Калейдоскоп
|
|
Живет в Беларуси Батлейка
|
К-025 |
По
городам и весям юга и запада государства Российского они ходили с незапамятных
времен, — колядники, христославцы, народные лицедеи с вертепом.
Точнее, вертепом этот переносной кукольный театр назывался на Украине; в Польше ему соответствовала шопка, в Белоруссии — батлейка (от слова Бетлем, «дом хлеба», в русском произношении — Вифлеем; так назывался город, где родился Христос). Представления, любимые простым людом, давались под Рождество. Шаржированные, яркие куклы разыгрывали мистерию о том, как в хлеву родился божественный младенец и три восточных царя-волхва пришли к нему на поклонение; как злобный царь Ирод, узнав о появлении на свет Иисуса, велел перебить всех новорожденных, но вскоре и сам пал от руки смерти, равно настигающей и раба, и царя... Собственно, белорусская батлейка (как и шопка, и вертеп) была двух видов. Неподвижную, панорамную, с нарисованными и вырезанными фигурками Христа, Богоматери, волхвов и иных участников действа, нередко выставляли в храмах. Двухэтажную носили, в ней-то и действовали куклы. Спектакли по евангельскому сказанию известны с XVI века; поначалу церковь не разрешала иных тем. Но позднее батлейки из рук духовных лиц переходят в ведение школьников, ремесленников, одаренных крестьян. В репертуаре появляются сюжеты светские, заимствованные из окружающей жизни... Последние выходы батлейки были отмечены в 1962 году, в селе Бялевичи Слуцкого района. Затем наступил долгий перерыв, и лишь в начале девяностых годов Беларусь опять увидела кукольные рождественские мистерии... Начиная с 1989 года, немалый вклад в возрождение этой милой и красочной традиции сделал кружок «Батлейка» в Мирском художественно-реставрационном училище, под руководством Галины Жаровиной. Так что — не одним замком славен теперь тихий город Мир. |
Фото
|
|
|
|
•
Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам •
|