На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Зайдя в мясную лавку
   

   
     
   
     
Гостья музея загадывает желание и бросает в рот божка монету...  
Гостья музея загадывает желание и бросает в рот божка монету...  
Вазы. Китай, XIX век. Перегородчатая эмаль  
Вазы. Китай, XIX век. Перегородчатая эмаль  
Бывали, вообще, курьёзные находки. Кресло начала XIX столетия, выполненное в стиле «русский ампир» (на всем пространстве СНГ таких сохранилось только два, второе — в Санкт-Петербурге), было «экспроприировано» в одном старом доме.

Жильцы держали его в коридоре, завалив всяким хламом. Представившись пожарными инспекторами, альпинисты очистили коридор от пожароопасного мусора... и, в том числе, от кресла. Вскоре оно заняло почётное место в коллекции Александра Владимировича...

Однажды, зайдя в мясную лавку, Блещунов увидел, что мясник разделывает тушу на какой-то странной доске. Доска эта оказалась частью японской деревянной ширмы конца XVII века, покрытой резными рисунками. Бесценную доску незадачливый мясник после недолгих уговоров недорого уступил.

Позже у него же были выкуплены и остальные части великолепной ширмы... Другая японская ширма, из натурального шёлка с вышитым архитектурным орнаментом, была найдена на свалке. Многолетняя кропотливая работа реставраторов вернула этим вещам первоначальный вид...

Но далеко не всегда приходилось пользоваться методами, быть может, чересчур «смелыми», однако, безусловно спасительными для ценных вещей...

Часто предметы старины Александру Владимировичу просто дарили. Здесь следует упомянуть о его гениальном умении притягивать к себе людей. Пришедшие однажды в Волшебный дом становились его постоянными посетителями.. Многие люди, не будучи коллекционерами, преподносили собирателю уникальные вещи.

Так произошло с Анастасией Антоновной Наквасиной, передавшей Блещунову уникальные предметы культуры и быта буддийского Востока. Были здесь посуда, средневековые свитки рукописей, различные статуэтки. Анастасия Антоновна, потомственная дворянка, в 1921 году уехав из Хабаровска, более 60 лет прожила в Китае.

Там она вышла замуж за богатого русского чаепромышленника Наквасина. Вернувшись в начале восьмидесятых годов на Родину, она прожила недолго на Урале, а затем перебралась в Одессу, где познакомилась с Блещуновым и передала ему часть своих вещей, привезенных из Китая.

Возможно, она же подарила коллекционеру фаянсовую статую бога счастья и долголетия Дзюродзина. Она выполнена в виде большой копилки. Монеты Дзюродзин проглатывает.

Не знаю, как сложилась легенда и причастен ли к ней сам Блещунов, но однажды он заинтриговал меня одним действом. Заглянув проведать захворавшего коллекционера, я рассказал ему о своей будущей экспедиции. Её успех зависел от множества факторов. Подготовка шла не совсем успешно, было над чем призадуматься... «Есть хороший способ узнать, получится ли задуманное тобой!» — сказал Александр Владимирович.

Он подвел меня к статуэтке Дзюродзина, велел достать монету и объяснил: «Задумай желание. Брось монету в рот божку и постарайся, пока монета не зазвенит, ударившись о дно, дотронуться до головы Дзюродзина.

Успеешь — все сложится удачно, нет — дело твое под вопросом». Изловчившись, я протолкнул монету в рот копилке и хлопнул фигурку по вытянутой, как тыква, голове. Вслед за хлопком раздался звон упавшей монеты... Скажу сразу: экспедиция удалась!

При жизни Александра Владимировича я бросал монету еще однажды, но головы божка тогда не коснулся; последовала неудача задуманного. Впрочем, верить чудесным свойствам Дзюродзина или нет, — пусть каждый решает для себя…
 ВнизВверх
Музей личных коллекций
   

  Директор музея Светлана Остапова у письменного стола А. В. Блещунова
  Директор музея Светлана Остапова у письменного стола А. В. Блещунова
Веера. Франция, середина XIX века. Бумага, роспись  
Веера. Франция, середина XIX века. Бумага, роспись  
Подсвечник. Майсен, XVIII век. Фарфор  
Подсвечник. Майсен, XVIII век. Фарфор  
Жизнь Блещунова оборвалась трагично. В апреле 1991 года Александр Владимирович лег в больницу, на профилактическое обследование.

В один из дней ему сообщили, что кто-то из посетителей домашнего музея пытался открыть один из стеллажей, где хранились ценные вещи.

Александр Владимирович сильно разнервничался и без разрешения врачей отправился домой. Слабое сердце не выдержало такого потрясения... 21 мая 1991 знаменитый собиратель скончался.

По счастью, к тому времени на базе Волшебного дома начали создавать музей личных коллекций. Его назвали именем Блещунова... Сотрудники Одесского музея западного и восточного искусств сделали коллекцию Александра Владимировича основой музейной экспозиции.

Помогла и мэрия города, которую возглавлял тогда ученик Блещунова, Валентин Константинович Симоненко, работающий ныне председателем Счетной палаты Украины. (По совместительству, Симоненко руководит штабом восхождений украинских альпинистов на Эверест и другие восьмитысячники в Гималаях.)

Отселив жильцов соседних квартир, мэрия расширила помещение экспозиции. Был сделан ремонт. Сегодня музей посещают тысячи экскурсантов; здесь постоянно действуют художественные выставки, проводятся литературные и музыкальные вечера.

Профессионалы прилагают недюжинные усилия, возрождая предметы искусства, ранее хранившиеся без реставрации. Как и при жизни Блещунова, здесь живет радостный дух общения, мастером которого был Александр Владимирович...

Я снова прохожу по залам Муниципального музея личных коллекций имени А.В. Блещунова. Прекрасные, грамотно оформленные стенды.... Все здесь теперь чинно и очень правильно. Только, пожалуй, исчезли сказочность и некоторая бесшабашность, так манившие меня сюда в детстве.

А может быть, мне это все показалось, опять же, как герою Уэллса? «Оглянувшись, думал я, что увижу дверь Волшебной лавки, но её там не было! Не было ни двери, ни самой лавки, — ничего, кроме обычного простенка между салоном живописи и витриной с живыми цыплятами!..»

За последние тридцать лет я из ровесника маленького Джипа сделался однолеткой его отца; то, что для меня было удивительным тогда, стало обыденным сегодня. Но…

Когда впереди у меня сложная экспедиция, я прихожу в Волшебный дом и прошу директора музея, Светлану Ивановну Остапову, приподнять стеклянный колпак, закрывающий статуэтку бога счастья Дзюродзина. Я бросаю монету в рот божка, — так, как научил меня удивительный Человек, Александр Владимирович Блещунов...
 ВнизВверх
Экспонаты музея
 

Ваза. Англия, XIX век.
Яшмовая масса 
 Будда. Тибет, XVIII-XIX вв. Золоченая бронза
 Вазы. Богемия, XX век. Стекло
Флаконы для нюхательного табака. Китай, XVIII век. Стекло, роспись. красный лак, резьба

Хочу выразить глубокую признательность коллективу Муниципального музея личных коллекций им. А.В. Блещунова, г. Одесса. Лично: С.И. Остаповой — директору музея, В.Н. Лысь — за предоставленные архивные фотографии и материалы.
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам