На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Земля людей
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Угалем привязывали верблюда
   

  Традиционный костюм молодой ливанской крестьянки XIX в.
  Традиционный костюм молодой ливанской крестьянки XIX в.
  Тантур – отличительный признак ливанской аристократки. XIX в.
  Тантур – отличительный признак ливанской аристократки. XIX в.
Жителей алжирской области Риф всегда можно узнать по соломенным шляпам с шерстяными помпонами  
Жителей алжирской области Риф всегда можно узнать по соломенным шляпам с шерстяными помпонами  
Аравитяне предпочитают длинную белую рубаху — дишдашу — с манжетами, нагрудным кармашком и воротником стойкой.

Последние элементы — результат влияния европейской моды. Такую же рубаху, но из более тонкой ткани и с широкими рукавами саудовцы называют сауб шилаха.

А жители Омана остаются приверженцами традиционного покроя галабеи: без манжет, кармашка и воротничка.

Ворот рубашки, украшенный незамысловатой машинной вышивкой, представляет собой просто отверстие для головы, с разрезом до середины груди.

В Эмиратах большинство мужчин носит дишдашу. У неё практически прямой покрой, для свободного шага боковые швы не застрачивают до конца, оставляя, таким образом, разрез, — в то время как египетская галабея, рассчитанная на более крупных по телосложению мужчин, расширяется уже от подмышек.

Дишдашу шьют чаще всего из ткани белого цвета, но бывают и голубые, чёрные, коричневые и даже полосатые.

Английский путешественник XIX в. Джиффорд Палгреф отмечал, что на восточно-аравийском берегу люди одеваются в более красочные одежды, чем жители пустыни.

«Между обыкновенными чёрными арабскими бурнусами попадаются плащи светло-красные, составляющие, кажется, особенность восточного берега, и башмаки изящного бахрейнского или оманского фасона из ярко-красной кожи имеют более грациозный вид и лучше защищают ногу, чем грубые коричнево-жёлтые произведения недждских башмачников».

Под головным платком — гутрой, который в других арабских странах называется куфией, в Аравии обычно носят маленькую шапочку белого цвета, связанную крючком. Щёголи выставляют её край на всеобщее обозрение. Летнюю гутру, иногда почти прозрачную, делают из хлопка хорошего качества. Сложенная вдвое по диагонали, она хорошо защищает от палящего солнца.

Чаще всего платок носят таким образом, чтобы его крылья свободно накрывали плечи. Зимой носят платок из более плотной ткани, с добавлением шерсти и красным орнаментом, закрепленную на голове угалем (считается, что этот обруч происходит от верёвки, которой бедуин привязывал на ночь верблюда, а днём, свернув, хранил на голове).

Угаль саудовской аристократии представляет собой не обычный двойной жгут, а четыре шнура, перехваченных в нескольких местах золотым позументом. В последние годы можно встретить гутры разных цветов: чёрно-белую, зелёно-белую и т. д.

Интересно, что их производство налажено в Китае, и теперь Поднебесная экспортирует предмет традиционного арабского костюма в страны мусульманского ареала и даже в Европу.

Тюрбаны и чалмы, всё еще достаточно популярные, особенно среди пожилых людей, практически везде имеют местные названия. Но всегда и везде мусульманин будет обёртывать свою голову правой («чистой») рукой, и делает он это всегда справа налево. Мужчина, совершивший хадж, может позволить себе чалму зеленого цвета.

В холодное время, а также по особым случаям аравийские мужчины надевают скроенный из двух полотнищ ткани плащ бишт, напоминающий бурку. Его швы и края отделываются декоративной тесьмой или позументом.

Жительницы Эмиратов появляются на людях в абайе — длинном платье, чаще всего из чёрной или иной тёмной ткани. На побережье в ходу более лёгкие ткани японского или китайского производства, во внутренних районах по-прежнему носят платья из домотканого полотна.

Под абайей может быть надето более лёгкое традиционное платье гандура, украшенное вышивкой из золотых и серебряных или из цветных и серебряных нитей. Попав на женскую половину богатого дома, можно с удивлением обнаружить, что состоятельные арабские женщины заказывают наряды в парижских домах моды. Но ношение моделей haut coutur не выходит за пределы частных домов или даже личных покоев.

Обычно под гандурой женщина носит ширваль. Вне дома на голову повязывают большой чёрный платок или шаль — шела, а лицо дополнительно закрывают плотным чёрным газом — гишуа, который, однако, не мешает женщине видеть всё вокруг.

В сельской местности, а также в городских семьях строгих правил женщина носит полумаску — быргу (любопытно, что точно так же называется кожаный колпачок, надеваемый охотниками на голову прирученного сокола) с закреплённой на ней тканью, закрывающей нижнюю часть лица.

В северных районах Саудовской Аравии бедуинки используют узкую полоску чёрного материала, закрывающую рот и подбородок, — мильфу.
 
   
 
 ВнизВверх
Мужчины, закрывающие лицо
   

   
     
   
     
Туарег не снимает своё покрывало хаик даже во время отдыха  
Туарег не снимает своё покрывало хаик даже во время отдыха  
Феска всегда была атрибутом мужчин, причем из правящих классов, поэтому тунисская народная пословица гласит: «Когда женщина наденет феску, наступит конец света».

Уже сто лет известное семейство Бен Эзетдина Хатема изготовляет фески. Когда они временно были запрещены, мастера переориентировались на производство фетровых шляп для французских домов моделей.

Сегодня в Тунисе феску предпочитают пожилые люди, склонные к соблюдению традиций старины. Но чаще всего на голове тунисца — шиша, небольшая фетровая шапочка, пришедшая на смену феске.

В Тунисе принято носить штаны, заканчивающиеся выше щиколоток. На ногах у мужчин шлёпанцы вроде сабо из желтой кожи, называемые бабуши.

Картину дополняет красная шиша на голове, которая делает обладателя этого экстравагантного наряда похожим на дятла.

Традиционная одежда магрибских кочевников не так разнообразна. Туареги, например, носят тонкое шерстяное покрывало хаик, которым плотно закрывают лицо.

Они никогда его не показывают, вопреки известной телевизионной рекламе, где бедуин на верблюде, прежде чем выпить чашку кофе, открывает лицо. Лица открывают лишь... женщины туарегов!

Хаик не снимается практически никогда, только на время мытья. Его длина составляет полтора метра; при еде туарег оттягивает край хаика или кладёт пищу в рот рукой снизу.

Магрибинцы обожают украшения, особенно из серебра. Мужчины оставляют на голове прядь волос, к которой прикрепляют украшение, которого, правда, не видно под хаиком.

У кабилов Алжира мужчины обычно одеты ярче женщин, ибо они бывают в городе и покупают одежду там. Кабилы носят мешковатые брюки из хлопка, рубахи свободного покроя, также хлопчатобумажные, очень длинные — ниже колен. Каждый имеет бурнус — огромную, ручной вязки шерстяную накидку с капюшоном. Женщины часто надевают несколько платьев, одно на другое, но при этом ходят босиком.

Жители области Риф выделяются своими соломенными шляпами, тульи которых, как правило, украшены четырьмя разноцветными шерстяными помпонами — завершениями вязаных ремешков, продёрнутых в поля шляпы. На плечи они накидывают полосатые пончо, пришедшие, вероятно, из Испании.
 ВнизВверх
Куфия — символ свободы
   

   
     
   
     
Свадьба в арабской деревне. XIX в.  
Свадьба в арабской деревне. XIX в.  
Национальная одежда арабов хорошо приспособлена к жаркому климату. Фото В. Кетковича  
Национальная одежда арабов хорошо приспособлена к жаркому климату.
Фото В. Кетковича
 
Сирийские танцоры, одетые в старинные костюмы арабских воинов, исполняют танец с мечами. Современная открытка  
Сирийские танцоры, одетые в старинные костюмы арабских воинов, исполняют танец с мечами. Современная открытка  
Согласно Современный арабский костюм сохранил свой традиционный покрой, что объясняется его приспособленностью к климату.

У мужчин это обычно белая или иного цвета длинная рубаха; на голове чаще всего куфия, которая в начале ХХ в. стала символом арабского единства. Участники массовых демонстраций против колониального присутствия европейцев обычно надевали куфии.

Ещё раньше её противопоставляли красным фескам османских чиновников. Но у большинства европейцев этот головной платок ассоциируется с Ясиром Арафатом, который обычно появляется перед телекамерами в куфии, надетой таким образом, что она напоминает средневековый шлем.

Естественно, одежда горожан в большей степени отражает европейское влияние. Так, когда в Египте президент Насер запретил ношение галабеи в государственных учреждениях и университетах, консервативно настроенные горожане сумели обойти запрет, соединив галабею и пиджак. Подобная «двойка» шьётся из тонкой шерстяной костюмной ткани. Зимой это удобно.

Коран рекомендует мусульманке закрывать лицо. Однако исторические материалы свидетельствуют, что закрывать лицо было принято ещё среди знатных дам в древней Персии и Греции. Это касалось прежде всего замужних женщин. Само покрывало было знаком принадлежности к определённому классу.

Женское покрывало в разных странах имеет различные названия. В странах Среднего Востока оно называлось паранджа (в южно-персидском диалекте ферендже — «отверстие», «форточка»). Покрывало было примитивным: в ткани, которая использовалась для него, вырезалось окошко необходимого размера.

В арабских странах покрывало обычно называют хиджаб. Однако тотального его ношения никогда не было. Дома хиджаб использовали не всегда, его надевали, выходя на улицу.

Крестьянки и горянки натягивали край покрывала на лицо в присутствии чужаков — представителей других конфессий и иностранцев; но, работая в поле, предпочитали закрывать шею и плечи. По смыслу, хиджаб для знатных дам можно сравнить с занавесом, который в древности разделял пространство жилища на запретные (личные) и гостевые покои.

Этот принцип сохранялся и в тех редких случаях, когда во главе государства оказывалась женщина. Султанша Шаджарат ад-Дурр принимала своих подданных, находясь за тонкой занавеской.

Естественно, все женщины, приходящие в мечеть, закрывают лицо, иногда придерживая край покрывала зубами.
В декабре 1998 г. египетская газета «Аль-Ахрам» опубликовала подборку материалов, посвящённых хиджабу.

Генеральный секретарь Высшего исламского совета Абдель-Сабур Марзук сказал в своем интервью, что сегодня хиджаб — это не какая-то конкретная одежда, а принцип, благодаря которому соблюдаются рекомендации ислама относительно одежды мусульманки.

Можно носить химар, большой платок с округлыми краями, под подбородком закалываемый булавкой; можно — шадор, то есть чадру, закрывающую и нижнюю часть лица. Ислам также не запрещает носить брюки, если они не слишком узкие. Рекомендуемая модель — пакистанские сирваль (ширваль): мы знаем эти штаны под слегка искаженным названием шальвары, или шаровары.

Были опубликованы и высказывания жительниц Каира, которые рассказывали, каким образом они соблюдают принцип хиджаба. Одни предпочитают использовать классический химар, другие же просто носят одежду, благодаря которой они могут закрыть руки, включая запястья; носят головные уборы типа чалмы (но не шляпу!), которые позволяют закрыть волосы, а также длинные широкие юбки до щиколоток или просторные панталоны, поверх которых надевают длинную рубашку.

Многие даже считают, что ношение солнцезащитных очков вполне соответствует принципам хиджаба. Цвет покрывала сегодня практически не регламентируется, хотя белые покрывала полагается носить девушкам, а тёмные — женщинам. На деле же летом отдается предпочтение более светлым тонам, а зимой — более тёмным.

Следует, кстати, отметить, что в большинстве арабских стран доминируют женские одеяния чёрного цвета, а вдовы вообще не признают иного цвета. Даже в Ливане, стране с большим процентом христианского населения, можно встретить очень много женщин в чёрном. Впрочем, это неудивительно для страны, где почти двадцать лет шла война.

Моя ливанская подруга Азза уже давно не снимает чёрного платья: сначала умер её отец, потом был злодейски убит её свёкор, выдающийся ливанский историк и философ Хусейн Мруэ, затем погибли брат мужа и племянник.

Однако в любом арабском городе можно увидеть в витринах магазинов европейскую, порой даже очень смелую, не соответствующую исламским традициям одежду. Образованные женщины носят в присутственных местах костюмы, а на отдыхе позволяют себе надевать модные платья, подчёркивающие фигуру.

На помощь мусульманским модницам пришли европейские дома мод, которые продают им одежду по каталогу или по специальным заказам. В конце 80-х гг. в Турции была основана компания «Текбир», специализирующаяся на пошиве одежды для мусульманок, которые хотят выглядеть модно при условии соблюдения требований ислама.

У компании много магазинов в Европе, где главными её клиентами являются жёны эмигрантов, живущих в странах Старого Света.
Национальная «мода» отражает и попытки всего арабского мира сохранить свои традиции, и пути формирования отдельных национальных общностей — сирийской, египетской, аравийской, ливийской и т. д. — в лоне общеарабской культуры.

С другой стороны, приверженность традиционным костюмам представляет собой яркий пример противодействия космополитическому обезличиванию, которое несёт глобализация.
* Друзы — приверженцы одной из мусульманских шиитских сект, созданной в начале ХІ века. Живут преимущественно в Ливане и в Сирии. (Прим. ред.)
Материал подготовлен при информационной поддержке Российской государственной библиотеки. http://www.rsl.ru
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам