное количество – около 20 только официальных, государственных, а помимо этого – общенациональные, локальные или провинциальные, городские, деревенские и т.д.

Праздники риса, цветов, плодов, водяных буйволов, воздушных змеев, национального блюда лечона – жареного поросенка, утиных яиц, фонарей, свечей, танцев, народных песен, – все не перечесть. Некоторые из праздников длятся по нескольку дней, а общее их число столь велико, что манильские школяры и студиозусы еще в XIX столетии называли день между двумя праздниками «мостиком»...

Тем не менее, миф о праздности филиппинцев несколько раздут: на деле, по-настоящему всеобщими являются лишь Рождество, Новый год, Страстная неделя перед Пасхой, Майские праздники и День всех святых. Остальные же приходятся на разные группы населения и различные регионы.

Местные фиесты — единственная отдушина в унылой и однообразной жизни филиппинской провинции. Они длятся, как правило, от трех до десяти дней. Все население города или деревни готовится к ним заранее, часто спуская затем за несколько дней все свои накопления. При этом расходы на общественные мероприятия несут как местные власти, так и, в особенности, состоятельные и влиятельные люди, щеголяющие друг перед другом своей щедростью.

Жилища, улицы и площади украшают цветами, гирляндами и звездами, затейливыми деревянными или бамбуковыми арками. Шьют новую одежду, покупают украшения. Крестьяне достают не надевавшиеся с Рождества белые рубахи и башмаки, купленные для торжественного случая, — в остальное время они ходят босиком или во «вьетнамках». В родные места стекаются многочисленные родственники, наезжает множество гостей.

В дни фиесты спозаранку, часов с пяти утра, начинают играть многочисленные оркестры, чтобы разбудить всех к ранней мессе. Музыка не стихает во все дни праздника. Даже сильнейшие тропические ливни и знаменитые филиппинские тайфуны багьо не в состоянии остановить буйное веселье, танцы, музыкальные концерты, костюмированные парады, религиозные шествия, театрализованные представления по мотивам библейской истории, обильные угощения и возлияния.

Молодые люди распевают под гитару филиппинские и испанские серенады у домов и под балконами местных красавиц, за что их могут отнюдь не поблагодарить, а даже облить водой, если исполнение пришлось не по вкусу. Особенно настырных певцов родители девиц подчас охаживают палками. Тем не менее, именно во время фиест завязываются знакомства, нередко заканчивающиеся свадьбами.

В праздничные дни проводятся местные и провинциальные конкурсы красоты, выборы «королев» и «королей» фиесты, «королей» школ, колледжей, университетов, городов и деревень, а также рекламных «мисс Мыло», «мисс Кофе» и т.п.

Устраиваются гонки карабао, состязания воздушных змеев, петушиные бои и бои быков, спортивные соревнования, конкурсы певцов и танцоров. Как только стемнеет – а темнеет тут рано и быстро, – небо озаряют разноцветные огни фейерверков, искусных и затейливых, до которых филиппинцы большие охотники. Праздничный шум не стихает до поздней ночи.
       
 
 ВнизВверх
Национальная вера филиппинцев
   

   
     
   
     
 
   
Национальная вера филиппинцев — удивительное смешение местного дохристианского язычества, испанского католицизма и американского протестантизма. Все это отразилось, в том числе, и на организации празднеств.

И хотя есть такие, кто считает фиесты стихийным или национальным бедствием, все же большинство людей с воодушевлением участвует в религиозных мистериях на темы соблазнения Евы, предательства Иудой Христа, изгнания Адама и Евы из рая и других, в религиозных процессиях в честь святых покровителей городов и деревень, где право нести их изображения надо еще завоевать.

Обычно находится довольно много желающих принять участие в средневековом шествии самобичевателей — кающихся грешников, флагеллянтов (в Европе они исчезли, кажется, в XV–XVI вв.!). Бредя друг за другом, они как бы повторяют путь Христа на Голгофу, влача тяжелый крест.

На их головах надеты настоящие терновые венцы, а специально нанятые люди (грешники им за это еще и платят!) стегают их по оголенным спинам длинными бичами, в которые часто вплетены осколки стекла. Все это происходит в наши дни вполне добровольно во время Страстной недели. На острове Мариндук и в некоторых местах на Лусоне в это же время представляют распятие Христа на огромном кресте.

И тут — нет отбоя от добровольцев! Раны на руках и ногах истязуемых зарастают в течение месяца. Впрочем, мне довелось беседовать с одним человеком, который подвергался распятию восемь раз, и отверстия на ладонях у него уже не зарастают. На Мариндуке есть большие специалисты, умеющие изящно вгонять огромные гвозди в руки и ноги жертв ровно в полдень, под звуки псалмов церковного хора.

Не только иностранцам, но и самим филиппинцам не дано познакомиться со всеми фиестами. Расскажем о трех из них, наиболее типичных и интересных, которые нам довелось наблюдать в Большой Маниле.

Ежегодно 9 января в Кьяпо, одном из центральных районов филиппинской столицы, на одноименной площади начинается, пожалуй, самое известное в стране религиозное шествие – процессия в честь Черного Назарянина или Отца Нашего Иисуса из Назарета. Крепкие мужчины в красных рубахах выносят из местной церкви старинную статую Иисуса Христа в полный человеческий рост, изготовленную из крепчайшего темно-красного дерева – камагонга, с огромным крестом на плече, и водружают ее на разукрашенную карнавальную повозку – карросу.

Десятки верующих медленно влекут ее по главным улицам Кьяпо почти до самого президентского дворца, по мосту Кэсона перетягивают на противоположный левый берег реки Пасиг, рассекающей Манилу на две части...

Считается, что этот церемониал воссоздает историческую сцену следования «Падшего Назарянина» на Голгофу. В эти часы в центре города ни пройти, ни проехать, – такое впечатление, что сюда собралась «вся Манила» (по оценкам полицейских властей – до полутора миллионов человек!). Распорядка особого нет, приходится протискиваться сквозь источающую пот людскую массу на свой страх и риск: иностранцы во время религиозных празднеств не пользуются здесь какими-либо преимуществами. Давка жуткая, и чем ближе к повозке, тем больше. Наэлектризованная толпа волнуется, как море, колышется из стороны в сторону. Иногда возникают потасовки и даже крупные драки, нередки несчастные случаи, могут и задавить насмерть.

В разных точках маршрута с помощью знакомых мне удалось подобраться к карросе, но, честно говоря, не слишком близко: провожатые не захотели рисковать. По существующему поверью, тому, кто помогает везти выкрашенную золотой краской повозку, прикасается к ней или даже к опутывающим ее канатам, на весь предстоящий год обеспечивается удача, ему не грозит несчастье.* При этом лучше дотрагиваться платком или полотенцем, которыми затем следует обтереть тело.

Бывает, говорят, что статуя Иисуса из Назарета падает. И в этом, как и в степени экзальтированности следующей за ним многотысячной толпы, в состоянии погоды или в настрое сопровождающей процессию музыки многочисленных оркестров, многие видят определенные предзнаменования, толкуемые весьма произвольно каждым из участников и зрителей.

Истинно верующие стремятся если уж не дотронуться до священного деревянного изваяния неизвестного скульптора, то хотя бы рассмотреть получше его лик: если он светлее обычного, то год ожидается благополучным и удачным для всех и каждого, если же темнее, то жди беды. Определяет это тоже каждый сам для себя... Кстати, ни у карросы, ни поблизости нам не удалось разглядеть ни одного священника.
 ВнизВверх
Черный Назарянин
 

 
   
Как целый ряд других католических святынь филиппинцев, статуя Иисуса Христа была привезена на одном из испанских галеонов. Вера в ее могущество, вероятно, хранила в опасных рейсах команду корабля, плававшего раз в году из Акапулько в Манилу и обратно в 1593–1815 гг.

Моряки, возможно, и распространили легенду о силе и всемогуществе этой статуи, изготовленной лет 250 тому назад, скорее всего, в Мексике, через которую тогда Филиппины поддерживали связь с испанской метрополией.

Очевидно, поэтому лик Спасителя обладает явно латиноамериканскими чертами. Долгие годы это была, так сказать, рядовая святыня местной церкви, но, по мере того, как с 20-х гг. ХХ в. Кьяпо превращался в один из главных торговых центров столицы, возрастала и религиозная значимость Черного Назарянина в жизни всего народа.

Менее чем за сто лет развился новый христианский культ, пусть региональный, филиппинский, но со своим строгим ритуалом, преданными почитателями, искренними приверженцами.

Точное происхождение и значение этого культа не очень известно. Наиболее распространена следующая версия. Во времена одной из фиест приходской священник знаменитой ныне церкви в Кьяпо куда-то очень спешил и потому распорядился сократить обычную январскую процессию и побыстрее возвратить статую на место. Но тут разразилась сильнейшая гроза с ливнем, громом и молнией. Участвовавшие в празднестве прихожане, ясное дело, усмотрели в этом гнев Всевышнего и, ослушавшись земного исполнителя его воли, покатили статую, как делали это каждый год, только им пришлось снять обувь (конечно, у кого таковая имелась)...

С тех пор каждый год 9 января филиппинцы, которые переносят Черного Назарянина на карросу и тащат ее на веревках по традиционному маршруту к часовне в Пако, в Эрмите, должны идти босиком, с закатанными до колен штанами и с полотенцами на шее. Этому обычаю следуют и многие другие участники процессии. А самые набожные почитатели обзаводятся свободными длиннополыми одеяниями алого цвета – у женщин с белой оторочкой или кружевами вокруг шеи, нередко сочетающимися с «терновым венцом» из местных колючек или букетиком белого филиппинского жасмина – сампагиты.

В январе тьма накрывает Манилу быстро, часу в шестом, и над процессией вспыхивают мириады огоньков. Это длинные свечки с круглыми или квадратными подставками для сбора стекающего воска. К полуночи Иисус возвращается в свое постоянное жилище на углу бульвара Кэсона и Пласа Миранда.

С некоторых пор День Черного Назарянина стал повторяться и в пасхальный понедельник, а 11–12 мая этот праздник отмечает манильско-китайское католическое сообщество, благо Чайна-таун в Бинондо соседствует с Кьяпо. К китайцам часто присоединяются их собратья в Южном Лусоне. Они уповают в основном на чудесные способности старой статуи дарить процветание и деловой, коммерческий успех... читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам