На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Земля людей
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Большой арабский базар
   

   
     
   
     
 
   
Арабский базар просыпается рано. При первых лучах солнца в его сторону уже тянутся люди. Это торговцы, ремесленники, уборщики, разносчики и грузчики, — словом, все те, кому рынок дает работу.

Голос утреннего базара — это грохот поднимаемых жалюзи, стук колес тележек, на которых везут газовые баллоны, шелест метущих веников, перемежаемый звуком выплескиваемой наземь воды. Позднее возникают запахи свежего кофе, молотого имбиря, горячего хлеба.

Часов в пять утра все мечети, расположенные как на базаре, так и вокруг него, начинают перекликаться голосами муэдзинов, призывающих правоверных на молитву. Завершив положенные омовения, мусульмане направляются в мечеть, чтобы совершить первый утренний намаз.

Вскоре открываются лавки. Пока нет покупателей, надо все привести в порядок: стереть пыль и разложить товар, вывесить вороха цветастых платков, расшитых разноцветными нитками и золотым сутажом платьев, связки рыжих кожаных сумок и поясов; расставить узкогорлые медные кувшины.

В соседнем ряду жалюзи еще не поднимали, но и там уже идет работа: ювелиры достают из сейфов подносы с кольцами и замысловатыми сережками в виде люстр, нанизывают на горизонтальные стержни пузатые золотые браслеты. Настоящий покупатель придет позже, но надо подготовить витрины.

Уличные торговцы на двухколесных тележках развозят плоские бублики с тимьяном и зернышками кунжута на румяной поверхности. Те из продавцов, кто не позавтракал дома, уже пьют кофе, посылают рассыльного в ближайшее кафе за вареной фасолью.

Около полудня снова слышится голос муэдзина. Пора вновь обратить свои взоры в сторону Мекки. Заторопились собеседники из ближайшей кофейни. Но, несмотря на время намаза, толпа на рынке не убывает, — поэтому на моление из лавок отлучаются, как правило, только пожилые люди. Базар работает даже во время рамадана. Войдя в лавку, можно обнаружить ее владельца, совершающего намаз рядом с прилавком, ибо в период поста правоверным особенно не рекомендуется пропускать время молитв.

В таком случае не стоит беспокоить торговца. Вообще, рамадан — не лучшее время для общения с мусульманами, которые постятся от рассвета до заката.
 ВнизВверх
«Рот и уши»
   

   
     
   
     
 
   
 
   
Торговля занимает в мусульманской цивилизации исключительно важное место, и ее роль в жизни общества не исчерпывается экономической функцией. Торговля всегда была почетным делом, ведь ею занимался сам пророк Мухаммед, водивший караваны с товарами из Мекки в Южную Сирию.

Его жена, богатая купчиха Хадиджа, была экономически самостоятельна и пользовалась уважением среди сограждан. Ее положение в мекканском обществе было настолько прочным, что она сама предложила Мухаммеду, который был моложе Хадиджи почти на 16 лет, стать ее супругом.

Абу Бакр, первый из плеяды праведных халифов, выбранный преемником Мухаммеда после смерти пророка, имел свою лавку на базаре в Медине. Когда он был вынужден расстаться с лавкой, мусульмане решили выплачивать ему пенсион, чтобы возместить потери от ликвидации дела.

Более того, Мухаммед в своих проповедях отводил важное место торговле, считая ее достойным занятием для мусульман. Халиф Умар ибн аль-Хаттаб, чья деятельность на посту главы мусульманской общины охватывала различные сферы жизни, призывал арабских воинов, которые селились в завоеванных городах, заниматься ремеслом и торговлей.

«И пусть никто из вас не отказывается от добывания хлеба насущного и не просит: «Господи, подай мне!» — знайте, что небо не прольет на вас дождь золота и серебра!..»

Швейцарский востоковед Адам Мец писал, что уже с Х в. «богатый купец превращается в носителя мусульманской культуры», что «значительная часть отваги и энергии той эпохи удалилась на базары и в конторы, там же жила и добрая порция поэзии с ее романтическими возможностями и побуждениями».

Постепенно возникли правила торговли и своеобразная этика, регулировавшая отношения между купцами. Базар стал феноменом общественной жизни средневековья. Он имел и социальный, и профессиональный облик, здесь формировалось общественное мнение. Образно говоря, базар — «рот и уши» мусульманского общества, ибо это не только место торговли и ремесленного производства, но и центр духовного и культурного обмена, притягивающий людей, подобно магниту.

Формирование архитектурного облика большинства арабских городов начиналось с организации торгового пространства, то есть строительства торговых рядов, складов, мастерских, караван-сараев, а также с возведения культовых зданий — мечетей, медресе и т. д. Еще в античные времена интересы базара учитывали при планировке новых городов и прокладке магистралей. Как правило, дороги к воротам в крепостных стенах шли от базара.

К большим ярмаркам готовились заранее, ведь они должны были принять огромные караваны, обеспечить людей ночлегом, а животных — свежим кормом. Следовало очистить караван-сараи, подготовить их к приему товаров; затем, выгрузив, оценить товары и взять за них пошлину, прежде чем выставлять на продажу. Вот как описывает вечер накануне большого базара Леонид Соловьев, автор знаменитой повести о Ходже Насреддине.

В детстве он прожил несколько лет в ливанском городе Триполи, где его родители работали в школе Российского Православного Палестинского общества. «Завтра предстоял большой базар — и один за другим шли мягкой поступью верблюжьи караваны, исчезали в темноте, а воздух был все еще полон мерным медным и печальным звоном бубенцов, и когда затихали в отдалении бубенцы одного каравана, им на смену начинали стонать бубенцы другого, вступающего на площадь, и это было нескончаемо, словно сама темнота над площадью тихо звенела, дрожала, переполнившись звуками, перенесенными сюда со всех концов мира. Здесь — невидимые — стонали бубенцы индийские и афганские, аравийские, иранские и египетские…».

Практически все халифы заботились о торговле. Известно, например, что в Каире арабские поселенцы построили дом для халифа Умара. Но правитель, прославившийся своим аскетизмом, не собирался жить в городе, поэтому передал жилье в распоряжение базара. Любопытно, что перестройка старых исторических центров, таких, как Дамаск, Каир, Халеб, в связи с потребностями развивающихся ремесел и торговли, привела к появлению мечетей нового архитектурного типа, которые как бы «встраивались» в существующий ансамбль вместо ветхих или обрушившихся зданий.

Несведущий европеец обычно не замечает небольшого портала, зажатого между лавками, — а между тем, за ним находится дворик с непременным бассейном для омовений, с местом для обуви, которую оставляют перед входом в мечеть. И хотя эти маленькие мечети построены на деньги ремесленного цеха, совершить в них намаз может любой мусульманин.
       
 
 ВнизВверх
Батист — это престижно
   

 
   
 
   
При кажущейся хаотичности застройки базаров Дамаска искушенный покупатель легко найдет нужный ему торговый ряд. Центральная торговая артерия города — Сук аль-Хамедийе.

Ее название, включающее имя «Хамид», восходит к временам Османской империи, когда большинство арабских стран находилось под властью османов. В 1876-1909 гг. во главе халифата стоял турецкий султан Абдул Хамид II, при котором рынки города были реконструированы и почти до 80-х г. ХХ в. сохраняли свой облик.

Район Сук аль-Хамедийе — один из самых старых районов города. Наверное, археологи могли бы найти здесь много интересного. Фрагменты построек греко-римского периода сохранились на задворках Большой мечети, а знаменитая колоннада предваряет главный вход в храм.

На туристической карте можно увидеть удивительно ровный контур, — как будто кто-то циркулем вычертил полуокружность. На самом деле, это улица, которая некогда шла вдоль стены римского амфитеатра (он не сохранился), повторяя его очертания.

Большинство торговых рядов имеет четкую специализацию. Слева от главного входа на Сук аль-Хамедийе находится, к примеру, кожевенный рынок, где, как правило, представлены товары, пользующиеся спросом у туристов, — сумки, разноцветные пуфы, стульчики, стилизованные под верблюжьи седла, сувенирные хурджуны (переметные сумки), замысловатые кошельки, портмоне, кожаные подушки, тапочки с загнутыми носками, шкатулки разной формы и т. д. Все товары ручной работы, сделаны в традициях той или иной местности.

Торговля тканями всегда считалась почетным ремеслом, и многие арабские философы средневековья не гнушались этого спокойного и чистого промысла, который не отвлекал их от размышлений о проблемах мироздания. До сих пор в базарной иерархии торговля материей остается наиболее престижным занятием.

Недаром арабская пословица гласит: «Самая лучшая торговля — это торговля батистом, а самое лучшее ремесло — обработка кораллов». Статистика прошлого свидетельствует, что более 60 процентов мусульманских богословов и правоведов кормилось торговлей тканями.

Внутри сообщества торговцев тканями есть своя градация. На низших ступенях находятся те, кто продает залежавшийся товар, лоскутья, — все это можно купить на вес. На высшей ступени — торговцы европейским товаром, материей для мужских костюмов, имеющие свою собственную клиентуру, а также те, кто продают импортные постельные принадлежности. Между верхом и низом — продавцы китайских хлопковых тканей, индийской парчи, материи, которая обычно идет на шитье галабей, куфий и других головных платков, тканей для чалмы.

Справа от главной артерии Сук аль-Хамедийе находится улица Мидхат-паши, названная в честь великого визиря Османской империи кануна ХХ в. Это одна из старейших улиц мира, упомянутая в Библии как Via Recta; по ней некогда прошел Савл, будущий апостол Павел. На этой улице, из-за своей сплошной дырчатой кровли как бы постоянно пребывающей в сумерках, торгуют тканями оптом, но в некоторых лавках привечают и простых покупателей.

Подходя к Каср аль-Азем — некогда дворцу губернатора Дамаска, а ныне городскому музею, вы попадаете на Сук аль-Аттарин — рынок благовоний. Сначала он оповещает о себе резким запахом специй и пахучих трав, а затем ароматом жасмина, ладана, мирры и пр. Чтобы найти этот рынок, не надо заглядывать в путеводитель, просто доверьтесь вашему носу.

Здесь же продаются самые замысловатые предметы: кроличьи лапки, перья петуха (если перо сжечь, а пепел смешать с водой для умывания, то можно похорошеть), амулеты от бесплодия и даже хитаны, кусочки кожи с пениса мальчика, прошедшего обрезание (такой товар ценится женщинами, жаждущими родить наследника). Раскрытые и благоухающие мешки с разноцветными, смолотыми в порошок травами, с рассыпчатыми зернами, засушенными соцветиями, яркой хной создают неповторимую картину...

На базаре предлагают самое различное мыло, в том числе деревенское, которое варят из жмыха, получаемого при изготовлении оливкового масла. Темно-зеленые кубики такого мыла, как я убедилась, весьма приличного качества. В больших стеклянных емкостях торговцы благовониями держат пахучие жидкости. Продавец наберет шприцем понравившиеся вам духи или эссенции и наполнит ими маленькие бутылочки.

Неподалеку от Каср аль-Азем находится Сук аль-Фида — серебряный рынок, где торгуют украшениями из серебра и других металлов. При династии Омейядов здесь стоял дворец халифа. А в Большой мечети была прорублена специальная дверь, которая сокращала путь халифа из его покоев на молитву. Впоследствии дворец пришел в запустение, ибо владыки опасались соседства с базаром. Дамасские правители предпочитали проводить большую часть времени в резиденциях вне города.

Многие строили их вблизи стоянок своего племени, а детей буквально с младенчества отправляли к бедуинам. Там они обучались началам джигитовки, владению оружием. Это было разумно, прежде всего потому, что именно с больших базаров начинались эпидемии чумы или холеры, уносившие тысячи жизней не хуже войны. А если возникала смута, то практически всегда ее центром становился базар... читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам