На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Островные люди Айны
   

   
     
   
     
Айны в лодке-долбленке. Остров Хоккайдо. 1883 г.

Айны в лодке-долбленке. Остров Хоккайдо. 1883 г.

 
Одежда из рыбьей кожи    
Одежда из рыбьей кожи  
Было время, когда первые айны спустились из Страны облаков на землю, полюбили ее, занялись охотой и рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей.
Айнское предание

В мае 2001 г. в Российском этнографическом музее открылась выставка «Островные люди – айны». Петербуржцы и гости города впервые за последние пятьдесят с лишним лет получили возможность наглядно ознакомиться с культурой айнов – одного из самых древних и загадочных народов Тихоокеанского побережья, коренных жителей Сахалина, Хоккайдо и Курильских островов.

За почти 100-летнюю историю существования музея богатейшие айнские коллекции экспонировались всего один раз в 1945 г. на выставке «Айны – жители Южного Сахалина и Курильских островов», которая во многом имела политическую подоплеку.

Причиной создания выставки стала не только юбилейная дата – в январе 2002 г. нашему музею исполняется 100 лет, но и огромный интерес к айнам и айнской проблематике в научном мире.

В последние годы сотрудники РЭМ вместе с японскими коллегами из Университета г. Чиба и музеев Японии работали над проектом «Айнские коллекции в собраниях Санкт-Петербургских музеев».

Итогом исследования должен стать обширный, богато иллюстрированный каталог, который введет в научный оборот неизвестное за пределами России ценнейшее коллекционное собрание, благодаря которому сами айны смогут ознакомиться с культурным наследием своего народа, хранящимся в музеях России.

Представители этого народа – сотрудники музея айнской культуры из пос. Сираой и Центра по изучению культуры айнов префектуры Хоккайдо также принимали участие в исследовании.

Российский этнографический музей (PЭМ) – центральный этнографический музей страны. Основанный в 1902 г. в качестве Этнографического отдела Русского музея, он с 1934 г. становится самостоятельным научно-исследовательским и культурно-просветительским учреждением. У истоков музея стояли известные этнографы, историки, географы – П.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.А. Клеменц, А.Н. Харузин, А.А. Миллер, Н.М. Могилянский и другие.

Они сформулировали основную задачу музея: сбор этнографических коллекций и изучение культуры народов, населяющих Россию и сопредельные страны.
 ВнизВверх
Уникальные коллекции
   

   
     
   
     
Айны в национальной одежде. Остров Хоккайдо. 1912 г.  
Айны в национальной одежде. Остров Хоккайдо. 1912 г.  
Медвежья клетка  
Медвежья клетка  
Уникальные коллекции Российского этнографического музея насчитывают свыше 500 тыс. экспонатов, фото- и иллюстративных документов по материальной и духовной культуре более чем 150 народов.

К числу редких и ценных относится крупнейшая в мире коллекция по культуре айнов, – это более 3000 экспонатов и фотографий, собранных и отснятых на Сахалине и Хоккайдо в конце ХIХ – начале ХХ в.

Среди собирателей айнских коллекций были известный ихтиолог и зоолог П.Ю. Шмидт, возглавлявший в 1900–1901 гг. Корейско-Сахалинскую экспедицию, российский консул в Нагасаки А.Е. Олоровский, смотритель поселений Корсаковского округа П.П. Вержбинец, но наиболее яркими фигурами были Б.О. Пилсудский и В.Н. Васильев.

Б.О. Пилсудский (кстати, брат известного польского государственного деятеля Юзефа Пилсудского) стал профессиональным этнографом случайно. В 1887 г., будучи студентом Санкт- Петербургского университета, он был арестован и сослан на Сахалин в связи с делом о покушении на императора Александра III. В ссылке, где Б.О. Пилсудский провел 15 лет, он и стал заниматься изучением коренного населения Сахалина, в частности, айнов.

Он жил в айнской деревне и женился на айнке Синхико – дочери главы деревни. Потомки Б.О. Пилсудского от этого брака, живущие в Японии, принимали участие в конференции, посвященной его памяти , которая проходила в 1998 г. в Кракове.

Самые крупные коллекции по айнам Сахалина и Хоккайдо (около 2000 экспонатов), составляющие основу айнского собрания РЭМ, собраны в 1912 г. внештатным сотрудником музея Виктором Николаевичем Васильевым – знатоком культуры коренных народов сибирского региона, участником многих экспедиций в Сибирь.

Выехав из Петербурга 9 мая 1912 г., В.Н. Васильев в середине июня добрался до Токио, а в начале июля отправился с японским переводчиком Найтоо на остров Хоккайдо, основной район проживания айнов в Японии. Там английский миссионер, известный исследователь культуры айнов Джон Бэчелор посоветовал Васильеву начать сбор экспонатов у сахалинских айнов, практически не изученных к тому времени.

Уже 10 июля Васильев был в г. Отомари, расположенном на юге острова. Первые приобретения этнографических предметов он сделал в с. Большой Такой, расположенном недалеко от административного центра Сахалина Тоёхара (бывшее русское селение Владимировка, ныне г. Южно-Сахалинск).

В числе экспонатов был ткацкий станок, уже в то время достаточно редкий у айнов. По мере продвижения на север по восточному побережью острова результаты поиска стали более ощутимыми. В с. Одасан В.Н. Васильеву удалось собрать значительную по объему коллекцию, в том числе предметы культа: священные палочки инау и икуниси, изображение духа – охранителя детей, различные амулеты, бубен и головной убор шамана.

Затем Васильев возвратился на юг острова, в с. Тоннайча. Здесь ему удалось приобрести не только предметы культа, но и женскую одежду из нерпичьих шкур, ткацкий станок с начатой тканью и клетку для выращивания медвежонка. Очень переживал Виктор Николаевич, что упустил уникальные резные могильные памятники.

Успешно проходило комплектование этнографических памятников и в западной части острова. Интересные детали были подмечены собирателем в тех селениях, где японская культура основательно проникла в быт айнов. Казалось бы, традиционные предметы быта должны были здесь исчезнуть. Но оказалось как раз наоборот. Самые удачные сборы Васильев осуществил именно в селениях Маука и Тарантомари.

В с. Маука Виктор Николаевич даже участвовал в обряде моления божествам с кроплением священным напитком саке. В с. Тарантомари, благодаря содействию одного пожилого айна, ему удалось, наконец, приобрести могильные памятники, медвежий пояс, целую серию инау и шест, который находился на месте ритуального убиения медведя, выращенного специально для медвежьего праздника.

В середине августа 1912 г. В.Н. Васильев пароходом отправился на о. Хоккайдо. В большом селе Пиратори за пять дней ему удалось приобрести свыше 800 предметов, и только недостаток финансовых средств охладил его пыл.
 ВнизВверх
Уникальна традиционная культура айнов
   

Священные палочки икуниси. Острова Сахалин, Хоккайдо. 1912 г.  
   
Священные палочки икуниси. Острова Сахалин, Хоккайдо. 1912 г.  
Священные палочки икуниси. Острова Сахалин, Хоккайдо. 1912 г.  
Доставленные В.Н. Васильевым экспонаты являются не только основой коллекционного собрания РЭМ, но и составляют значительную часть выставки «Островные люди – айны».

В числе 300 экспонатов и свыше 30 фотографий по культуре айнов конца ХIХ – начала ХХ в., наряду с коллекциями В.Н. Васильева, представлены подлинные этнографические предметы, собранные Б.О. Пилсудским, П.Ю. Шмидтом, А.Е. Олоровским, И.А. Лопатиным и П. П. Вержбинцем.

Много неразгаданных тайн, которые ученые до сих пор пытаются раскрыть, окружают этот некогда многочисленный народ.

Находясь на стыке цивилизаций Тихоокеанского бассейна, айны отличаются от всех народов региона языком, занимающим изолированное положение в лингвистической классификации народов мира, и своеобразным внешним обликом, в котором сочетаются монголоидные и австралоидные черты: крупные глаза, полные губы, волнистые волосы и густые бороды у мужчин.

Ученые полагают, что предки айнов проживали на территории островов уже в эпоху мезолита, в XII тысячелетии до н.э. Именно с ними была связана археологическая культура Дзёмон, известная, как самая древняя керамическая традиция мира. Среди находок, характеризующих эту культуру, наиболее известны загадочные статуэтки догу, изображающие мать-прародительницу. Эти статуэтки некоторым казались изображениями космических пришельцев в скафандрах.

Уникальна традиционная культура айнов, содержащая элементы, характерные как для северных, так и для южных народов этого обширного региона. Природные условия во многом определили неповторимый облик айнской культуры. Капризный переменчивый климат и грозные стихийные явления закалили характер островитян – мужественных охотников, рыболовов и земледельцев.

Суровая, но щедрая земля давала им всё необходимое для существования: пищу, материал для жилищ, утвари, одежды и обуви. На выставке представлен своеобразный хозяйственный уклад островитян: интерьер жилища; разнообразная, покрытая изящной тонколинейной резьбой посуда; замечательные по красоте циновки; одежда, украшенная ярким, оригинальным орнаментом и уникальный комплекс, связанный с медвежьим праздником и древними верованиями... читать дальше...
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам