По горам и пещерам
|
|
Содержание рубрики
|
Парикрама
|
Однако, перед
ней находятся священные озера-близнецы Манасаровар (высота 4600м) и Ракшас
Тал (4584м), имеющие форму Солнца и Луны.
По легенде, озера, соответственно, связаны с силами света и тьмы... Восточное озеро, Манасаровар (тиб. Тсо Мафам — «Непобежденный»), является самым высоко расположенным на Земле водоемом с пресной водой. Но вода в нем не просто пресная; анализы подтверждают, что она необычайно чиста и остается такой уже много тысячелетий. Большую часть года в озере отражается огромный купол горы Кайлас. Красота озера поражает; необычайно богата окраска вод, от прозрачно-синей около берегов до изумрудно-зеленой ближе к центру. Манасаровар окружают восемь буддийских монастырей. По религиозным представлениям, озеро вместе с обителями — образ великого Колеса Жизни с восемью спицами. Верующие совершают здесь парикраму, священный обход, занимающий от четырех до шести дней. Путь через все восемь монастырей равен благоприятному повороту Колеса, дающему шанс на скорое освобождение от новых воплощений — желанную для любого буддиста нирвану... Другое предание гласит, что именно здесь находится земной рай и в нем произрастают травы, лечащие от всех болезней духа и тела. Действительно, в окрестностях Манасаровара растет много видов лекарственных растений; здесь же бьют целебные радиоактивные источники... Само озеро богато форелью, карпами и другими пресноводными рыбами. На берегу можно найти высохших рыб, которые также высоко ценятся; говорят, что можно облегчить роды, съев лишь маленький кусочек такой рыбы. Для паломников обязательно омовение в Манасароваре — оно избавляет от грехов и очищает перед посещением Кайласа. Хотя было холодно, а температура воды составляла всего +2 градуса, основной состав нашей группы совершил этот обряд... По сравнению с Манасароваром, западное озеро — Ракшас*** Тал — пользуется гораздо худшей репутацией. Озеро и вправду напоминает полумесяц; его считают воплощением сил тьмы, ночи и «темной» стороны сознания, необходимой, однако, для жизненной завершенности. Манасаровар представляет собой положительное начало; Ракшас Тал — отрицательное: но, подобно «ян» и «инь» китайской философии, эти начала не являются взаимоисключающими, а переходят друг в друга. От Манасаровара до Дарчена (небольшое селение у южного основания горы, в котором начинается и заканчивается традиционная парикрама вокруг Кайласа) мы добрались всего за несколько часов и начали готовиться к обходу горы. Благодаря глубоким долинам вдоль основания пика, паломники могут пройти этот маршрут за три-четыре дня, что нетипично для высокогорного мира Тибета и Гималаев. Например, чтобы обойти гору Эверест (Джомолунгму), понадобилось бы три недели... Ортодоксальные тибетцы обходят Кайлас от трех до 13 раз; однако, кое-кто из практикующих тибетский бег в состоянии транса совершает парикраму вокруг Кайласа всего за один день! Это, однако, не вызывает здесь всеобщего восхищения: подобного загипнотизированного бегуна называют «кхи-кор», т. е., «бегающий вокруг, как собака»... |
Никто не может приблизиться к Трону Богов
|
Другие великие
энтузиасты совершают парикраму еще более экстремальным, но чрезвычайно
долгим способом: простиранием****.
Они измеряют путь своими собственными телами, вытягиваясь на земле по всей длине дороги. Конечно, при этом тщательно заворачивают свое тело, чтобы не пораниться о каменистую землю... Этот трудоемкий и болезненный обход занимает от 15 до 25 дней. Считается, что одна парикрама вокруг горы Кайлас очищает от грехов вашу нынешнюю жизнь; десятикратный обход делает наилучшей карму, т. е., индивидуальную «программу», определяющую будущее воплощение, а сто восемь парикрам ведут к нирване. Каждый участок этого пути исполнен символов и религиозных ассоциаций... Паломники, направляющиеся к святой горе, верят в то, что перед ними центр мира, ось, которая соединяет небеса, землю и ад; единственное место, где возможна духовная трансформация. Но никто не может приблизиться к Трону Богов или обойти мандалу Шивы-Разрушителя — средоточие высшей реальности называют по-разному — без риска для жизни или умственного здоровья. Тот, кто истово совершает парикраму, проходит полный жизненный цикл, во время которого можно испытать символическую смерть — а то и не символическую, как те 53 погибших в течение года и Бог знает, сколько еще до них... Из Дарчена по кругу парикрамы мы отправились рано утром, позавтракав лишь тибетским чаем. Широкая тропа ведет на северо-запад. Паломники всех верований, кроме представителей бон, совершают парикраму по часовой стрелке. По ходу движения южная сторона Кайласа (Сапфировая сторона) видна из нескольких мест, а между горой и озерами Манасаровар и Ракшас Тал открываются великолепные виды равнины Барка. Расстояние от Дарчена до первого места поклонения составляет около шести километров. В этой точке впервые открывается полная панорама южных склонов горы. Двигаясь на запад, как бы к закату жизни, именно здесь паломники должны оставить то, что они хотели бы навсегда позабыть в своем прошлом. Мы не были готовы к такому повороту и с трудом нашли у себя предметы, связанные с не совсем приятными прошедшими событиями... Затем паломники развешивают молитвенные флаги и просят о покровительстве богов, дабы те благословили предстоящее путешествие вокруг горы, к символическому концу жизни и возрождению. |
Тарбоче
|
|
•
Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам •
|