На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Назад в прошлое
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Шлиманн: «ЗА» и «ПРОТИВ»
 

   
     
   
     
Генрих Шлиманн   Софья Шлиманн в «уборе Елены»  
Генрих Шлиманн 1874 г.   Софья Шлиманн в «уборе Елены»  
Личность Генриха Шлиманна у людей науки вызывает резкую антипатию. При одном упоминании этого археолога-бизнесмена кабинетный ученый содрогнется так же, как его коллега 150 лет тому назад, и приведет вам массу фактов неграмотности, а подчас и беспринципности исследователя.

Не столь близкие к науке люди видят в Шлиманне скорее баловня судьбы. Сын бедного пастора, он стал купцом и сказочно обогатился на торговых сделках в Петербурге.

Да, именно Россия позволила будущему открывателю легендарных городов стать богатым и знатным. Нужно отдать должное фанатическому упорству, с каким Шлиманн достигал поставленных целей.

Судите сами: английский язык он изучает за год, французский — за полгода, голландский — за два месяца; на испанский и португальский ему потребовалось всего по шесть недель.

Упорство принесло Генриху успех в Калифорнии, где компания, основанная им, скупала золотой песок. Везение и тонкое коммерческое чутье приумножило его состояние за годы Крымской войны. Чем только не торговали фирмы, основанные им...

Но в 1866 году, оставив коммерческие дела, Генрих Шлиманн задался целью открыть вещественные доказательства правдивости гомеровского эпоса. Как и во всем, упорство и настойчивость помогли ему быстро освоить греческий язык и добиться разрешения у турецкого правительства начать изыскания на берегу Мраморного моря. Оказалось, что холм Гиссарлык хранит под собой останки города, описанного в «Илиаде», — священной Трои!..

Позже Шлиманн добился разрешения на раскопки в Микенах, в Орхомене и на острове Крит. Шлиманн везде и всегда спешил. То, на что другие ученые потратили бы десятилетия, он делал за один год. И, к большому сожалению, спешка, а подчас и дилетантизм, вели к неправильным трактовкам раскапываемых объектов. Многие исследователи считают, что Шлиманна интересовало только золото, а точнее, золотые изделия, найденные в кладах и гробницах Трои и Микен.

Погоня за золотом вредила качеству раскопок. Разрезая Гиссарлыкский холм вертикально до материка длинным и глубоким рвом, Шлиманн разрушил , а в некоторых случаях и смешал материальные слои. Найденные при этом золотые украшения, кубки и погребальные маски он необдуманно отнес ко временам Троянской войны. Примеряя драгоценное ожерелье на свою жену, гречанку Софью, Шлиманн считал, что его носила прекрасная Елена.

Но это было не так. Позднее выяснилось: находки, сделанные искателем, гораздо старше событий троянской эпопеи. К ним никогда не прикасались руки легендарных царей и их неверных жен...

Но, как бы то ни было, следует отдать должное упорству Генриха Шлиманна. Не забудем также, что найди троянские ценности турки, они немедленно переплавили бы их в золотые монеты! Алчность и продажность турецких чиновников разрушила бы и микенский клад. В лучшем случае, он разошелся бы по частным коллекциям...

Немец по рождению, американец по паспорту, русский по коммерческим связям, грек по пристрастию и авантюрист по призванию, — Генрих Шлиманн, пусть и с большими оговорками, заслужил право именоваться первооткрывателем гомеровских городов.
 ВнизВверх
Микены
 

   
     
   
     
Микенская женщина — жрица со змеями  
Микенская женщина — жрица со змеями  
Львиные ворота Микен  
Львиные ворота Микен  
...Огромным массивом нависают над нами Львиные ворота. Горизонтальная плита, поддерживающая многотонные камни с высеченными львами, — самая большая и тяжелая из всех, когда-либо использованных строителями в Древней Греции.

Узкая дорожка, входящая вовнутрь крепости, приводит нас к круглой площадке, окруженной двумя рядами вертикально стоящих камней. Первоначально считалось, что это цирк для проведения представлений.

Позже Шлиманн открыл под слоем земли шахтные гробницы, где были захоронены члены царской семьи. Цари Микен должны были обладать сказочными богатствами, чтобы такое количество золотых украшений и масок похоронить вместе с покойными. Окруженная частоколом камней площадка — не что иное, как дворцовое кладбище, имевшее, очевидно, и культовое значение.

Мы поднимаемся по лестнице на самую высокую часть холма. Дорога ведет к развалинам дворца властителей Микен. Хорошо сохранившийся мощный фундамент веками служил основанием большому зданию, имевшему в плане несколько этажей.

Как оно могло выглядеть, можно судить по уникальному изображению, открытому на злополучном острове Фера. Как помнит читатель, именно на этом острове вулкан разразился страшным взрывом, повлиявшим на всю минойскую цивилизацию.

В 1967 году, во время раскопок на Фере, в поселении Акротири, под слоем песка и пепла были обнаружены фрагменты стен здания, покрытые удивительнейшей росписью. На фресках целый флот различных судов двигался от одного острова к другому; на самих островах отчетливо просматривались дворцы, сложенные из ровных, хорошо обработанных камней. На крышах были разбиты террасы, где стояли и всматривались в морскую даль многочисленные жильцы.

Все изображенные здания — прямоугольной формы, с большим количеством окон; фасады окрашены в разные цвета. Без сомнения, подобным был и микенский дворец. Перекрытия и крыша поддерживались мощными колоннами. Сами колонны и стены здания были искусно расписаны. Об этом говорят не только фрески с острова Фера.

В самих Микенах были найдены фрагменты штукатурки, покрытые декоративной росписью. Это боксирующие мальчики, богиня, женская фигура и другие.

...Солнце начинает садиться. Завороженные красотой заката, мы идем от дворца по улице «златообильного» города. Даже сейчас по развалинам можно судить, что он был велик и многолюден. Процветало здесь ремесленное производство. Аккуратные таблички указывают на дома, в которых были гончарные мастерские, красильни; а вот и кузница.

Возможно, здесь изготавливались прекрасные бронзовые изделия: кубки для вина, мечи и доспехи. Внизу появилась фигура смотрителя. Он машет нам, показывая, что город-музей закрывается. С неохотой покидаем Микены. Кажется, что здесь царит дух античных героев, бродит тень последнего великого царя гомеровской Греции, Агамемнона...

В сосредоточенном молчании преодолеваем мы дорогу назад, в Афины. Развалины впечатлили, но и слегка опечалили. Однако, предстоит еще увидеть сами микенские сокровища, хранящиеся в Национальном музее!..
 ВнизВверх
Сокровища Микен
 

Гемма с изображением лодки  
Гемма с изображением лодки  
   
Золотая маска   Голова льва  
Как и все музеи мира, Афинский имеет свою поучительную историю. До его появления национальное достояние Греции уплывало в различные государственные и частные коллекции Европы и Америки.

Иначе, как разграблением, назвать это нельзя... Судьба многих шедевров остается невыясненной до сих пор. Однако, многое уже сделано. Большое количество ценностей возвращено и составляет теперь гордость страны.

Основная часть микенских находок была сделана в гробницах, как внутри крепости, так и за ее пределами. Захоронения и предметы искусства относят, в основном, к периоду с 1600 по 1300 гг. до н.э. Связывают их с именами царей из династии Пелопа. Сын Пелопа, Атрей, был отцом Агамемнона и Менелая, возглавлявших поход греков в Трою.

Похищенная Елена была женой Менелая... Поражение Трои и гибель царского дома отразились и на победителях. Обескровленные и ослабленные войска греческих царьков по возвращении на родину не смогли оказать сопротивления вторгшимся племенам дорийцев.

Великая культура была погребена варварскими племенами. На Грецию опустился занавес забвения. Все величие старых городов так бы и осталось легендой, если бы не были найдены золотые клады Микен и Трои...

В полумраке Афинского музея лежат золотые маски, укрывавшие лица усопших микенских царей и цариц. Золото деформировано временем, но общие черты угадываются хорошо. Поражают жесткие, если не сказать жестокие, черты лиц-масок.

Образы строги и печальны. В следующей витрине — диадемы и нагрудные украшения, ритуальные чаши-ритоны в виде льва и быка, высокие золотые кубки и вазы. Тончайшая работа ювелира видна на кольцах, — изображения батальных сцен и охоты. Эти находки сделаны Шлиманном и его супругой Софьей в захоронениях внутри Микен.

Не менее удивительны находки за пределами крепости. Здесь не только золото, но и прекраснейшая гемма, вырезанная на аметисте, и чаша в виде лебедя из горного хрусталя, и бронзовые заколки-булавки с головками в виде бутонов цветов, сработанных из горного хрусталя. Нет предела фантазии древних ювелиров.

Среди находок — золотые кольца, инкрустированные серебряными изображениями, изделия из сплава серебра и золота — электрума, из мрамора, гранита, малахита. Яркий, полный образов мир предстает перед нами в витринах, хранящих бронзовые ножны мечей, украшенные золотом и серебром, рельефными изображениями сцен охоты...

Закрыв глаза, я неожиданно увидел этот удивительный город во всем его великолепии. Какой прекрасный мир, забытый более чем на три тысячи лет! Как искусны были мастера, создавшие эту красоту!..

Удивительна эпическая история богов, героев и людей, их любви и предательства, добродетели и лжи. История великой гордыни, обуявшей этих людей с такой силой, что боги, т. е., природа разрушила их мир, не оставив потомкам почти ничего! Но даже те крохи, которые остались, кажется, иллюстрируют слова Гесиода*** об олимпийцах: «Создали прежде всего поколенье людей золотое…

Жили те люди, как боги, спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела».****

* Есть предположение (высказанное, в частности, С. Маринатосом), что именно этот катаклизм описан философом Платоном, как гибель Атлантиды. (прим. ред.)
** Лед прирастает ежегодно, оставляя в срезе тончайшие слои, чем-то напоминающие годовые кольца деревьев. По этим слоям довольно точно определяется возраст ледяного покрова.
*** Гесиод — греческий поэт (VIII - XII вв. до н.э.). Приведен фрагмент его поэмы «Работы и дни».
**** Фрагмент поэмы Гесиода «Работы и дни».
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам