На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Волшебный мир барабана
 

   
     
   
     
 
   
Известный кубинский писатель Алехо Карпентьер, знаток латиноамериканской истории, в своем романе «Царство земное» описывает крах режима и смерть жестокого тирана, короля Гаити в начале ХІХ века, Анри Кристофа.

Настолько сильно было в сознании негров-гаитян, потомков выходцев из Африки, почтение к магическим ритуалам предков, что условный ритм, внезапно выбитый барабанщиком королевских гренадеров, заменил вооруженное восстание!

«Уставная дробь смолкла, и послышались три глухих, неравномерных удара, их отбивали не палочками, а костяшками пальцев.

— Сигнал мандукумана! — воскликнул Кристоф, швырнув треуголку наземь.

И тотчас ряды караулов расстроились, солдаты беспорядочной толпой рассеялись по плац-параду…». Анри Кристоф тоже был африканцем. Он знал, что такое голос богов, звучащий в барабане. И потому, даже не пытаясь бороться, пустил себе пулю в лоб…

В начале века принято подводить итоги века ушедшего. И, если обратиться к культурному наследию, то, безусловно, следует отметить такое уникальное музыкальное явление, как джаз — один из самых удивительных феноменов культуры двадцатого века. Несмотря на популярность, разобраться в сущности джаза — задача очень непростая. Он словно окутан ореолом таинственности. В его основе лежит нечто такое, что можно почувствовать, но не объяснить.

Но как же он все-таки появился? Каковы его корни, истоки? И что за волшебство скрыто в джазе, если, будучи созданием неграмотных негров, выходцев из Африки, он стал популярен среди людей различных рас и народов? Для того, чтобы попытаться ответить на эти вопросы, надо представить себе феномен африканского искусства в целом, — искусства, оказавшего более важное воздействие на культуру «белого» мира, чем это подчас принято считать.

Исследования ученых показали, что на протяжении последних пяти столетий суть его мало изменилась. Например, в государстве Бенин нынешние произведения скульптуры и пластики подобны тем, что создавались задолго до колонизации… Весьма традиционны и музыка, и танец.

Характерная черта африканского искусства — стремление к абстракции, стилизации, условности. Очевидно, это связано с духом религиозности, которым проникнуто все художественное творчество африканцев.

А наиболее характерная черта всех африканских религий — это культ духов предков. Характер обрядов, главным образом, семейный: глава семьи, по сути, домашний жрец, руководит ритуалами и жертвоприношениями. Особо торжественные церемонии совершаются при важных семейных событиях (рождение ребенка, достижение им совершеннолетия, свадьба, тяжелая болезнь, смерть и т. д.).

Африканец как в жизни, так и в творчестве — фаталист; он уверен в том, что и человек, и все события в его жизни подчинены высшим силам. Но духов можно умилостивить, — в частности, песней и танцем… Роль танца в африканском традиционном обществе огромна. Вне его не существует и музыка, она в подчинении у танца… Им выражается радость и горе, пластический характер носят богослужения и заклинания.

Впрочем, в африканском танце важна не столько пластика движения, сколько красота танцевальных фигур. Происходит полное раскрепощение тела и подчинение его ритму, задаваемому барабанами.

 

Вместе с религией, музыка — а стало быть, и песня, и танец, — органично входит в жизнь каждого африканца. Как отмечают исследователи, она сопровождает все формы труда и быта. Но, с другой стороны, эта всеобщность участия в музыкальном действе мешает музыке стать профессиональным искусством.

Если изобразительное искусство как бы отделилось от быта, — музыка осталась прикладной, обыденной…

Основой африканской музыки является сложный ритм, связанный с ударным звучанием. Главный инструмент — барабан. Ударные задают темп танцу, пение сопровождает его. Вокруг барабана происходят собрания племен.

Посредством барабанных звучаний — так, по крайней мере, учат жрецы — обращаются к народу языческие божества во время религиозных церемоний; бой барабана — язык богов! У каждого племени своя разновидность барабана, своя ударная ритмика.

Белому человеку не дано уловить всю тонкость и сложность африканских ритмических «диалектов». А вот мелодическое мышление у африканцев весьма примитивно. Африканская музыка — прежде всего музыка вокальная. Не все чернокожие играют на барабане или на других инструментах, но любой из них поет: и как солист, и в группе , и во время коллективного труда, и во время военного похода , и на отдыхе…

Здесь широко используется прием « вопрос — ответ », когда один инструмент или певец отвечает другому. Обычно певец исполняет фразу, а хор отвечает ему свободными импровизированными возгласами.
 Вниз
Что дала джазу африканская музыка?
 

   
     
   
     
Менестрельные па  
Менестрельные па  
Вообще, импровизационность в африканской народной музыке достигла неведомой на Западе степени совершенства.

Работорговцы, вывезшие, начиная с шестнадцатого века, из Африки в Америку сотни тысяч негров, конечно, не подозревали, что именно это свойство «примитивных», «дикарских» напевов рабов, сохраненное их потомками, ляжет в основу музыки, которая покорит мир…

В основу, но не более, — поскольку развитый джаз имеет синтетическую природу: традиции Черной Африки сплелись в нем с европейскими, северо- и латиноамериканскими.

Что дала джазу африканская музыка? Прежде всего, такие качества, как импровизационность, особая роль ударных инструментов, своеобразие тембров и звучаний. Очевидно, одними из первых мелодий, близких для восприятия американцев — выходцев из Европы, стали негритянские религиозные песнопения, спиричуэлс.

Африканец, насильственно оторванный от своих корней, оказывался беспросветно одиноким. Люди погибали не только от тяжелого физического труда, но и от полной безнадежности своего существования. Единственное, что могло примирить негров с невыносимо тяжкой жизнью, была религия.

Мотив ожидания блаженства за гробом, унаследованный еще от языческих верований предков, получил новое развитие, когда черные рабы познакомились с протестантизмом. Протестантский хорал и заклинания черных прадедов образовали единое целое. Синтезом африканской веры и христианства стали спиричуэлс, в которых рабы получили единственную возможность выражать свой внутренний мир.

Некоторые музыковеды считают, что спиричуэлс — это непосредственные ростки джаза. Но есть и иное мнение. Джаз мог вырасти из искусства народных негритянских певцов — менестрелей. К концу ХІХ века группы менестрелей стали складываться в негритянские фольклорные театры.

А там уже некоторые, наиболее популярные, мелодии и танцы сделались постоянными, очаровав зрителей с разным цветом кожи. На подмостках черного менестрельного театра родились кекуок, регтайм, блюз…

Регтайм стал первым общепризнанным жанром американской эстрадной музыки, который подготовил Америку и Европу к восприятию джаза. Из Нового Орлеана на север начали проникать и становиться модными танцы с новыми, обостренными и усложненными ритмами, неожиданно отвечавшие мироощущению эпохи слома веков… Кекуок пережил эпоху менестрелей и вошел в следующее поколение.

Танец на менестрельной сцене был неотделим от звучания банджо, — инструмента, который не только солировал, но и всегда сохранял ведущую роль. Его ритмические возможности были использованы позже, в оркестрах, получивших название джаз-бандов. Эра регтайма была непродолжительной — с середины 1890-х годов до периода Первой мировой войны. Но даже за такой короткий период регтайм осуществил прорыв в музыке от старых европейских традиций к обновленному, острому звучанию.

Существует мнение, что регтайм был главным течением во всей культуре Америки на рубеже ХХ века. Не случайно известный американский писатель Доктороу так и назвал роман о жизни тогдашней Америки: «Регтайм». В тот период четкий, зажигательный ритм, восходящий к пляскам под барабан черных колдунов в джунглях Западной Африки, начал покорять и северян, и южан.

Как за полсотни лет до того плантаторы-рабовладельцы, — теперь самые отчаянные белые расисты отплясывали под негритянское банджо, покоряясь волшебству «низшей расы»…

 

Регтайм был фортепианной музыкой, близкой к танцу кекуок, однако, зафиксированной в нотных записях. Он оказался единственным предджазовым направлением, в котором напрочь отсутствовала импровизация. И все же, новаторство было грандиозным! Впервые в истории музыки фортепиано использовалось, как ударный инструмент.

Складывалась первая школа сугубо американской музыки. Регтайм, не изменяя африканскому началу, постепенно впитывал в себя европейские культурные традиции, включая даже англо-кельтский фольклор.

Это, безусловно, уже был прямой путь к джазу. Самые ранние пьесы джазового репертуара — фактически, регтаймы в переложении для джаз-банда. А в первых джазовых ансамблях партии пианистов были чистыми регтаймами. Еще раз подчеркнем, что на рубеже столетий слушателей в американской музыке привлекал, прежде всего, напряженный ритм. А это и есть сущность регтайма…

После Первой мировой войны джаз, уже как самостоятельный жанр, некоторое время существовал параллельно с «классическим» регтаймом. Но постепенно и уверенно джаз оттеснил своего конкурента на задний план. Регтайм полностью уступает дорогу новому кумиру публики; уходит вглубь, в провинциальную среду…

Столь же важным и влиятельным предшественником джаза стал блюз. В своем классическом виде, блюз представляет сольное пение под аккомпанемент гитары. Вокальная партия доносит смысл песни, а инструментальная развивает эту тему или ведет своеобразный диалог с певцом. В блюзе тоска переплетается с чувством полной безнадёжности.

Спиричуэлс зачастую также полон скорби, но там страдание растворяется в надежде, дарованной чувством веры. Есть и другие различия. Если вслушаться в тексты, то возникает разительный контраст между одухотворенными, возвышенными спиричуэлс и сугубо реалистичными, бытовыми текстами блюзов. Блюз — это крик одинокого страдальца в безысходном мире.

Выдающийся американский писатель Ричард Райт определил блюз, как «искусство выброшенных за борт неудачников»...
 Вниз
Джаз и блюз...
 

Регтаймист начала века  
Регтаймист начала века  
По мнению специалистов, ни один жанр афро-американской музыки не является прямым предшественником блюза. Откуда же он взялся? Может быть, от «обратного» воздействия европейского мелоса на музыкантов-африканцев?

Или, наоборот, блюз — наследие столь древних и глубоких традиций Черного Континента, что сейчас просто невозможно восстановить эту связь?..

Диспуты продолжаются. Но все же наиболее убедительно выглядит версия о том, что в блюзе возник самый тесный сплав африканского и западного мироощущений. Как, собственно, и в джазе…

Джаз и блюз стали известны широким кругам почти одновременно; казалось, они развиваются параллельно, воздействуя друг на друга, — но, на самом деле, блюзовая традиция сложилась у негров задолго до того, еще в семидесятых годах ХІХ века.

Джаз, действительно, сильно зависел от блюза, а вот блюзы продолжали жить независимой жизнью, да и живут до сих пор.

Мрачная блюзовая грусть была особенно близка представителям послевоенного «разочарованного» или, как его еще называли, потерянного поколения. Молодежь, вернувшись с фронта и не найдя положительных перемен в мире, которые оправдали бы страшные военные потери, — эта молодежь не верила больше ни во что и лишь искала сильных ощущений.

Не случайно в это время в больших городах появились и получили распространение первые джаз-бэнды, чья необузданность волновала души, даровала желанное забвение в ритме.

Не случайно именно тогда из подполья выхлестнулось наружу несущее на себе печать древних магических ритуалов негритянское музыкальное творчество. Музыка, сопровождавшая на праздниках буйные многолюдные процессии черных жителей Нового Орлеана, стала признанной и необходимой.

Казалось бы, вполне чуждая европейскому слуху мелодика нашла отклик в сердцах миллионов людей за пределами негритянской среды. Интересно, что в ту пору получили развитие в Штатах древние, чуть подновленные культы «цветных», вроде воду и кандомбле…
...
Итак, в 20-х годах прошлого века западный слушатель оказался подготовленным к восприятию самобытной афро-американской культуры, которая на протяжении нескольких веков существовала на американской земле, не привлекая к себе внимания «просвещенной» публики.

Блюз и джаз бросили вызов привычной музыке Запада, для многих заменили ее — и, уж наверняка, заняли прочное место в культуре «белого» мира.

Немалую роль в становлении профессионального джаза и развитии блюза сыграла мощная миграция негров после Первой мировой войны. В связи с разразившимся экономическим кризисом, они перебирались в западные и восточные города Америки, где требовалось больше рабочих рук, и приносили с собой любимые мелодии...

Крупнейший негритянский район Нью-Йорка, Гарлем, стал также и центром афро-американской культуры. Но скоро джаз и блюз выходят далеко за пределы общества чернокожих…
Однако, дни бурного развития и всемирной славы джаза — это уже другая история.
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам