На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Архив «Вокруг света»
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 На предыдущуюВнизВперед
Далматы
Далматы  
Самую южную часть Австрийской Империи составляет Далмация, часть древней Римской Империи. Эта область составляет полосу берегов Адриатического моря, направляющуюся от северо - запада к юго - востоку. Далматское королевство состоит из бывшей республики Рагузы и венецианской Албании (Каттаро).

При заключении парижскаго мира, Далмация перешла к Австрии, вместе с Венецией. Эта часть австрийских владений гориста, потому что в ней находится продолжеше Карста, который у моря оканчивается голыми крутыми скалами, с разщелинами.

Также скалисты и острова, которые находятся вблизи берегов в виде оторванных частей береговых гор.
 ВнизВверх
Народы далмации

 
Далматы  
Далматы вообще люди красивые, рослые и крепкого телосложеня. Черты лица у них правильные, а волосы черные, редко темно-русые. Всего поразительнее у них огромные черные глаза и белые зубы.

Кожа у них белая, но более или менее загорелая. Лицо обыкновенно не румяное, но толстяки между далматами редки. По привычке, они так закалены, что без вреда для здоровья переносят и зимний холод, летний зной.

Мордаки, горцы в округе Зар и Сполето, по обычаям и народному характеру, отличаются от обитателей берегов и островов. В других округах морлаками называют низшую чернь. Образованные далматы одеваются как образованные люди в остальной Европе.

У простолюдинов же костюмы различаются в отдельных округах. Мужчины носят красную турецкую шапочку (фес), нередко с приострением и украшениями. Рагузцы и далматы на границах Турции обвивают эту шапочку платком, т. е. носят чалму.

Почти все надевают шерстяные панталоны венгерскаго покроя и василькового цвета. За красным или пестрым поясом засунуты ханджар (турецкий кинжал) и пистолеты. Зимою надевают пальто с красной обшивкой и пришитым башлыком.

Ноги обувают в сандали из недубленой воловьей кожи. Зажиточные люди нооят папуши, турецкие башмаки, с высокими каблуками. Шея остается голою. Костюм женщин во любой местности представляет какую-нибудь особенность. Далматки предпочитают красный цвет.

Волосы плетут косами и украшают; замужние носят чепец, прикрытй белым платком, на голое тело надевают рубашку без рукавов доходящую до икр, а на нее кофту и широкими рукавами. От подмышек до локтей рукава имеют красную обшивку. Передники рисунков похожи на тирольские ковры. Богатые женщины обуваются в турецкие башмаки из желтой или красной кожи.

Когда крестьяне идут в город, они берут с собою мешок из шерстяной ткани со съестными припасами, и носят его как ранец или на палке. Его носят также далматы, отправляющиеся в поле, и кладут в него кожаный мешок с деревянным мундштуком для вина. Мужчины курят из трубок с чубуками из калины или черешни. Морлаки завтракают хлебом и сыром или чесноком, и пьют немного вина или молока, к которым за обедом и ужином присоединяется похлебка.

В многочисленном мордацком семействе одного из старших мужчин избирают хозяином (домахином), кото-рый обязан заботиться о благе своего семейства, и назначает каждому работу. Один должен пасти рогатый скот и лошадей, другой овец, третий коз, а четвертый ягнят и козлят. Домахица или хозяйка распоряжается работами женщин, которыя носят дрова и воду, мелят зерно, варят кушанье и т. д.

На седьмом уже году мальчику дают ружье, пару пистолетов и ханджар. Старших очень уважают, советуются с ними во всех делах, и безпрекословно исполняют их приказания.

Морлаки считают женщин не более как служанками, и если они дурно прислуживают, то колотят их. Морлачки терпеливы, прилежны и покорны своей судьбе. В городах, особенно приморских, обычаи и образ жизни совсем другие. Вообще, просвещенные далматы, говорящие по итальянски, похожи на венецианцев. Население Далмации, повидимому, весьма набожно, потому что там много церквей, монастырей и духовенства.

Церковные праздники справляют весьма торжественно. Особенно в страстную неделю совершаются различные церемонии, каких не соблюдают в других местностях. На святой неделе, а также к исповеди и причастию, женщины должны ходить в черном платьье или надевать по крайней мере черный головной убор. Посты соблюдаются очень строго, и употребление скоромной пищи во время поста считается большим грехом, нежели убийство, совершенное для отмщения обиды.

Звонят в церквах как и у нас, т. е. раскачивают не колокол, а язык, которым ударяют то слабее, то сильнее. где есть несколько колоколов, там звонари разнообразят звон.

В Далмации у редких церквей есть колокольни. Большею частью, колокола висят между каменными столбами перед храмом. Время считается по звону к молитве. Часами обладают очень немнопе жители, и оттого не имеют ясного понятия о времени. Например, чтобы дойти до известного места, обыкновенно нужно вполовину меньше или вдвое больше времени, нежели говорят крестьяне. У горцев в Каттаро доныне совершается кровавый суд.

Если случайно или нарочно кто - нибудь убил горца, он обычно уегает, чтобы избавиться от мести родственников умерщвленного. Мести, однако, подвергаются и родственники преступника, которые не принимали ни малейшаго участия в убийстве. Последние стараются вымолить перемирие, в течение которого убийца может воротиться на родину, не подвергаясь ни какой опасности.

Затем между родственниками преступника избирают просителей: 12 его родственниц отправляются к дому ближайшаго родственника убитого, и с громким плачем просят помилования во имя Иоанна Крестителя. Если этим просьбам вняли, избирают 24 судей, перед которыми в опредленный день являются родственники убитого я убийцы.

Перед судьями жалуются и оправдываются. Наконец, является сам преступник. Он ползет на четвереньках, и у него на шее повешено оружие, которым совершено убийство.

Три раза он просит у ближайшего родственника умерщвленного помилования. Сначала оскорбленные не внимают мольбам, и просять старшего судью выгнать убийцу, которого действительно несколько раз толкают ногами, так что он падает. Виновный наконец просит помилования во имя милосердного Бога, и ему вторят плачем все присутствующие женщины.

Завывания продолжаются, пока сердце неумолимого не смягчится, и он не поднимет валяющагося на земле. Затем родственник убитого снимает у преступника с шеи оружие, целует убийцу и объявляет, что простил во имя Бога. «Знайте», говорит он присутствующим, «что по сию пору он был моим врагом, а теперь мой приятель и брат!»

После этого рассекают пополам серебряную монету, и помирившиеся получают по половине, которая хранится как святыня на вечные времена. Судьи определяют, какую сумму следует заплатить за преступление. Вся церемония заключается пиршеством.

У далматов и черногорцев, при всяком пиршестве, должны быть непременно певец и гусли. Этим инструментом не сопровождают пения, а заполняют промежутки между песнями. Тоны инструмента имеют объем не более как в октаву, поэтому слышен только довольно однообразный шум, неприятный для развитаго музыкальнаго уха.

Напевы далматов унылы, мрачны и более походят на речитативы, нежели на настоящие песни. Содержание песен, большей частью, состоит в описании боя с турками и венграми.
 
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам