На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Путешествие в страну Ханааб Пакаля часть3 (Йашчилан и Бонампак)
 

   
     
   
     
Автор изучает статую правителя Йашун Балама  
Автор изучает статую правителя Йашун Балама (Птица Котинга — Ягуар) IV. Надпись с именем и титулом правителя расположена на верхней части спины. Голова статуи отсутствует: однако, еще в XIX веке она была на месте, и ее зарисовал известный австрийский исследователь Теоберт Малер  
Путевые заметки
Практически единственный способ достичь Йашчилана — это доплыть до него вверх по течению Усумасинты от Фронтьера-де-Коросаль, пропускного пункта на мексикано-гватемальской границе.

Усумасинта — река широкая: в районе Фронтьера-де-Коросаль она почти так же велика, как Днепр в Киеве, да к тому же с быстрым течением, полным водоворотов.

Иначе, как на моторной лодке, вверх просто не пройдешь.

Вода сине-зеленого, с малахитовым оттенком, цвета, очень приятного для глаз. Над скалистыми каменными берегами сплошной стеной стоит лесная чаща.

Великаны-сейбы кое-где поднимаются над землей на 60 метров. По слухам, в Усумасинте до сих пор водятся крокодилы, поэтому купаться или даже опускать руку в воду не советуют...

Приблизительно через час путешествия река становится уже, а лес — гуще; приближаемся к Йашчилану.

Перед самым городом стоит массивная каменная опора для моста, — говорят, древняя.

Сейчас ее реставрируют. Если сооружение действительно доколумбовых времен, это вещь весьма примечательная: мы никогда раньше не слышали о строительстве мостов у древних майя.

  Обряд кровопускания
  В честь Ицамнах Балама его жена совершает обряд кровопускания. Толстая веревка пропускается через отверстие в языке. По веревке, опущенной в корзину с полосками бумаги, стекает кровь. Затем лепестки бумаги сжигались, и в дыму можно было увидеть образы духов, богов. Муж держит пылающее копье. Об этом повествуют иероглифы на притолоке. Британский музей
Йашчилан. «Структура 33», как назвали археологи главный храм, под которым было найдено погребение с богатой утварью  
Йашчилан. «Структура 33», как назвали археологи главный храм, под которым было найдено погребение с богатой утварью  
Иероглифы, описывающие игру в мяч  
Иероглифы, описывающие игру в мяч  
История правителей Йашчилана — Священных Пачанских Владык — начинается, по меньшей мере, с середины IV века. Но большинство дошедших до нас памятников связано с царями трех поколений, правившими в конце VII-VIII вв.: Ицамнах Баламом (Бог Неба - Ягуар) II (или III), Йашун Баламом (Птица Котинга — Ягуар) IV и Ицамнах Баламом III (или IV).

Ицамнах Балам II вступил на трон осенью 681 года, через десять месяцев после крупной победы, одержанной им над вражеской коалицией. Его воцарение ознаменовало конец более чем стадвадцатилетнего периода упадка города.

Это был воинственный правитель, сражавшийся со многими ближними и дальними соседями. Построенная в конце его жизни на высоком холме над Йашчиланом так называемая «Структура 41» была окружена пятью каменными стелами, запечатлевшими пять важнейших побед Ицамнах Балама II.

Не чужд он был и ловких политических комбинаций. Например, в 715 году оказал поддержку изгнанному правителю небольшого города Шукальнах (Лаканха) и таким образом установил господство над этим государством.

Семейная жизнь Ицамнах Балама II была крайне запутанной. Еще до восшествия на престол он был женат на Иш Кабаль Шоок (Акулий Плавник), женщине из знатного местного рода.

Но в начале VIII века немолодой (ему уже было за шестьдесят) йашчиланский правитель по политическим мотивам вступил во второй брак, женившись на иноземке, калакмульской царевне Иш Ух Чан (Образ Небесной Луны).

В августе 709 года от этого брака родился сын, Йашун Балам. Между двумя женами, как и следовало ожидать, началось острое соперничество. За каждой из них стояла могущественная политическая сила, и стареющий Бог Неба — Ягуар вынужден был проявлять чудеса лавирования.

Рождение сына повысило престиж второй супруги; тогда старшая жена решилась совершить особый кровавый ритуал, который должен был поставить ее выше Иш Ух Чан. Ночью, при свете факела, который держал муж, Иш Кабаль Шоок сделала сквозную рану в своем языке и продела через нее длинную и толстую веревку с шипами, жертвуя, таким образом, свою кровь богам.

Язык — очень чувствительная часть тела; во время ритуала женщина должна была испытывать жуткую боль. Впрочем, первенство при дворе стоило мучений. Но Ицамнах Балам и тут сделал реверанс в противоположную сторону: накануне кровопускания и на следующий день Иш Ух Чан вместе с ним участвовала в торжественных обрядовых танцах...

Соперничество двух правительниц продолжалось и позже. В конце 720-х годов Ицамнах Балам сделал старшей жене роскошный подарок — дворец с великолепными рельефными притолоками, для создания которых специально пригласили мастеров из другого города.

Эти рельефы, по мнению исследователей, самые красивые из всех, найденных в стране майя. Чешский журналист Норберт Фрид пишет про них: «Каждая отдельная фигура, каждая дата, высеченная рядом, выполнена так, будто речь идет о драгоценности, а не об архитектурной детали». Незадолго до смерти Ицамнах Балама его жена-иноземка со своим семейством устроила внушительную демонстрацию притязаний на власть.

Для этого они даже пригласили из далекого Калакмуля родственника царевны — правителя этого города. В его присутствии уже Иш Ух Чан повторила изуверский ритуал пропускания веревки через язык. Впрочем, желаемого результата обрядовое действо не принесло. После того, как в 742 году девяностотрехлетний Ицамнах Балам скончался, Йашун Балам не стал правителем Йашчилана...
 
   
 
 ВнизВверх
Что происходило в Йашчилане?
 

   
     
   
     
Фрагмент росписи в Храме фресок, изображающий момент захвата пленного (в центре) правителем Бонампака Йахав Чан Мувааном, одетым в шкуру ягуара (слева), и его военоначальником  
Фрагмент росписи в Храме фресок, изображающий момент захвата пленного (в центре) правителем Бонампака Йахав Чан Мувааном, одетым в шкуру ягуара (слева), и его военоначальником  
Реконструкция  
Реконструкция  
Йашчилан. «Структура 33», как назвали археологи главный храм, под которым было найдено погребение с богатой утварью  
Йашчилан. «Структура 33», как назвали археологи главный храм, под которым было найдено погребение с богатой утварью  
Иероглифы, описывающие игру в мяч  
Иероглифы, описывающие игру в мяч  
Путевые заметки
Песчаный берег Усумасинты в Йашчилане усыпан обломками древней керамики.
Сам город, занимающий прибрежную террасу и склоны над ней, неожиданно невелик по сравнению со своей громкой славой.

Строений много, но все они какие-то маленькие, приземистые. Из-за серого цвета камня здания кажутся меньшими, чем они есть на самом деле. Стены очень толсты; дверные проемы маленькие, своды низкие, внутренние помещения — тесные, темные и душные.

В так называемом «Лабиринте», внешне совсем непрезентабельном, без фонаря действительно можно заблудиться. Вместо древних владык, в память о которых остались своеобразные каменные «лежанки» и небольшие возвышения для сидения, сейчас там обитают летучие мыши и пауки.

Слой высохшего помета покрывает пол. Пресловутые нетопыри-вампиры (впрочем, неизвестно, действительно ли эти рукокрылые — кровососы) на поверку оказываются крохотными зверьками, их присутствие часто можно обнаружить только по резкому писку. А вот пауки там большущие, черные, с длинными лапами.

Тем не менее, жалеть о посещении Йашчилана не приходится. В городе масса древней скульптуры: стелы, каменные притолоки, алтари. Во многих случаях оригиналы, вывезенные из Йашчилана или помещенные в музей, заменены копиями.

Центр города ухожен, хоть и не так тщательно, как в Паленке. Туристов тоже меньше, но немало. По книге записи гостей (Йашчилан — археологический заповедник) узнаю, что многие из побывавших здесь в последнее время посетителей — наши соседи поляки. С Украины я, кажется, первый.


То, что происходило в Йашчилане на протяжении десяти лет после смерти Ицамнах Балама II, долгое время вызывало недоумение исследователей. Известно немалое число йашчиланских надписей, повествующих о событиях этого времени, — но ни в одной ни единым словом не упомянут тогдашний правитель!

Как будто его и не было. И только в соседнем городе Пьедрас-Неграс однажды нашли надпись с именем Священного Пачанского Владыки тех лет — Балама Йоаата. Очевидно, что Йашун Балам IV, почему-то ждавший власти до 752 года, так люто ненавидел своего предшественника, что в буквальном смысле стер его имя в истории...

Йашун Балама IV мы видим главным образом воюющим, танцующим и играющим в мяч. В надписях его имя сопровождается постоянным титулом «хозяина двадцати пленников». Однако при ближайшем рассмотрении победы этого правителя оказываются весьма немногочисленными, а противники — очень незначительными. Слава воинственного города, которую имеет Йашчилан, вероятно, была результатом пропаганды, а не действительных успехов.

Гораздо чаще и успешней, чем войнами, Йашун Балам IV занимался устройством торжественных церемоний, особенно танцев. Только в первый год своего правления он четыре раза танцевал на площадях столицы. Впрочем, это вряд ли можно считать следствием любви к хореографии.

Торжественный танец с участием владыки был важной государственной церемонией, подтверждавшей права на власть, — а Йашун Баламу IV, сыну иностранки, получившему корону при сомнительных обстоятельствах, следовало почаще напоминать о своих правах подданным.

Ту же цель преследовало участие правителя в игре в мяч. Сама игра была чем-то средним между теннисом и баскетболом. Играли один на один, очень редко — два на два, как в теннисе; зато мяч по размерам был ближе к баскетбольному, и притом гораздо тяжелей. Возле самой большой своей постройки, «Структуры 33», Йашун Балам IV соорудил иероглифическую лестницу.

Такой тип памятника характерен именно для майя, а у других народов, кажется, не встречается. Это лестница, на которой вертикальные поверхности ступеней покрыты изображениями и надписями. Обычно рельефы иероглифических лестниц посвящены военным успехам, — но на своей лестнице Йашун Балам IV поместил сообщения о победах в игре в мяч, одержанных его предками, родственниками и, естественно, им самим.

На центральной ступеньке, где в мяч играет лично правитель, его игра сравнивается с мифологическими «тремя победами» древних богов. Интересно, что в этом тексте приведен один из самых грандиозных по длительности календарных интервалов древнего мира: первый из мифологических «спортивных поединков» авторы отнесли к … 140 853 115 696 927 году до нашей эры*!

Путевые заметки
От подножия лестницы до входа в «Структуру 33» нужно подниматься минут десять. Ступени широкие, но не такие высокие, как в Паленке. Лестница хорошо отреставрирована. Горизонтальная поверхность одной из ступеней еще в древности была расчерчена линиями. Говорят, это — для игры в камешки, до сих пор бытующей среди индейцев.

Поднимаясь по лестнице, мы с Рафаэлем Тунеси, итальянским исследователем письменности майя, встречаем с десяток индейцев-лакандонов. Это работники археологического заповедника, очищающие ступени от растительности. Нам не терпится сфотографировать знаменитый памятник, — но не видно конца работе чистильщиков...

После минутного колебания просим их ненадолго сойти с лестницы. Лакандоны оказываются очень приятными, чрезвычайно любезными людьми. Правда, потомков древних майя по большей части интересуют чисто современные проблемы. Приняв нас за американцев, они все время спрашивают о войне в Ираке...

Отлично отреставрированная «Структура 33» с ее высоким гребнем — несомненно, самая представительная постройка Йашчилана. Внутри находится большая, в три человеческих роста, сидящая статуя, судя по надписи на спине — Йашун Балама IV. В конце XIX века Теоберт Малер видел статую целой и сделал ее зарисовку.

Норберт Фрид, побывавший в Йашчилане в 1949 году, обнаружил куски этой статуи лежащими перед зданием, среди них была и голова. Сейчас статуя вновь на первоначальном месте, но головы у нее уже нет...


Точная дата смерти Йашун Балама IV неизвестна; скорее всего, это произошло где-то осенью 768 года. Возможно, именно ему принадлежит роскошное погребение, раскопанное недалеко от иероглифической лестницы.

При его сыне, имевшем то же тронное имя, что и дед — Ицамнах Балам, царство Пачанских Владык клонится к упадку. Сокращается строительство, уменьшается число надписей и скульптурных изображений; в текстах все реже упоминаются торжественные церемонии с участим правителя.

Основная тема сообщений о царствовании Ицамнах Балама III — нескончаемые войны, которые в последние годы VIII века становятся практически непрерывными. Среди этого кровавого хаоса не достигший пятидесятилетнего возраста царь при неизвестных обстоятельствах сходит в могилу.

А не более, чем через десятилетие, род Пачанских Владык вообще гибнет; памятники правителям разрушает неизвестный нам враг, затем весь город Йашчилан пустеет и покрывается тропическим лесом.
 ВнизВверх
Бонампак
 

Итальянские ученые исследуют надпись на притолоке  
Итальянские ученые исследуют надпись на притолоке, рассказывающую о ритуале почитания бога Кавииля, покровителя царской династии.
В этом здании жили представители правящей касты
 
Реконструкция главных зданий акрополя Бонампака  
Реконструкция главных зданий акрополя Бонампака  
Бонампак
Путевые заметки
Бонампак расположен в двадцати километрах на запад от Йашчилана. По характеру застройки он напоминает Тонину — такой же холм, от подножия до вершины покрытый древними строениями. Только в окрестностях Тонины лес сведен, а вокруг Бонампака расстилается безбрежное море джунглей.

Здесь, как говорят, водится много змей. Когда мы направились в нераскопанную часть акрополя, надеясь найти там что-нибудь интересное, то услышали предостерегающие крики местных индейцев: «Чан! Чан!» — «Змеи! Змеи!». Ползучие гады, конечно, не остановили исследовательского порыва; но и обнаружить что-либо, заслуживающее внимания, среди густой растительности не удалось. Змей, впрочем, тоже.

То ли из-за змей, то ли из-за чего-то другого туристов в Бонампаке немного, значительно меньше, чем в Йашчилане, не говоря уже о Паленке.
Сюрпризом оказываются многочисленные и очень большие — до пяти метров высотой — каменные стелы.

Кто бы ожидал встретить их в таком скромном по размерам городе, как Бонампак? На многих зданиях в расчищенной части неплохо сохранились каменные рельефы, а на одном из фасадов видны написанные красным иероглифы. Остается только удивляться стойкости краски, которую не смыло тысячелетие тропических ливней.


История Бонампака или, как его называли в древности, Аке, типична для средних размеров города классической эпохи. На него все время кто-то нападает, он все время оказывается у кого-то в подчинении.

В V-VI веках Бонампак — постоянная жертва атак соседнего Йашчилана; во второй половине VII века он попадает в зависимость от Пьедрас-Неграс, в конце того же столетия господство над ним устанавливает Тонина, в 20-х годах следующего — загадочный город Сак Ци.

Сакциский правитель назначил вассальным владыкой Аке и соседнего Шукальнах-Лаканха некоего Таб Балама (Веревка-Ягуар). Против него в начале 740-х годов восстал представитель местной знати Ах Сактель Хух (Белолапая Игуана). В конечном счете, ему удалось при поддержке Йашчилана добиться самостоятельности Бонампака и Лаканха.

Сын Ах Сактель Хуха по имени Йахав Чан Муваан (Владыка Небес Ястреб) женился на йашчиланской царевне, по всей видимости, дочери Йашун Балама IV. В 776 году зять йашчиланских владык стал правителем Бонампака.

В середине 780-х годов большинство индейских городов на Усумасинте оказались втянутыми в большую войну. В ходе этой войны, по всей видимости, летом 786 года, Йахав Чан Муваан одержал победу над неизвестными врагами (к сожалению, надпись повреждена и не позволяет ни установить точную дату события, ни определить противников бонампакского царя).

Битва и последующий праздник победителей были изображены на фресках, сделавших знаменитыми и Йахав Чан Муваана, и Бонампак. Само название городищу («бонам пак» — значит, «расписанные стены») было дано благодаря найденным там в 1947 году росписям. В батальной сцене, занимающей три из четырех стен центральной комнаты, сошлись в схватке несколько десятков бойцов.

Они дудят в трубы, кричат, мечут друг в друга дротики. Вступившие в ближний бой поражают противников копьями и дубинками, хватают за волосы, делают подножки и захватывают врагов за шею. В центре угрожают друг другу копьями два правителя — Йахав Чан Муваан, схвативший за волосы вражеского воина, и его соперник.

На четвертой стене комнаты представлена широко известная сцена триумфа: Йахав Чан Муваан стоит в боевом облачении и с копьем в руке на высокой ступенчатой платформе, окруженный полководцами в причудливых головных уборах. У его ног скорчились нагие или полунагие пленники, некоторые — с вырванными ногтями, молящие о пощаде. Отрубленная голова одного из них брошена тут же на ступенях.

Путевые заметки
Храм с фресками («Здание 1») отреставрирован. Каменные маски богов на фасаде почти не повреждены временем. На притолоках над тремя дверными проемами (надписи на них рассказывают об «освободительной войне» против города Сак Ци) видны следы синей краски.


Фрески внутри неожиданно хорошо сохранились. Фигуры, крупные — около метра в высоту, прекрасно различимы в полумраке помещения. Краски все еще сочны, хотя и потемнели за тысячу двести лет. Долгое время эти удивительные росписи считались уникальным творением гения-одиночки.

Сейчас, когда неплохо изучена многоцветная керамика майя, ясно — это хотя и очень талантливый, но не из ряда вон выходящий памятник. Можно только предполагать, какими были не дошедшие до нас произведения живописи из Йашчилана, Паленке или Тикаля...


В 787 году Йахав Чан Муваан в союзе со своим йашчиланским шурином победил войско Сак Ци. Однако через три года этот правитель, на фресках выглядящий совсем не старым, умер, и на престол взошел его сын, племянник йашчиланского Ицамнах Балама III. Правитель Йашчилана присутствовал на церемонии, демонстрируя зависимость Бонампака от более сильного соседа.

Через год новый бонампакский властитель освятил храм, посвященный памяти его отца. Фреска в одной из комнат представляет эту красочную церемонию.

К новопостроенному сооружению направляются две процессии. В одной важно шагает местная знать со знаменами. Другую возглавляют пять музыкантов с трещотками. За ними бьет в большой барабан барабанщик, знаменосцы несут еще два знамени.

Далее разместилась живописная группа танцоров в масках героев мифа о смерти и воскресении бога кукурузы. Замыкают шествие двое трубачей и еще один персонаж с трещоткой. Обе процессии двигаются к главному фасаду дома, где к «танцу с перьями» готовится правитель Бонампака и его родичи...

Увы, этот праздник оказался одним из последних в Бонампаке. После освящения храм стали расписывать знаменитыми фресками. Однако, сцены в третьей комнате остались незаконченными — в последние годы VIII или в начале IX века Бонампак погиб, как и его соседи.

Причины катастрофы, постигшей города майя в IX веке, до конца не ясны. Нашествия иноземцев, если они и были, только ускорили конец поселений, и без того находившихся в агонии. Конечно, сыграли свою роль междоусобицы, — но они бывали и раньше.

Быть может, роковым стало истощение природных ресурсов, к которому добавились пагубные изменения климата... Так или иначе, блестящие столицы Священных Владык обратились в руины, имена и дела их обитателей были забыты, — и только сейчас, благодаря современной науке, мы заново узнаем историю таинственной цивилизации Мексики.
* Поразительно, но факт: майя, фактически жившие в каменном веке, имели необычайно развитую математику. Многозначные числа, подобные приведенному, — большая редкость для древнего мира. Другую цифру из 15 знаков находим лишь в клинописных текстах Шумера... А вот одно из астрономических достижений майя: они считали продолжительность года равной 365, 242129 суток. Наблюдения, сделанные с помощью точнейших приборов ХХ века, дали цифру — 365, 242198 суток. Как произвели подобный расчет люди, не знавшие колеса, — остается загадкой. (Прим. ред.)
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам